Музыкальная продукция как пример виртуальной реальности

топ 100 блогов alex_dragon20.01.2023

Последние десятилетия было много разговоров о виртуальной реальности и иллюзорности окружающей жизни. Связано это обычно с развитием вычислительной техники, более всего с её возможностями визуализации. Однако, если подумать, началось отнюдь не с неё и далеко к ней только не сводится. Конечно, картинка какой-нибудь лихой симуляции на мониторе нагляднее всего. Но по большей части мы не замечаем явлений виртуализа­ции в повседневной жизни, никак их не рефлексируя.

Если не замахиваться на всеобщие обобщения — вроде того что мы всегда и изначально живём в пространстве мифа, то роль техносферы в обсуждаемом явлении достаточно особая и уни­кальная, любопытная в разных своих аспектах. Хотя бы тем, что рукотворная, а следовательно обусловлена не какими-то внешними природными причинами, а внутренними, социальными.

Особо тут нужно отметить появление фиксации продуктов мыслительной деятельности, а особенно тех или иных записывающих устройств. Вообще говоря, начинать вести отсчёт надо с появления сперва изобразительного искусства, затем письменности. Однако, это будет тоже слишком далекий и широкий заход. Наверное, здесь так же уместно было бы отметить появление печатного станка, сделавшего литературу — особенно художественную — массовой, которую, наверное и надо считать одной из первых современных форм виртуальной реальности.

Конечно же нельзя не вспомнить кинематограф, который практически напрямую занимается созданием иллюзий, не даром повился устойчивый оборот про «фабрику грёз».

Но это темы либо слишком обширные, либо в общем-то очевидные. А я собственно обращу внимание на другой нюанс, на который кажется почти вообще не обращают внимания, либо не замечают. А именно на звукозапись. Точнее, тут тоже нужно было бы упомянуть в первых строках радио — именно в радиоспектаклях начали массово активно применять различные звуковые спецэффекты, начиная с банального громыхания железного листа, изображающего грохот молний. Однако это, как и кино — случаи явного иллюзиона, искусственность которого более или менее осознаётся. А вот есть область деятельности, которая с некоторого времени буквально пронизала всю жизнь современного человека от пелёнок до гроба, но пространство иллюзий которого осознаётся в основном специалистами да фанатами hi-fi — и то более с технической стороны, нежели с точки зрения социального бытия явления, а именно — «музыка». В кавычках, потому что сложно подобрать термин, правильно и односложно называющий данный феномен, который не сводится единственно ни к собственно музыке, ни к техническим особенностям, ни к формату бытования музыкальных произведений в социуме.

До поры, до времени всё было относительно просто: появившиеся средства звукозаписи должны были просто объективно фиксировать некий процесс и технически задача сводилась к наиболее точной его фиксации, всё более совершенной по мере развития соответствующих приборов. Идеалом в этом отношении нужно считать запись, неотличимую от оригинального звучания. Пока были распространены классические или народные музыкальные инструменты, здесь не было особого предмета для рефлексии, ставь микрофон и пиши. Однако появление электричества сильно всё изменило.

Во-первых, применение собственно электрических и электронных инструментов. Если нет особого вопроса что считать естественным звуком скрипки, рояля или гитары, то что считать естественным звучанием электрогитары и тем более синтезатора? Звучание которых в «естественной» среде просто не существует. Можно, конечно, положить, что естественным в этом случае будет такое звучание, которое услышит зритель в зале при исполнении композиции вооружёнными соответствующей аппаратурой музыкантами. Однако вот незадача: в силу ряда особенностей и технических сложностей записи с «воздуха» электрических инструментов как правило довольно неприятны на слух, да и применение звукоусиливающей аппаратуры в концертной деятельности направлено не столько на передачу нюансов музыкального рисунка, сколько на создание громкости — как минимум чтобы банально было далеко слышно, а зачастую и для специфического психологического эффекта, который является обязательным для значительного количества подобных представлений, смысл которых заключается отнюдь не наслаждении музыкальными произведениями как таковыми. Мало того, во многих случаях музыканты и вовсе не дают «живых» выступлений, а ведут исключительно студийную деятельность. То есть некий чистый и «естественный» звук в этих случаях существует исключительно в электронных внутренностях и цепях приборов.

Во-вторых, появилось такое явление и направление деятельности как звукорежиссура. Ныне музыкальное произведение даже если в исполнении не участвует ни одного электрического инструмента, а иной раз и вообще нет никаких инструментов (вроде известной в исполнении Бобби Макферрина «Don’t worry, be happy») — это плод достаточно сложной обработки звука и монтажа, наложение партий в которых — наверное, самый простой эффект. Та звуковая картина, которую мы слышим, включая проигрыватель или приёмник, в большинстве случаев — целиком изображение никогда не существовавшей сцены, где всё виртуально — от положения исполнителя в пространстве до собственно инструментов.

Это стало обычной и заурядной практикой уже более полувека назад, выросло несколько поколений людей, представление о музыке которых сформировано в общем-то форматом граммофонной пластинки. Само по себе это ни хорошо и не плохо, звуковой монтаж — такое же законное изобразительное средство, как и в прочих видах искусства. Однако это один из примеров всепроникающей виртуальности, которую в данном случае мало кто осознаёт, и искусственности среды, в которой обитает человек. Мы сами себе придумываем мир, в котором живём.

Чем дальше, тем в большей степени среда обитания определяется самим человеком, чем сторонними, природными факторами. Сожалеть тут приходится не о том, что это искусственно, а о том, что будучи продуктом противостояния стихии, мы научились строить какие угодно хитроумные и изощрённые стены снаружи, пользоваться плодами разумной деятельности, но пока так и не научились строить сознательно скелет изнутри, не преодолели стихийность в самих себе, не занимаемся сознательным созиданием социальной реальности, а отдаём это на откуп самотёку, кому угодно — богам, царям, президентам, «деловым людям», всё ещё оставаясь детьми природы в самом важном моменте своего существования. Разум, не способный направлять самого себя — безумен.


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
По предварительным данным, на выборах президента Белоруссии явка составила примерно 9/10 избирателей, из них за действующего президента Александра Григорьевича Лукашенко проголосовали примерно 8/10 явившихся. Таким образом, почти 3/4 ((9/10)*(8/10=72/100) ...
Uchrjab Дети - заложники вертикали В этом году не раз обращал внимание на новую моду: взятие в заложники детей. По закону. http://asterrot.livejournal.com/236282.html?thread=7993850#t7993850 http://asterrot.livejournal.com/236475.html?thread=8052155#t8052155 Делается это в двух случаях. Для выбивания долгов ...
Нужна толковая книга про отношения.Мне 29 лет. Работаю дома, где только я и 4 ...
- Как распознать истинного меломана?  - Он, услышав, как красивая женщина поет, моясь в ванной, припадает к замочной скважине ухом! У меня давно не было такого дивного вечера, как в среду. Ничего не стала вам рассказывать "с горячего", ибо все ...
Анна  Чампан не  перестает  веселить  меня  своими  глупыми  движениями.Лишенная  возможности  торговать собой  и Родиной  за  большие  деньги и недовольная  расценками на  себя  на  Родине, дама  ...