Музей В.А.Тропинина. Часть 2
uncle_pafnutiy — 04.01.2025
Вчера посетил "Музей
Василия Андреевича Тропинина и московских художников его
времени".
Начало здесь -
Музей В.А.Тропинина. Часть 1
Во второй части поста картины "художников его времени".
1.
2.
3.
4.
5.

Подключников Иван Николаевич,
Девочка, смотрящая в
стереоскоп, 1865
6.
7.

Неизвестный художник.
Портрет неизвестной в белом платье с
темно-коричневым бархатным шнурком на шее, 1840-е
8.
9.

Неизвестный художник.
Портрет Прасковьи Ивановны Мятлевой,
1780-е
10.
11.

Дамон Ортолани Джованни Баттиста (1750-1812).
Портрет княгини
Екатерины-Каролины Александровны Долгоруковой, 1804.
ЭКСПОЗИЦИЯ "ПАМЯТЬ о СЧАСТЬЕ"
12.
Заказ портрета в эпоху Золотого века русской культуры был
делом значительным, дорогостоящим и обычно связан с важными датами
для семейной истории. Такие портреты хранят моменты семейного
счастья и единения, лица близких, родных людей, нежные детские
образы, призванные навсегда остаться в родовой истории.
В пространстве экспозиции представлены как крупноформатные
полотна, так и камерные акварельные портреты, миниатюры с
изображениями членов императорской фамилии, русской аристократии,
дворян «средней руки» и купеческого сословия. Авторы - ведущие
мастера В.А. Тропинин, А.П. Брюллов, П.Ф. Соколов, В.И. Гау, Т.А.
Нефф, Г.Г. Гампельн и неизвестные русские художники. Семейный сюжет
задумывался как документ о родовой истории - произведение
искусства, отражающее Личную память о счастье.
Тема семьи и детства в портретной живописи обрела популярность
в эпоху сентиментализма на рубеже ХVІІ-ХІХ вв. Создание подобных
произведений требовало от художников высокого мастерства в
композиции И выстраивании групповой мизансцены, драматургии общения
портретируемых между собой и со зрителем.
Зачастую большие семейные портреты заказывали по случаю
покупки дома. Малоформатные акварели или миниатюры дарили
родственникам, их отправляли вместе с письмами, брали в путешествие
или в военный поход. Образ матери с ребенком можно трактовать как
желание декларировать свою социальную роль - свидетельство женской
эмансипации, начавшейся в конце ХІХ в. Предназначение матери,
ответственной не только за рождение, но еще за воспитание и
образование детей становилось все более и более определённым. В
детском портрете проявляется родительская тревога, столь понятная
во все времена, а также сентиментальное желание оставить на память
любимые, родные образы. Поводом для заказа портретного произведения
могло быть и печальное событие-уход члена семьи. Тогда любимый
образ сопровождал переживания горестного этапа и оставался
воспоминанием о счастье при жизни дорогого всем человека.
Образ ребенка, пока ещё неспособного к осознанному
позированию, высвечивал особый дар творческого воображения мастера.
Задачей высшего порядка было представить вместе взрослого и дитя,
поскольку требовалось передать возрастной контраст в рамках одного
произведения. Признанным мастером такого портрета был В.А.
Тропинин, и детский портрет в его исполнении демонстрирует
виртуозное мастерство художника в передаче изменчивой мимики
ребенка, наивного очарования и застенчивости взгляда.
Образы детей традиционно дополнялись значимыми аксессуарами со
скрытым смыслом. Например, игрушки или книги в руках мальчиков
становились символами их будущего образования и карьеры. Хлыст для
верховой езды - метафора дисциплины, необходимой для правильного
воспитания. Собака рядом с девочкой служила аллегорией будущей
супружеской добродетели - верности. Современникам были понятны и
изображение разнообразных цветов - символов красоты и предстоящего
расцвета жизни. На языке цветов создавались тайные послания для
выражения чувств и идей. Мальчиков часто изображали с яблоком, что
отсылало зрителя к библейскому сюжету о древе познания добра и
зла.
Настоящая экспозиция демонстрирует смысловое богатство
портретной живописи позволяет убедиться в том, что значение семьи
остается неизменным. П.А. Флоренский называл портрет ликом рода»,
который способствует «метафизическому соборному единству» разных
поколений.
Мария Сарычева, искусствовед
13.
14.
15.
16.
17.
Неизвестный художник . Дети на берегу Волги с
видом Казани, Середина ХІХ . Холст,
масло
Из
собрания Музея В.А.Тропинина
18.
Каневский Ян Ксаверий (1805-1867), Портрет мальчика , 1845 .
Холст, масло
из
собрания Музея В.А. Тропинина
19.
20.
21.
Нефф
Тимофей Андреевич (1805-1878), Портрет неизвестной с
ребенком, 1840-e
Холст,
масло
Моду на
портретирование матери с ребенком в конце ХІ в. ввела Французская
художница Елизабет Виже Лебрен. Не последнюю роль в этом сыграла ее
венценосная заказчица, Французская королева Мария Антуанетта.
Ихонография портрета работы Т.Н. Неффа восходит к творчеству
прославленной Француженки. Образы матери с ребенком - это
самопрезентация модели, декларация ее главной социальной рали. Не
стоит забывать о том, что женский пол очень долго не воспринимался
как полноценный. Идеология просвещения способствовала началу
женской змансипации. Роль матери, ответственной не только за
рождение, но еще за воспитание и образование детей становится все
более и более артикулированной. Николаевская эпоха поэтизировала и
значительно возвысила женщину. Социальная значимост женского пола
начала признаваться государством, что выразилось в учреждении даже
новых наград. Несомненна, уверенность, амбиции и желания заказчиц
влияли на портретное искусство, что наглядно демонстрирует
представленный портрет.
22.
23.
24.
25.
26.

27.