рейтинг блогов

Музей техники в Верхней Пышме ч2: истребитель Як-3.

топ 100 блогов ru_aviation12.04.2023 Еще один советский самолет воин: Як-3 — советский одномоторный самолёт-истребитель. Самолёт Як-3 создал в 1943 году коллектив, возглавляемый А. С. Яковлевым, развивая уже оправдавший себя в боях истребитель Як-1. Всего было построено 4 848 самолетов (из них 4111 в ходе войны).
Музей техники в Верхней Пышме ч2: истребитель Як-3.
Авиационный музей "Крылья Победы" в Верхней Пышме.
все, что у меня есть по Як-3
 Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ru
http://ru.wikipedia.org/wiki
и других источников найденных мною в инете и литературе.


Истребитель Як-3 был доставлен в музей в 2015 году. Лучший советский истребитель военного времени из семейства «Яков» был разра­ботан в ОКБ А.С. Яковлева в 1944 году, производился в 1944-1946 годах на заводах No 31 (Тбилиси) и No 292 (г. Саратов). Экспонат был собран из облом­ков истребителей, найденных на аэродроме Африканда (Мурманская область). При воссоздании были использованы элементы фюзеляжа, остатки деревянных крыльев с лонжеронами, элероны и рули, фраг­менты капота, а также оригинальный двигатель М-105. Самолет несет бортовой номер 12, который не соответствует оригинальному и был нанесен в музее. Как мне подсказал Евгений Николаевич Лебедев: Як-3 собирался командой Лейко для музея Задорожного, собран из фрагментов Як-3, Як-9. После понимания, что в Россию приедет Як-3 1712, отправлен в Пышму.
Музей техники в Верхней Пышме ч2: истребитель Як-3.

В феврале 1943 года завершилась постройка истребителя Як-1М. Он представлял собой дальнейшее развитие самолета Як-1, от которого отличался, в основном, меньшим весом и крылом меньшей площади. Летные данные машины заметно улучшились максимальная скорость на высоте 4430 м возросла до 633 км/ч, время набора высоты 5000 м при взлетном весе 2655 кг сократилось до 4,1 минуты. В сентябре 1943 года был подготовлен улучшенный вариант- Як-1М Дублер. У этого самолета полотняную обшивку хвостовой части фюзеляжа заменили на фанерную толщиной 2 мм, доработали системы охлаждения воды и масла, применили безмачтовую антенну, кольцевой прицел с мушкой сменили на коллиматорный, улучшили бронирование и поставили новый винт.
Музей техники в Верхней Пышме ч2: истребитель Як-3.

Летчики-испытатели остались довольны новым истребителем. В их отзывах говорилось, что Як-1М обладает превосходной горизонтальной и особенно вертикальной маневренностью. Максимальная скорость значительно увеличилась по сравнению с серийными самолетами Як. При наличии высоких летных данных самолет остался простым в пилотировании и не требует более высокой подготовки летного состава.
Музей техники в Верхней Пышме ч2: истребитель Як-3.

Летчик облетывавший самолет - генерал-майор авиации, Герой Советского Союза Петр Михайлович Стефановский писал : "Учитывая отличные летные данные самолета, хорошее вооружение и большое удобство для летного состава, целесообразно рекомендовать как можно быстрее внедрить данный экземпляр в серийное производство взамен Як-1 и Як-7, необходимо оставить только Як-9 для установки на них в дальнейшем моторов М-107А".
Музей техники в Верхней Пышме ч2: истребитель Як-3.

Очередной истребитель получил путевку в жизнь, а заодно и новое имя - Як-3. Первые серийные самолеты направили в 91-й истребительный авиационный полк 2-й воздушной армии, который в июне 1944 года принимал участие в наступательной Львовской операции. Более 40% летного состава полка составляли молодые пилоты, никогда не принимавшие участия в боях Тем не менее, за полтора месяца они успешно выполнили 430 боевых вылетов провели пять воздушных групповых боев, уничтожив 23 самолета противника. Свои потери составили два Як-3. Вывод пилотов был однозначен : "На высотах до 5000 м (выше боев не проводилось) Як-3 превосходит и Bf-109 и Fw-190. Як-3 легко догоняет истребители противника на вертикальном восходящем и нисходящем маневре" .
Музей техники в Верхней Пышме ч2: истребитель Як-3.

Первые две сотни серийных Як-3 вооружались пушкой ШВАК и одним синхронным пулеметом УБ, а затем был установлен второй синхронный УБ. Из недостатков самолета летчики отмечали малый запас топлива, что делало неэффективной свободную охоту ввиду малой продолжительности боевого вылета. Поэтому Як-3 использовались в основном по вызову наземных постов.
Музей техники в Верхней Пышме ч2: истребитель Як-3.

Другой недостаток - слабое крепление верхней обшивки крыла. Были даже зафиксированы случаи ее отрыва на выходе самолета из пикирования с максимальной скоростью. Однако бывали случаи, что несмотря на такие повреждения истребители совершали нормальную посадку. Зная опасную особенность машины, летчики старались не выходить на недопустимые режимы, потому неприятности скоро прекратились, и легкий маневренный Як-3 быстро завоевал популярность.
Музей техники в Верхней Пышме ч2: истребитель Як-3.

Отличные летные данные машины, многочисленные вражеские самолеты, поверженные в боях на этом истребителе, и высокий эмоциональный подъем, характерный для заключительного периода войны способствовали тому что в сознании многих пилотов Як-3 стал символом советского истребителя предвестником Победы.
Музей техники в Верхней Пышме ч2: истребитель Як-3.

Мысли тех, кто летал и сражался на Як-3, пожалуй наиболее образно выразил генерал-майор авиации Герой Советского Союза командир 303-й авиационной дивизии Георгий Нефедович Захаров: "До получения частями 303-й дивизии самолета Як-3 я летал на всех истребителях начиная от И-2бис, включая иностранные, а также истребители Як-1, Як-7Б, Як-9 (всех вариантов). В последнее время летал на самолете Ла-5ФН считая его наилучшим. С поступлением Як-3 выполнил на нем ряд полетов и сделал следующий вывод: подобному истребителю нет конкурентов.
Музей техники в Верхней Пышме ч2: истребитель Як-3.

В эксплуатации Як-3 прост и доступен техсоставу, устойчив при взлете и при посадке, в пилотаже доступен любому летчику что совершенно исключено для самолета Ла-5ФН. Летчиками 18-го гвардейского полка и отдельного истребительного полка Нормандия Як-3 был освоен после 3-5 часов полета. На самолете Як-3 я провел ряд учебно-воздушных боев с Як-9 и Ла-5 и всегда выходил победителем. Приходилось встречаться на поле боя с Me-109 и Як-3 показал абсолютное превосходство".
Музей техники в Верхней Пышме ч2: истребитель Як-3.

Бесспорно, Як-3 - один из самых совершенных наших истребителей времен Великой Отечественной войны. Конструкция истребителя была проста и рациональна. Основу фюзеляжа составляла стальная трубчатая ферма. С целью сокращения веса ферма фюзеляжа выполнялась зацело с моторамой. В остальном каркас фюзеляжа так же, как и его теоретические обводы не отличался от Як-1, Як-7 и Як-9. В носовой части обшивку фюзеляжа составляли легкосъемные дюралевые капоты, хвостовая часть обшивалась фанерой.
Музей техники в Верхней Пышме ч2: истребитель Як-3.

Крыло Як-3 неразъемное двухлонжеронное. Профиль крыла - "стандартный яковлевский" Clark YH с относительной толщиной 14% у корня и 7% на конце крыла. Для сравнения: на Як-1, Як-7, Як-9 - 15% у корня и 8% на конце. Крыло имело металлический каркас-лонжероны, нервюры и фанерную обшивку. Как и на Як-9 обшивка приклеивалась к специальным фанерным накладкам, приклепанным к металлическому каркасу заклепками. Опыт боевого применения показал что такое соединение недостаточно прочное.
Музей техники в Верхней Пышме ч2: истребитель Як-3.

Уже после войны для Як-3 было сделано крыло с дюралевой обшивкой, но серийно этот самолет не строился. Однако металлическое крыло Як-3 вскоре нашло применение на учебно-тренировочном Як-11 и на реактивном Як-15. Точно также на этих самолетах на металлические были заменены деревянные киль и стабилизатор Як-3. На всех истребителях Яковлева для оперения использовался профиль RAF-30.
Музей техники в Верхней Пышме ч2: истребитель Як-3.

Силовая установка истребителя состояла из мотора ВК-105ПФ2 мощностью 1240 л.с. с воздушным винтом автоматически изменяемого шага ВИШ-105СВ-01. Бензобаки, как на всех истребителях Яковлева, размещались в крыле, их общий объем составлял 370 литров. Водяной радиатор установили за кабиной пилота.
Музей техники в Верхней Пышме ч2: истребитель Як-3.

Особенность установки водяного радиатора на Як-3 заключалась в том, что он был глубоко утоплен в фюзеляж, а канал подвода воздуха к радиатору резко расширялся. Это приводило к уменьшению скорости воздушного потока, обдувающего радиатор. В результате эффективность охлаждения повышалась, а аэродинамическое сопротивление самого радиатора, как и его наружного обтекателя существенно снижалось. Тот же принцип использовался и при компоновке маслорадиаторов.
Музей техники в Верхней Пышме ч2: истребитель Як-3.

Вооружение Як-3 состояло из мотор-пушки ШВАК и двух синхронных пулеметов УБ.
Музей техники в Верхней Пышме ч2: истребитель Як-3.

С целью предельного облегчения на Як-3 был установлен минимально необходимый комплект бортового оборудования, позволивший вести бой днем в простых метеусловиях. Обязательным элементом оборудования была радиостанция обеспечивающая двухстороннюю радиосвязь.
Музей техники в Верхней Пышме ч2: истребитель Як-3.

Выпуск и уборка шасси, посадочных щитков, управление тормозами на всех истребителях Яковлева осуществлялись пневмосистемой. По сравнению с гидросистемами, используемыми для этих целей на истребителях Лавочкина или с электросистемами американских истребителей, пневматика была менее надежной доставляла много хлопот механикам. Зато экономия веса составляла десятки килограммов.
Музей техники в Верхней Пышме ч2: истребитель Як-3.

С появлением Як-3 в нашей стране был налажен массовый выпуск истребителей, значительно превосходивших самолеты противника, завоевано безраздельное господство в воздухе, и итог войны был уже предрешен.
Музей техники в Верхней Пышме ч2: истребитель Як-3.

Модификации:
Истребитель Як-3, начиная с первого опытного самолёта Як-1М (экземпляр 1) и заканчивая последними серийными машинами 1946 года выпуска, имел 18 модификаций. Из них 4 по планеру, 8 по двигательной установке и 6 по вооружению.

Як-1М М-105ПФ (опытный экземпляр 1). Опытный экземпляр истребителя Як-3, являвшийся дальнейшим развитием Як-1 и Як-9. Отличался от них меньшими габаритами крыла и полётной массой, более совершенной аэродинамикой и более высокими лётно-тактическими характеристиками.
Як-1М М-105ПФ2 («Дублёр»). Являлся вторым экземпляром опытного самолёта Як-1М и отличался от него улучшенной аэродинамикой, двигателем повышенной мощности М-105ПФ2 и усиленным шасси. На самолёте были также устранены дефекты, выявленные в процессе госиспытаний на Як-1М 1. Самолёт превосходил по скорости экземпляр №1 у земли — на 25 км/ч, на 1-й границе высотности — на 20 км/ч, на 2-й границе высотности — на 19 км/ч и на высоте 5000 м — на 17 км/ч. Превосходство над Як-9 достигало 50-53 км/ч во всем диапазоне высот.
Як-3 ВК-105ПФ2 (серийный). Самолёт, в целом, был идентичен модели Як-1М «Дублёр», за исключением незначительных, но многочисленных изменений, внесённых для устранения дефектов, выявленных на государственных и войсковых испытаниях, а также изменений, сделанных с целью упрощения обслуживания и эксплуатации самолёта на земле.
Як-3П ВК-105ПФ2 — серийная модификация с чисто пушечным вооружением. Вместо мотор-пушки ШВАК с запасом 120 снарядов и двух синхронных пулемётов УБС с запасом по 150 патронов на Як-3П были установлены одна мотор-пушка Б-20М (120 снарядов) и две синхронные Б-20С (по 130 снарядов). В связи с этим изменилась компоновка установок вооружения. Масса оружия и боекомплекта стала на 11 кг меньше, чем у серийных Як-3. Вес секундного залпа составил 3,52 кг/с. Выпуск начался в апреле 1945 и продолжался по 1946 год. Всего выпущено 596 экземпляров.

Музей техники в Верхней Пышме ч2: истребитель Як-3.

Як-3 с ВК-107А — Опытный Як-3 смешанной конструкции с двигателем ВК-107А взлётной мощности 1650 л. с.,и винтом ВИШ-107ЛО диаметром 3,1 м. Был произведён вариант с крылом как смешанной конструкции, так и с металлическим крылом.
Як-3 с ВК-108 — версия с более мощным двигателем ВК-108 («потомком» ВК-107А), развивавшим мощность на взлёте 1800—1850 л. с. Новый мотор имел новый двухскоростной нагнетатель с лопатками Поликовского и очень напряжённый тепловой режим, был не доведён и очень ненадёжен. Модификация Як-3 с ВК-108 стала самым быстрым советским поршневым истребителем, показав на испытаниях скорость 745 км/ч.
Як-3К — версия с крупнокалиберным орудием НС-45, оказавшаяся менее удачной, чем Як-9К, из-за сильной отдачи при меньшем весе.
Як-3ПД — высотная модификация Як-3 ВК-105ПФ2 с двигателями ВК-105ПД и ВК-105ПВ.
Як-3РД c ВК-105ПФ2 и РД-1 (Як-3Р) — модификацией серийного самолёта Як-3 с ракетным двигателем РД-1 конструкции В. П. Глушко. Двигатель РД-1 развивал максимальную тягу в 300 кг в течение 3 мин.
Як-3Т — опытная противотанковая версия с 1×Н-37 (25 снарядов) и 2×Б-20 (100 снарядов). По внешнему виду Як-3Т отличался от серийных Як-3 выступавшим из кока винта дульным тормозом пушки H-37, который поглощал до 75 % энергии отдачи пушки.
Як-3Т-57
Як-3ТК — использован мотор ВК-107А с турбокомпрессором
Як-3У — созданная в 1945 году версия со звездообразным двигателем воздушного охлаждения АШ-82ФН.
Як-3УТИ
Як-3М — ОКБ Яковлева в 1992 году построило 12 экземпляров для коллекционеров по оригинальным чертежам цельнометаллического Як-3. Вооружение отсутствует, двигатель 1 ПД Allison 2L мощностью 1325 л.с, вес пустого самолёта 2210 кг
Музей техники в Верхней Пышме ч2: истребитель Як-3.

ЛТХ Як-3
Экипаж: 1
Длина: 8,49 м
Размах крыла: 9,20 м
Высота: 2,38 м
Площадь крыла: 14,83 м²
Масса пустого: 2105 кг
Масса снаряжённого: 2650 кг
Силовая установка: 1 × ВК-105ПФ2
Мощность двигателей: 1 × 1240 л.с.
Лётные характеристики
Максимальная скорость: 645 км/ч
Крейсерская скорость: 600 км/ч
Практическая дальность: 648 км
Практический потолок: 10 700 м
Скороподъёмность: 1 111 м/мин
Вооружение
Стрелково-пушечное: 1 × 20-мм пушка ШВАК,
2 × 12,7-мм пулемёта УБС

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
С 0:10 Сегодня застой на ютуб. Что есть, то и публикую из свежего... ...
Анонимный посетитель привлекает внимание к комменту Марка в дискуссии на его сайте, посвященному возвращению автора к тому, что он (аноним) называет «Четвертой версией» теракта: Действительно, обоснованию версии, согласно которой целью террористов был не пассажирский самолет, а ...
От популярного писателя ждут, что он все время будет писать одну и ту же книгу, забывая, что тот, кто пишет одну и ту же книгу дважды, не в состоянии написать её даже один раз — (с) Джордж Оруэлл ...
Здравствуйте уважаемые. Делаю выкладку лучших на мой взгляд материалов, которые я запостил на своем блоге за этот месяц. Делаю я это ежемесячное священнодействие по двум причинам: 1) если кто то пропустил какие-то из моих материалов, но имеет желание их прочесть, чтобы просто было удобно; ...
Ты не знаешь, что будет. Ты даже не знаешь толком, что было. Потому, что это самое "было" такое... неуловимо-меняющееся от минуты к минуте, от вдоха до выдоха, от запах, вкуса, случайной ноты.... Было... А было ли? Ты столько раз внутри себя переписывал уже эти страницы, что теперь почти ...