Музей истории церкви на Южном Урале.

топ 100 блогов iris_arctic11.03.2023 Музей истории церкви на Южном Урале.
Очередная горяченная рекомендация!
Музей находится в цоколе Свято-Симеоновского кафедрального собора. А собор этот - на Кыштымской, недалеко от Торгового центра.
Группа вк - вот. Заранее позвонить Анне Викторовне и в хорошем настроении готовиться к посещению. Полутора часов нам оказалось мало!
Слушать, слушать, задавать вопросы.
Я не про религию и боялась, что для меня будет слишком много специфической информации, но нет. История церкви очень тесно связана с историей простого человека и историей города, поэтому все было сбалансировано и славно.

Музей истории церкви на Южном Урале.
Сам собор-то красивый какой! Изразцы милейшие, территория красивая. Летом здесь наверняка очень живописно.
Музей истории церкви на Южном Урале.
А мы заходим и нас встречает парта. Обычная такая парта, с откидывающейся крышкой. Помните, да? Я вот сидела за подобной. Крышка гремела, ну да ладно.
Эту парту изобрел Петр Коротков. Интересная история - Коротков был студентом в СПб, имел (очень) активную жизненную позицию, за что и был сослан в Свердловскую область, село Бруснята (Бруснятское). Ссылка-ссылкой, а пылкую душу и идеи не спрячешь и вот через какое-то время Короткову разрешают вести уроки в местной школе. Долго ли, коротко ли, но выходит КОротков с идеей новой парты - для двух учеников, с откидывающейся столешницей под углом, с подставкой для ног, полочкой для учебником, желобком для книг и крючком для рюкзака. Парта делалась из доступных материалов.
Здесь надо сделать ремарку. Наверняка Петр КОротков в СПб видел родственника своего изобретения - парту офтальмолога Эрисмана, который создал ученический стол с наклонной столешницей для профилактики ухудшения зрения. Парта Эрисмана была одноместной, делалась из благородного дерева и не была широко распространена.
А парту ссыльного Короткова отправили на (Всемирную выставку) Урало-Сибирскую выставку, где она взяла серебро. А дальше информация о парте доходит до императора, где с его подачи такие парты становятся обязательными в школах: эргономично и экономично.
В современных школах остались где-нибудь подобные парты? У моих в школе просто столы. И стулья, на которых можно прекрасно качаться и рвать линолеум.
Музей истории церкви на Южном Урале.
Просто информация, фотография мимо.
Первый городской храм открылся после основания Челябинской крепости (совр. пересечение Труда и Цвиллинга).В 1766г. был построен Христорождественский собор. В это же время первый храм переносят в Заречье, со временем храм становится Свято-Троицким храмом.
Бум церковного строительства приходится на открытие станции Челябинск Транссиба.
В 1917 г. в Челябинске 17 православных храмов. Население города в это время 70 тыс. человек. Т.е. на храм приходилось в среднем 4 тыс. человек.

Музей истории церкви на Южном Урале.
В 1848г. появляется небольшая женская община, которая в 1862г. становится Одигитриевским женским монастырем (сейчас - гостиница Южный Урал).
Хозяйство монастыря поражает! Выращивали, занимались селекцией. У монахинь были пахотные земли, луга, лесные угодья. Фруктовый сад, пасека. Самообеспечение.
Мастерские: золотошвейная, белошвейная, иконописная, перелетная.Приходская школа.
На 1917год в монастыре проживали-трудились 355 сестер. И конечно, их труд, да и само наличие монастыря оказывало большое влияние на жизнь города.
В 1932г. весь монастырский комплекс разрушен, имущество конфисковано. 1921 монахини и иегуменья были арестованы и направлены в лагерь.

Музей истории церкви на Южном Урале.
Вот эта витрина привлекла меня больше всего - клад (буквально!) который нашли при недавних раскопках (?) - привет из Челябинского духовного училища. В кладе - письма, обертки, записки мальчика, который учился в училище этом. Рисунки - я ясно и явно представляю как этот мальчик рисовал, калякал, убирал фантик между страниц книг, писал в черновике. Такая машина времени!
Музей истории церкви на Южном Урале.
Разглядывать бесконечно и улыбаться - теплой улыбкой, материнской.
Музей истории церкви на Южном Урале.
Знак умножения не точкой, семерка без палочки по центру, тройка не с круглой верхней частью, единица просто чертой)

Музей истории церкви на Южном Урале.
Советская властья, подчинив себе Российскую империю, с беспощадной жестокостью уничтожала Русскую Православную Церковь не случайно, а потому что для нового государства нужен был "новый" человек. Если церковь воспитывала в человеке богоподобную личность, атеистическое государство превращало человека в безвольный винтик с идеологией вместо веры, с извращенными представлениями о нравственности, долге, отвтественности.
Музей истории церкви на Южном Урале.
Духовные основы жизни человечесвкого общества были попраны. Изменилось отношение к труду. людям, земле, жизни. Вместо рождения для Вечности, смыслом жизни становится утопическое светлое будущее. Вожди мирового пролетариата считали, что цель оправдывает средства. Русское боговорчество, по своим жестокости и размаху, превзошло все гонения, пережитые Церковью Христовой.
Я здесь сразу вспоминаю храмы в Курганской области - они есть не только там, конечно. Разрушенные, не подлежащие восстановлению. В лучшем случае, превращенные в ДК.
Музей истории церкви на Южном Урале.
Первая волна репрессий началась в 1918г.  Расстрелы, осквернения святынь и первые расстрелы.
Меня сильно впечатлила та часть музей Невьянской иконы, которая посвящена осквернению икон. В голове не укладывается.
Коллега рассказывает, что его прадед был священником в Нагайбакском районе. В 1918 году его и его сына расстреляли.
Наша история. Страшная. Кровавая.

А на фотографии - слева внизу. Наверное, не узнать. Ярославский. И тут я вообще не понимаю - площадь почему его именем назвали-то?
Емельян Михайлович Ярославский (Миней Израилевич Губельман) - революционер, руководитель антирелигиозной политики СССР. Пердседатель "Союза воинствующих безбожников" (красный билет слева - он самый). Площадь Ярославского - это где Христорождественский собор был. КАК ТАКОЕ ВОЗМОЖНО? Зачем такие злые шутки?
Музей истории церкви на Южном Урале.
Вторая волна - 1922г. Декрет об изьятии церковных ценностей. Массовые аресты и казни.
Третья волна - 1929г. Индустриализация и коллективизация. Количество арестованных и расстрелянных увеличивается.
Четвертая волна - 1932г. Безбожная пятилетка. "Имя Бога должно быть забыто на территории страны"
Пятая волна - 1937г. страна наводнена "шпионами, диверсантами и вредителями".
Духовенство почти полностью уничтожено.
Музей истории церкви на Южном Урале.
Приказ. Ниже по колонкам и по областям - сколько человек расстрелять (слева), сколько отправить в лагерь (по центру)
Музей истории церкви на Южном Урале.
Челябинская область - 1500 расстрелять, 4500 - лагеря (трудармия?).
Над Челябинской областью - Северная область, это примерно Архангельск.
Музей истории церкви на Южном Урале.
Лагеря НКВД - 10 тысяч человек. Расстрел.
Музей истории церкви на Южном Урале. Музей истории церкви на Южном Урале.
Богоборчество.
Музей истории церкви на Южном Урале.
А здесь уже другая часть выставки. Посмотреть не получилось, не было времени, но нам показали уникальный экспонат - АНТИМИНС (1715г). Города еще нет, а антиминс есть!

в православии четырёхугольный, из шёлковой или льняной материи, плат со вшитой в него частицей мощей какого-либо православного мученика, лежащий в алтаре на престоле; является необходимой принадлежностью для совершения полной литургии. Одновременно он является также и документом, разрешающим совершение литургии.
В силу того, что в антиминсе, как и в престоле, есть частица мощей, то в чрезвычайных ситуациях он может заменять собой престол, что позволяет закончить литургию в более благоприятных условиях. Также это свойство позволяет совершать литургию при отсутствии должным образом освящённого престола. К антиминсу, как и к престолу, могут прикасаться только лица, имеющие духовный сан. Для этого: диакон должен быть в полном облачении (стихарь, орарь и поручи), а на священнике должны быть епитрахиль и поручи (во внебогослужебное время фелонь необязательна).
Музей истории церкви на Южном Урале.  
Здесь про историю храмов, виды церквей (начиная с катакомбных храмов), особенности архитектуры, иконы. Но об этом в следующий раз - когда еще раз окажемся в музее. Сколько у нас мест невероятных! И людей, людей сколько!

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
24.02.2023 Плюшки
Архив записей в блогах:
Сизые голуби распространились по всему миру- это те самые "помойные" птицы, которых часто можно наблюдать вблизи свалок и мусорных контейнеров. Круглый год они разгуливают по многолюдным улицам и площадям городов, особенно, если там есть, чем поживиться. Вопрос. У голубей, живущих в ...
История первая, музыкальная. Это не моя история, но за что купил, за то и продаю. ...
Процитирую старую, но весьма поучительную историю (источник).«Как известно, ...
Не знаю, что случилось, но я впервые подумала, что лаки Dior это хорошо. И купила два оттенка: красный шиммер Apparat и тауп с непроизносимым названием Violet Nouveuau Monde. На этикетке последнего значилось "фиолетово-коричневый", потому что название в ...
В то время как по доступности медуслуг для граждан «репрессивная» Беларусь делит* первое место в мире совместно с Брунеем и Канадой, в «свободной» европейской Латвии образовалась задолженность населения перед медицинскими учреждениями. Люди просто не в состоянии оплатить визит к ...