"Мужество потерять — все потерять". Воспоминания Валентины Чемберджи о Дмитрии

топ 100 блогов philologist14.03.2021 Филолог и переводчик Валентина Чемберджи о композиторе Дмитрии Шостаковиче (1906-1975): "Со слов самого уважаемого мною из музыковедов я знаю — он очень образно обо всем рассказал, — как смертельно боялся Шостакович всякого соприкосновения с властью, как готов был на все, лишь бы только «они ушли» (если с чем-нибудь обращались к нему), как твердо был уверен, что царство советов установилось навеки и никто никогда не посягнет на это царство зла, а если и посягнет, то тут же окажется в небытии, но и посягательства никакие невозможны, так непоколебима его вечная мощь.

Мужество потерять — все потерять. Воспоминания Валентины Чемберджи о Дмитрии

Хорошо помню один его социально выразительный поступок. На фоне всячески поощряемых усилий в доведении музыки народов СССР до цивилизованного уровня он не выдержал несправедливости по отношению к композитору Василенко, который всю жизнь писал партитуры для узбекского «классика», музыкально безграмотного: тот не мог писать музыку не только в партитуре, но и в клавире тоже. Между тем Василенко пил и погибал в нищете, а «классик», ректор консерватории, царствовал в Узбекистане, как сановная феодальная персона или даже просто царек; его именем называли улицы и площади, на дне его бассейна лежали драгоценности для купавшихся в нем гостей, ему давали в Рузе лучший коттедж, перед ним заискивали, его боялись. И вдруг Шостакович во всеуслышание разоблачил типичное для советских времен жульничество, правда, «в особо крупных размерах», и сделал это так доказательно, что пришлось, несмотря на всю дружбу народов, теплые чувства к узбекам и так далее и тому подобное, лишить «классика» и ректорства, и всех самых наивысших званий. И стал он временно жалким и никому не нужным. Самое интересное — конец этой истории. Умер Дмитрий Дмитриевич, и немедленно «классик» воцарился снова на всех своих постах, и звания ему вернули. Как знакомо.

Очень многое я знаю о Шостаковиче понаслышке, из самых достоверных источников, но, как обещала, писать об этом не буду. Есть у меня история, косвенно связанная с его дружбой со Святославом Теофиловичем Рихтером. Неистовый ревнитель порядка во всем, будь то письма, открытки или ноты, картины, альбомы и т.д., Святослав Теофилович время от времени проводил как бы ревизию всего своего огромного — не знаю даже как назвать — архива будет неправильно, ну скажем, просто всего, что есть у него и лежит в разных ящиках секретера, в больших картонных коробках на полках аскетических комнат. Я однажды принимала участие в одной из таких разборок. Сортировала письма. И вот в тот памятный день нашла два письма: одно — от Генриха Густавовича Нейгауза и другое...

Сначала долго не могла понять, что это за письмо, разбирала характерный корявый почерк и вдруг поняла, что это письмо Шостаковйча! Я побежала с этим известием к Святославу Теофиловичу и сказала ему, что нашла письмо Шостаковича. И Рихтер подарил мне это письмо. Уже много лет мне хочется опубликовать его вместе с его историей, но все кажется, что еще не пришло его время и оно потонет в океанском прибое новейших биографических сведений, публицистики и разных интереснейших эссе, которыми переполнены сейчас наши толстые журналы. А теперь, когда толстые журналы еле-еле теплятся живыми, без денег и потока новых публикаций, может быть, уже и поздно. Но я верю в отклик в душах еще живых духом людей.

История этого письма такова: среди бесчисленных писем поклонников и поклонниц рихтеровского гения мне часто встречались письма от некоей Алениной (она не была москвичкой и писала Рихтеру откуда-то из провинции). Писала часто, и эти страницы, исписанные бисерным почерком, я всегда узнавала среди сотен других. Сами эти письма Алениной тоже могли бы, наверное, дать основу для всякого рода литературных произведений, потому что это пример какого-то особенно чистого, возвышенного и беспримесного преклонения женщины перед гениальным артистом. Так она годами писала и писала Рихтеру, откликаясь на всякий доступный ей его концерт, каждую выпущенную пластинку. Я этих писем не читала, потому что Аленина была жива, и мне не приходило в голову читать ее письма.

Как явствует из всего дальнейшего, в какой-то момент своей, видимо, не слишком счастливой жизни, Аленина обратилась за помощью к Шостаковичу, и он ответил ей. Шостакович всегда помогал всем, если мог, откликаясь на самые трудные просьбы. Одного музыканта даже вызволил из тюрьмы. Но, видимо, в случае с Алениной Шостакович не мог ничем помочь и написал письмо. Аленина же (поистине «есть женщины в русских селеньях»), предчувствуя расставание с жизнью и понимая всю бесценность оказавшегося в ее руках письма, переслала его Рихтеру! Чтобы оно не пропало, не затерялось, не исчезло. И оно не исчезло. Вот оно:

"23.11.1962 Москва
Многоуважаемая тов. Аленина!
Ваше пщьмо я получил. Я совершенно согласен с Вами, что наше искусство должно почтить светлую память многих невинных людей, трагически погибших в дни сталинского произвола. Среди погибших был и М. Н. Тухачевский, память о котором мне особенно дорога, т.к. я очень хорошо его знал. Это был, можно сказать, мой старший друг.
Я поставил своей ближайшей задачей написать одно, а может быть и несколько сочинений, посвященных памяти многих погибших наших людей. Не знаю, хватит ли у меня на это сил, но приложу все свои старания для этой цели — цели моей жизни.
В Вашем письме много горестных слов. Трудно мне Вас утешить, но не теряйте мужества. «Деньги потерять — ничего не потерять. Друзей потерять — много потерять. Мужество потерять — все потерять» гласит старая немецкая пословица.
За все добрые слова по моему адресу примите мою самую сердечную благодарность.
Крепко жму руку.
Д. Шостакович"


Из книги: Чемберджи В.Н. В доме музыка жила. — Москва: ACT, 2017. - (Вечная музыка. Иллюстрированные биографии великих музыкантов).

Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/
- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky
- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Молодые дагестанки — о себе, традициях и религии. Покупая чай в небольшом кафе в центре Махачкалы, я заметил на руке бариста, молодой девушки, татуировку «Кровосток». Стало любопытно, ведь в мусульманском обществе татуировки запрещены. Мы разговорились. Оказалось, что девушка ...
Купил диск WD на 3 терабайта из серии RED. Диск и вправду хорош, как о нем пишут. Тихий, достаточно быстрый. С "интеллектуально изменяемой" скоростью от 5400 до 7200 оборотов. Но оказалось, я попал в засаду, в стиле "640КБ должно быть достаточно для каждого" (c) . Оказывается, диски с ...
А не пора ли нам ехать на дачу? посмотрите сколько цветов для посадки уже продается на рынке, выбор такой большой.. Какие цветы вы предпочитаете выращивать ...
Зеленого перца не было, было бы красивше )) А мне котлетки С болгарской чубрицей ...
Граждане, прошу помочь актуальной информацией. На днях утром нужно будет попасть в Юбилейный квартал, что вроде как на съезде/выезде с КАД на Парашютную. Мне дюже удобно будет заехать туда с КАД, если ехать со стороны Выборгского (против часовой ...