Мудрость и философия | Войтов Александр

топ 100 блогов Войтов Александр — 18.05.2012

В Гайдпарке  изредка  появляются философские материалы и существуют философские сообщества. Знакомство с ними позволяет  выявить  отношение к философии  обыденных людей   и тех, кто является её энтузиастом и институциональным представителем. Радует  возможность осмыслить  отношение к философии многих людей, но печалят её оценки – господствует не серьезность отношения к ней и не понимание её в качестве  средства спасения общества.  Утверждая философию в качестве ведущей науки третьего тысячелетия,  сожалению о том, что господствует ложная её трактовка,   всё более дискредитирующая её.

Не вижу смысла обсуждать те аспекты жизни, которые каждый человек решает сам.  В то же время  имеется  в жизни нечто такое, для уразумения  чего не хватает   ума….  В таком случае  важны мнения других людей. Таковым  является, прежде всего, трактовка  сущности философии или ответ на вопрос «Что такое философия».

Этот вопрос  перманентно задают многие. Многообразие ответов  не содержит всех версий и, прежде всего, её основоположников – представителей классической философии, а поэтому создаётся ложное понимание философии и происходит ее дискредитация.

Не являясь институциональным философом и «переболев многими методологическими болезнями»,   уверовал в философию как лучшее орудие труда и острейшее оружие. На  изучение философии потратил  усилий на  порядок больше, чем студиозы философии, получающие  её диплом. Нашел у основоположников философии все  нужное, но разошелся  во мнениях с большинством современных институциональных философов. В результате возникла проблема – сделал ли я  переворот в трактовке философии или  сам перевернулся?  Вот это  и нужно выяснить с помощью мнений других….

Философский ответ на вопрос о сущности философии возможен на основе построения эволюционного ряда:

Ум  – мудрость – философия

Природа породила жизнь, а жизнь породила общество.

Природа → жизнь  → общество

Ум и умствование. Порождение природой жизни привело к возникновению качественно нового явления – информационных процессов, все более определяющих жизнь и ставших основанием возникновения общества. Информационные процессы в нервных системах породили ум (мозгование).  Деятельность ума или умствование – атрибут животного мира. Существенно различается плодотворность умствования и среди  животных. Зоологи содержательно показывают  данный аспект поведения животных.  Умствование – базовая  деятельность мозга людей, различающаяся у них.  Не все люди – умники….

Мудрость и мудрствование.  Уровень ума не одинаков у людей, а поэтому обособили мудрость как более развитую его форму у некоторых людей.   Сущность мудрости осознана в Древнем Египте, что можно видеть в поучении «Мерикаре»: «Мудрость создается знаниями». В Древнем Египте определена и научная природа мудрости – мудрость это наука, т.е. она возникает  на основез перенятия опыта жизни предшествующих поколений.

Мудрость коррелирует с длительностью жизни («мудрость седеющей бороды»). Содержанием мудрости являются знания, накапливающиеся  по мере усвоения опыта   и  зависящие от обстоятельств жизни.  Мудрость – эрудиция,  относящаяся ко всем сферам жизни. Мудрец даёт советы по всем вопросам жизни, деяний. Мудрость не обязательно рациональна и не всегда плодотворна. Скажем,  слышанный в детстве совет мудреца – «покататься по  земле перед посадкой арбузов с тем, чтобы их уродилось больше». Мудрость остается базой жизни общества, но давно её  не достаточно для решения всех проблем жизни. В связи с этим возник социальный заказ на философию как более развитую форму мудрости.

Философия и философствование.  В Древней Греции мудрость породила философию,  остающуюся  главной проблемой науки. Обществу  не хватило 25 веков  для того, чтобы уяснить суть философии, её отличие от мудрости. По И. Канту это – самая трудная  проблема  философии.  

В чем сущность философии? Философ  – мудрец?  Если да, то  нет философии, а есть мудрость. Не подлежит сомнению преемственность философии с мудростью или тот факт, что философия – превращенная, высшая  форма мудрости, не отрицающая своей предтечи, т.е. мудрости седой бороды. Философия  – мудрость, но особая. В чем  специфика философской мудрости?   Ответы современных философов на вопрос о сущности  философии расходятся с мыслями основоположников философии. Последние считали ее  «царицей» или наукой наук. Но  смысл этих выражений остается не определенным. Обычно  полагают, что философия породила науки…. На самом же деле наоборот: наука породила философию как   науку о науке.

Философия – наука. Её перенимают от предшественников. Этимология слова «наука» свидетельствует  о  её сущности – знания, возникшие на основе научения. Как и любая наука, философия  относительна. Каждый человек знает  малую долю науки. Претензии  отрицающих научность философии являются нонсенсом. Они получают право называться философом и получают  диплом только в меру  усвоения философских мыслей   предшественников. Каждый философ не изобретает нечто, абсолютно другое по сравнению с  мыслями предшественников и современников. Каждый из них мнит себя профессионалом, но разных объектов –  мировоззрения, общей трактовки мира и т.п.  Изучение их работ  убеждает в том, что  такие их знания не нужны представителям остальных наук. А поэтому давно провозглашен лозунг «Обойдемся без философии». И если бы такая философия исчезла, то общество ничего не потеряло бы. Но фактически это филодоксия, против которой выступали   Сократ,  И. Кант и другие.

Альтернатива филодоксии состоит в признании  философии  наукой о науке. Наука породила философию как инструмент перехода к  теоретической науке.  Философ – мудрец, эрудит, специалист и т.п.  в понимании науки как социального феномена. Он знает только   науку как социальное явление, её формы и  приемы теоретического объяснения любого объекта реальности. Философ  аналогичен математику, который разрабатывает интеллектуальные приемы познания количественного аспекта реальности и не знает всех её сфер, при понимании которых используется математика. Философ разрабатывает  интеллектуальные приемы  познания качественного аспекта реальности. Он не знает  всех объектов реальности, но указывает направления  формализации науки с тем, чтобы она стала теорией. Объект математики  – счет, сложение, умножение и т.п., а  философии  – суждения, силлогизмы, модель Порфирия и т.п.  Тем самым кардинальное отличие философа от просто  мудреца:  он  не всезнайка, а специалист;  не эрудит, а интеллектуал. Его функция  – учить всех  технологии мышления (анализу и синтезу, индукции и дедукции и т.п.) как основанию теоретического понимания объектов и тем самым успешного действия с ними.

Умствование врождённо, мудрость зависит от возраста, а философия – от специального обучения. Философия как наука о науке  позволяет легко и быстро освоить   могущество мышления, стать теоретиком и интеллектуалом.

Философия  – ведущая наука третьего тысячелетия и обеспечит прогресс общества  превращением людей в  теоретиков  и интеллектуалов. Условием прогресса общества является его философский ликбез. Учитесь мыслить, философствовать  17.05.2012

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Я каждый просмотр охуеваю: ну как можно делать такие невыразимо прекрасные, совершенные в каждой мелочи и в целом картины? После каждого просмотра очень сильно мотивирован становлюсь сотворить что-то тоже прекрасное, такое, совершенное. Вопрос только в том, что именно следует совершить. ...
Так выглядит автомобиль для оформления ДТП английской полиции. А вот такие чемоданчики недавно получили ИДПС в Екатеринбурге. По 2 штуки на отдел по оформлению ДТП. Почувствуйте разницу. ...
В чужом подъезде то ли дунул, то ли ширнулся. Начал бегать, в двери стучать, мол выходите, дом падает! Ну, народ вышел, смотрят, чувак – абсолютный неадекват. Решили ему люлей взвесить. Тогда этот упырь забежал в лифт и стал в нём кататься. Ну, типа, чтобы не достали его оттуда. Потом ...
С утра новость про быдло с пистолетом на ренже. Потом эту харю подхватили все- фонтанка, ЯП, КП. Урод буквально к обеду уже был известен на всю страну. И думается мне, что узнав о своей популярности, он просто подумал- а чё такого? Уроды, мля, фули им нада? Потом видео про учителя скорой н ...
Слушал краем уха в НГ-ночь.А щас решил таки выложить, хоть у вас и вся френд-лента в ...