Мозг шопоголика: почему нам нравится покупать и что с этим делать?
dissomnia — 07.06.2018 У подруги умерла бабушка. После похорон родители принялись разбирать вещи. Старая одежда, вырезки из журналов, какая-то посуда… Все выкинули без сомнений или сожалений, потому что оно никак не было связано с личностью умершей. «Зачем она копила это всю жизнь? С собой все равно забрать не смогла,» - недоумевает подруга. Грустно, потому что куча хлама мешала ее родителям нормально передвигаться по квартире, дышать полной грудью. На ненужных вещах копилась пыль. А сколько тревог и забот было связано с необходимостью перемещения всего это добра в случае ремонта или уборки!Поколение наших бабушек было сосредоточено на накоплении и сохранении. Чего только стоят сараи и подвалы, которые шли в комплекте с хрущевками! Они использовались для того, чтобы складывать там барахло и забывать о нем навсегда. После заполнения сарая переходили к забиванию хламом балкона. Разбирать многочисленные вещи на нужные и ненужные или что-то выкидывать было не принято. Война, голод, нищета – все это слишком отчетливо отпечаталось в памяти наших бабушек. Поэтому принцип «сохрани все на случай бомбежки, стихийного бедствия или нашествия инопланетян» выполнялся неукоснительно.
Кажется, будто эпоха патологического накопления осталась в прошлом? На самом деле, нет. Любовь к накопительству никуда не делась – она будто передалась с памятью поколений, немного видоизменившись.
Сегодня наша реальность состоит из бесконечных призывов к приобретению. Крупный банк присылает своим клиентам смс: «Уважаемая N., на вашей карте осталось Х рублей для исполнения желаний!» Ничего необычного, если не задуматься на минуту – а что, счастье возможно только за деньги? Желание – непременно импульс стать обладателем чего-то материального? Сеть магазинов спортивной одежды призывает купить новые леггинсы – без них, мол, невозможно добиться решительно ничего – ни выносливости, ни избавления от лишних килограммов. Даже медицинские журналы сегодня больше напоминают каталог аптечных товаров. Большинство статей из русской периодики для врачей имеют очень узнаваемую структуру: немного теории во вступлении и далее песня во славу очередного «фуфломицина» с притянутыми за уши данными исследований, которые проводились «на коленке».
Наш мозг радостно поддерживает стратегию бездумного потребительства. А маркетологи с успехом используют эту человеческую слабость. Покупка любых, даже ненужных вещей, так же, как и жирная или сладкая еда, или сигарета с чашкой кофе, вызывает подъем уровня дофамина в мозге. Однако уровень «нейромедиатора счастья» сразу после покупки быстро снижается, вызывая острое желание повторить опыт приобретения. Так в шкафу оказывается масса вещей с этикетками, которые вы не наденете никогда; по квартире расползаются глянцевые журналы, которые никто не прочтет; в смартфоне оказываются десятки закладок на полезные ресурсы, которые вряд ли не дождутся своего часа.
читать дальше...
|
</> |