Мозаичный мир и правило нерелевантности большой войны для завоевателя.
alex_rozoff — 09.10.2024 В обзоре тематических заметок* за 5 лет рассмотрены качественные перемены в геоэкономике и геополитике. Показано, что мировые иерархии со сверхдержавами на вершине – уже невозможны. И мировой порядок невозможен. Это уже археология.О сбывшихся прогнозах добавлено в комментарии к твиту Маска о роях дронов**.
А история продолжает идти по прогнозам*. Уже видно, как открытый рынок (в т.ч. серый и черный) начнет наполняться малобюджетными эффективными боевыми дронами. Пока на сумму около $20 млрд. в год***, а дальше – больше.
Дело не только в дронах, а вообще в малобюджетном массовом асимметричном оружии, которое производится децентрализовано и продается без правил. Главный принцип новой геополитики: открытый рынок анти-сверхдержавности (т.е. вооруженной защиты от постоянной угрозы со стороны сверхдержав, пока не исчезнет последняя из них).
Отсюда следует правило нерелевантности большой войны для завоевателя. Иначе говоря: завоеватель не получит тот результат, который планирует даже по программе минимум.
Это не что-то новое, это развитие тренда, о котором предупреждал Бисмарк в 1880-м:
«Горе тому государственному деятелю, который не позаботится найти такое основание для войны, которое и после войны ещё сохранит своё значение... Даже победоносная война - это зло, которое должно быть предотвращено мудростью народов». (Отто фон Бисмарк)
После цикла мировых войн, историки высказались более четко и прагматично:
«Война стала роскошью, которую могут себе позволить лишь малые нации».(Ханна Арендт)
«Если б исход войны можно было предвидеть, прекратились бы всякие войны». (Кароль Бунш)
Дело в том, что традиционная и неизменная цель завоевательных войн - захват новых территорий – утратила экономический смысл.
До индустриальных революций этот смысл состоял в присвоении аграрного ресурса (плодородных земель вместе с обрабатывающими их крестьянами) после победы над армией противника в локальных сражениях, минимально повреждающих этот ресурс.
Иногда это срабатывало, иногда - нет, но индустриализация перечеркнула эту бизнес-модель. Теперь если завоеватель наталкивался на хоть сколь-нибудь значительное военное сопротивление, то у него исчезали любые шансы выиграть что-либо. Война становилась для него синонимом экономического провала, а выигрывал кто-то третий.
До 2010-х у властей государства-завоевателя был шанс выиграть что-то идеологическое: «продать» своим подданным убедительную военную победу как великое достижение (пусть купленное ценой экономического провала).
Но в мозаичном мире 2020-х, конторы которого прорисовываются после краха «Великой перезагрузки», уже невозможна убедительная военная победа завоевателя. При наличии массового малобюджетного асимметричного оружия, победа или невозможна вовсе, или возможна только в форме Пирровой победы.
…Такие дела…
----------------------------------------
*) https://alex-rozoff.livejournal.com/757612.html
**) https://alex-rozoff.livejournal.com/822270.html
***) Ukraine weighs lifting arms export ban in bid to scale up drone industry
https://www.ft.com/content/aec4c3b3-56ab-4774-b342-250d5445ba6e
|
</> |