Моя версия истории созыва 2-го съезда (из переписки с друзьями)
libelli_nestor — 23.08.2022 Теги: ЛавровНачинать правильно с начала, с предшественников социал-демократов революционных народников. Их ведущими идеологами были, как известно, Бакунин, Ткачев и Лавров. Все они одинаково исходили из представления о русском мужике (т. е. крестьянине) как о прирожденном бунтаре, внутренне готовом к совершению революции, которую оставалось только каким-то образом начать. Плеханов начинал свою революционную деятельность как бакунист. Наверно, глубже всего философию Бакунина передает его слоган: "Власть народа посредством самого народа". Революционерам, таким образом, предписывалось ажитировать, "тормошить" крестьянство, "звать Русь к топору", к назревающей революции, которую идеологи народничества представляли не буржуазной, а социалистической, различая притом политическую революцию от социальной. Политическая революция, по их представлениям, свергает старый строй, а новый устанавливается по ходу социальной, в ходе которой завоевания политической революции "вживаются" в плоть и кровь народа.
Летом 1879 г. во второй "Земле и воле" происходит, как известно,
раскол на "Народную волю" и на "Черный передел", руководителем
которого становится Плеханов. Т. е. тогда он с позиций бакунизма
переходит на позиции лавризма, согласно которому русский мужик
готов к революционным действиям не настолько сильно, как
представлял Бакунин, нуждается в продолжительной пропаганде.
Вообще, по Лаврову, русский крестьянин - специфически русская
разновидность, аналог западного пролетария. К тому времени, когда
Плеханов учреждал "Черный передел", уже вполне сложилось течение т.
наз. впередовцев (от названия издававшегося в эмиграции журнала
"Вперед!"), или поздних лавристов. Они вполне сочувствовали
германским социал-демократам, сами себя называли
социал-демократами, принимавшими марксизм, хотя были знакомы с ним
весьма поверхностно, понимали неглубоко. Возможно, были знакомы с
марксистской критикой бакунизма как анархизма, но понимали ее не
как критику анархизма, последователями которого являлись сами, а
как именно бакунизма - идеологии, оппонировавшей лавризму. Лавров
только в последний год своей жизни четко выразил свое положительное
отношение к социал-демократии и даже, по свидетельству
Бонч-Бруевича, выразил желание вступить в РСДРП, но вскоре затем
скончался.
Члены "Черного передела" действовали в большинстве в деревне, живя
в коммунах, пытаясь пропагандировать крестьян. Это движение
существовало очень долго, едва ли не по пореволюционный период, с
течением времени перерождаясь в либеральное народничество. Но не
все чернопередельцы этого направления были настолько терпеливы. В.
Засулич, в частности, после проживания в деревне в течение
нескольких месяцев, с горечью заключила: "Этих мужиков надо как
следует посечь, чтоб сделать из них революционеров".
Меньшинство членов "Черного передела" действовало в городах.
Наиболее крупные и деятельные их организации были в Петербурге и
Харькове. Революционные народники, как известно, исходили из
представления о том, что, поскольку рабочие сохраняли широкие и
прочие связи с деревней, они годятся для пропаганды в деревне лучше
интеллигентных пропагандистов. Но их требуется для того готовить,
создавая и ведя рабочие кружки. В этом чернопередельцы сходились с
народовольцами и нередко действовали сообща. Далее, в программе
"Черного передела" имелся пункт о т. наз. фабричном терроре как
форме классовой борьбы - организации диверсий на предприятиях в
знак протеста против чрезмерных притеснений рабочих. У
народовольцев такого пункта не было, но, собственно, он и не дошел
до воплощения в реальной практике. Наконец, народовольцы сходились
с чернопередельцами в том, что спропагандированные рабочие призваны
сыграть в революционных событиях в городах такую же роль, которую
они сыграли в Парижской коммуне.
Итак, чернопередельцы в городах занялись созданием рабочих кружков
и работой в них. И для них стало неожиданностью то, что многие
вопросы классовой борьбы пролетарии понимают лучше, чем
пропагандисты, а проблемы крестьянства волнуют их много меньше, чем
их собственные проблемы. Плеханов хорошо описал это в своей работе
"Русский рабочий в революционном движении". Показательно, что из
народников, пропагандировавших в рабочих кружках конца 70-х -
начала 90-х гг., более 60% впоследствии стали
социал-демократами.
Но после создания "Черного передела" Плеханов пробыл в России
недолго, эмигрировал в Париж, где попал под сильное влияние
Лаврова. По его собственному признанию, Лавров во многом
посодействовал его последующему переходу к марксизму.
Действительно, хотя как философ, Лавров был позитивистом, как А.
Богданов и поздний Каутский, его взгляды достаточно сильно
приближались к марксизму. Так, в отличие от остальных идеологов
народничества, он не разделял веры в революционный потенциал
деревенской общины, не признавал "испорченным" капитализмом
городской пролетариат, признавал, что первой грядет не
социалистическая, а буржуазная революция, а после свершения
социалистической революции надолго должна установиться "народная"
диктатура, не пролетарская, а народная. Поскольку считал
российского крестьянина своеобразным аналогом западного
пролетария.
Суть таких представлений заключалась в том, что промышленного
пролетариата в России при жизни Лаврова, в частности, в начале 80-х
гг., когда он тесно общался с Плехановым, было мало, и "ветеран
революционной теории" (так Ленин его называл) полагал, что рост его
будет очень медленным, поэтому на обозримый период времени в
гегемоны революции он не сгодится. И вместе с тем, как многие
другие революционные народники, он задумывался над вопросом о том,
как это будет происходить, в каких формах будет иметь место
возникновение и рост численности рабочего класса. И тут он обращал
свое внимание, как и другие народники, на артели. В ГАРФ
сохранилась его неопубликованная записка о том, каким он
представлял себе коммунистическое будущее. Оно состоит, по его
мнению, из артелей, профессиональных объединений, работающих и
проживающих в разных местах. Кожевники за металлическими изделиями
ездят в поселения металлистов, соответственно, последние за
кожевенными изделиями к кожевникам и т. д.
Под влиянием Лаврова Плеханов, по его собственному признанию, в
1882 г. приступил к переводу "Манифеста Коммунистической партии". К
слову замечу, что Бакунин это произведение не переводил (см.
Козьмин Б. П. Кто был первым переводчиком на русский язык
«Манифеста Коммунистической партии»? // Литературное наследство.
1956. Т. 63. С. 700-701.). Он только принял заказ на перевод, но
продинамил. А переводил другой человек, сейчас его фамилию не
вспомню, она указана в названной статье.
В процессе выполнения перевода Плеханов, по его признанию, перешел
от народничества к марксизму. Тогда же он приступил к написанию
работы "Социализм и политическая борьба", отказ Лаврова от
публикации ее в журнале "Народная воля" послужил, как известно,
первотолчком к созданию впоследствии группы "Освобождение труда". В
ходе переговоров о публикации Плеханов соглашался выходить из
"Черного передела", фактически руководителем которого он уже
сравнительно давно перестал быть, и входить в форме
социал-демократической фракции в "Народную волю". Но Тихомиров,
тогдашний руководитель этой партии, на это не согласился.
В чем, собственно, выражались тогда конкретно разногласия Лаврова с
Плехановым? По представлениям Лаврова, успешной может только
дружная совместная работа революционеров разных идейных течений, а
претензии на лидерство в ней какого-то одного из течений
деструктивны, ни к чему хорошему привести не могут. По тем же
соображениям он критически относился и к "Народной воле",
дистанцируясь от нее.
Все это присказка. Возможно, я здесь описал в большинстве хорошо
известные тебе вещи, чем, может быть, утомил, но дело того
стоило.
Суть в том, что в Союзе Русских Социал-Демократов за границей,
общим лидером которой считался "экономист" Кричевский, значительное
место занимала группа "Борьба", возглавлявшаяся Ю.М. Стекловым
(псевдоним Ю. Невзоров). В период подготовки созыва 2-го съезда он
опубликовал брошюру "Об историческом подготовлении русской
социал-демократии". В то время как раз происходило интенсивное
создание партии эсеров (лидер Ю.М. Чернов), стоявшей на
ортодоксальных позициях позднего лавризма, или сáмого
правоверного марксизма, каким его представляли эсеры. А Стеклов в
своей брошюре проводил идею о том, что группа Плеханова вовсе не
являлась основоположницей русского марксизма, а таковыми якобы в
действительности являлись поздние лавристы. Короче говоря, излагал
ту же позицию, которую занимал Лавров в споре с Плехановым по
вопросу о публикации "Социализма и политической борьбы" в "Народной
воле". Нет бы, Стеклову прямо сказать, что он тем самым сидит меж
двух стульев, между эсерами и социал-демократами, но вот, "вместе
дружно" и нечего Плеханову с его последователями тут
выпендриваться.
Стеклов настаивал на публикации текста своей брошюры в "Заре".
Редактировавшая журнал В. Засулич публиковать отказалась. Ленин ее
поддержал, а Аксельрод написал свою брошюру с приложением в
конвалюте программы группы "Освобождение труда" 1885 г. именно как
критический ответ на брошюру Стеклова.
Так было дело.
|
</> |
Моя версия истории созыва 2-го съезда (из переписки с друзьями)
Оставить комментарий
Популярные посты:
- Лавров обсудит спецоперацию на Украине с главой МИД Сирии URA.RU
- Лавров подчеркнул, что Россия не изменит своей позиции по Косову ИА Красная Весна
- Лавров проведет в Москве переговоры с сирийским коллегой Интерфакс
- Лавров 22 августа проведет в Москве переговоры с главой МВД Сербии Вулиным - Аргументы Недели Аргументы.ру
- Лавров обсудил с главой МВД Сербии вопросы взаимодействия и координацию усилий на Балканах - МИД РФ Интерфакс Азербайджан
- Посмотреть в приложении "Google Новости"