Моя жена — египетская принцесса

Семья первая:
Несмотря на головные уборы мужчин, это не турки, это египтяне. Высший свет египетской аристократии, выше просто не бывает.

Потому что это семья покойного властителя Египта хедива Исмаила. Венценосное семейство сфотографировалось около 1898 года в Неаполе. Здесь его вторая и третья жены - сидят по центру и три его сына.
Мужчина, сидящий справа - принц Хусейн Камиль, будущий султан Египта и Судана с 1914 по 1917 год, во время британского протектората над Египтом.

Хусейну Камилю еще только предстоит стать Хусейном Камилем Первым, и получить прозвище "британская собака" - на трон его посадила английская оккупационная администрация, свергшая хедива Аббаса Хильми II.
Слева от будущей "британской собаки" стоит принц Ахмед Фуад, именно он унаследует трон после брата.

Точнее - его посадят на трон англичане, рассчитывая на то, что принц, выросший в Италии и служивший в итальянской армии, не имеет никаких связей в Египте и потому будет их послушной марионеткой. Британцы просчитались. Заняв трон, второй султан Египта быстро связался с плохой компанией - спелся с самыми крайними националистами. В общем, его двор стал гнездом антибританского сопротивления, в Египте началось мощное движение за создание независимого государства и случилось два мощных восстания. В итоге англичане вынуждены были признать независимость Египта, а Ахмед Фуад стал первым независимым королем Египта и Судана и правил до 1936 года.
Ну а толстенький мужчина слева - еще один брат, принц Ибрагим Хилми, так до трона и не добравшийся. Но оно ему и не надо было - он был не по части власти, а по части науки. Этот принц был известный египетский ученый и библиофил, денег на занятие любимой наукой библиографией у него было выше крыши, а больше ему ничего и не надо было.

Между папой и дядей Ахмедом Фуадом - его дочь, принцесса Салиха Ибрагим Хилми.
Такое вот дружное семейство. В самом деле дружное - несмотря на все политические заморочки, тусили вместе они охотно, вот еще один снимок примерно в том же составе, но сфотографировались не в Неаполе, а в Карловых Варах. Принц-книголюб в центре, дочь-принцесса слева от него.

В общем, грузить вас египетской политикой начала XX века я не буду - думаю, про это семейство все понятно. Перейдем ко второму.
Семья вторая:
Вот всем хороша полтавская земля, но людей там раза в три больше, чем мест для них. Хорошо тем, кому места достались, а всем остальным что делать? Приходиться суетиться и пробиваться - что сейчас, что сто лет назад. Как, например, дворянину Василию Васильевичу Юркевичу. Хотя, если честно, то одно название, что дворянину - имения семья не имела, денег, по большому счету, тоже. Шляхта безпорточная.
Спасибо папеньке с маменькой, выучили в Полтавской гимназии - а дальше, Васенька, ты уж сам.

И Васенька старался. Сначала через армию в люди выбиться пытался - сразу после гимназии поступил на службу унтер-офицером в I пехотный Невский Его Величества Эллинов полк. В полку не задержался - через несколько месяцев грамотного вольноопределяющегося, как положено, в Московское пехотное юнкерское училище определили, на офицера учиться. Там, в старой столице, портупей-юнкер Василий Юркевич отучился два года, и вернулся в родной полк, где и получил первое офицерское звание прапорщика, по нынешнему - лейтенанта.

Шеф 1-го пехотного Невского Его Величества Короля Эллинов полка, король Греции Георг I.
Вот только жизнь армейская Васеньке совсем не полюбилась. Вы "Поединок" господина Куприна читали? А вы почитайте - хорошо открывает глаза на уровень жизни молодых офицеров до революции. В общем, офицерская карьера Васеньки продолжалась недолго: быстро поняв, что армия это "не его", он вышел в отставку, не прослужив и двух лет.
Ну и куда идти отставному прапорщику, у которого денег нет, а дома не ждут? Да туда же, куда и сейчас - в менты. Извините, в полицию.
13 августа 1873 года Василий был определен помощником городового пристава 2 части города Орла, а вскоре и женился на орловской дворянке Любочке. С детьми у молодоженов не задержалось - здесь же, в Орле, у них родилась дочь Оленька.

Но и в Орле Василию не очень нравилось. Город большой, народу много, а мест, как всегда мало. Перспектива не видна. Поэтому он даже рад был, когда через год его по распоряжению орловского губернатора перевели приставом 1-го стана Болховского уезда. Становой пристав - это, на современные деньги, начальник райотдела милиции где-нибудь в сельской местности.
Вот эта должность Василию Юркевичу, наконец, показалась. Ну да, работа суетная, "земли" у тебя много, и везде мужички так и норовят что-нибудь пакостное учинить, задолбаешься из деревни в деревню мотаться.
Но зато - ты человек! Это не город-муравейник, где ты никто и звать никак. Здесь - простор, здесь ты - ХОЗЯИН, здесь ты - ВЛАСТЬ, здесь все тебя знают и все шапку ломают. Как, прости Господи, шериф какой в Северо-Американских соединенных штатах.

Уездный город Болхов, современный вид с юга, с обрыва реки Нугрь. Фото Дениса Жилина.
Вот только случайное назначение в Болхов - это, конечно, не дело. Землю себе нужно самому подбирать, предварительно обстоятельно разобравшись во всех вариантах. Не прошло и года, как Василий Васильевич, по договоренности с коллежским регистратором Брянцевым и с согласия губернского начальства был перемещен на должность пристава 2 стана Малоархангельского уезда.
Все, хватит по России метаться, Россия большая - жизни не хватит. Пора оседать и устраиваться на месте - всерьез и надолго.
И действительно - на этой должности он прослужил почти десять лет, и дослужился до титулярного советника. Здесь же, в Малоархангельском уезде, родились все его остальные дети - единственный сын Владимир и дочери Евгения, Наталья и Елена.

Сёстры Юркевич (Евгения, Наталия, Елена)
Кстати, жила большая семья Юркевичей не в городе, а в селе Покровском-Липовице. Город Малоархангельск, по мнению главы семейства, слова доброго не стоил. Вот как он сам о нем писал в губернской газете «Орловский вестник»:
"Общественной жизни у нас нет, увеселений ровно никаких, нет ни клуба, ни библиотеки. Жизнь мы проводим большей частью у себя дома или поигрываем друг у друга в картишки, с неизбежным, разумеется, прохождением «по одной».
Что сказать о наружном благоустройстве города? Хорошего сказать можно очень немного. Город наш стоит в овраге, а потому весной и осенью в нём такая грязь, что, не рискуя утонуть, даже ставни закрывать выезжают верхом, а сколько калош и сапог потеряно, сколько экипажей поломано в малоархангельской грязи – про то один Бог знает.
Против лавок Никулиных и ещё на одной из улиц есть такие ямы, что попавши в них ночью, живым не выберешься; но обывателям известны эти ловушки, и они осторожно избегают их, делая дальние обходы.
Если городская управа не желает замостить улиц, то хотя бы позаботилась об освещении города, а то у нас на весь город имеются только 2 или 3 фонаря, да и те почти никогда не зажигаются...

Мудрено ли, что сразу после отставки Василий Васильевич покинул Орловскую губернию и перебрался в Воронеж, где и пошли в гимназии его подросшие дети. А сам отставной пристав, как сейчас говорят, "занялся бизнесом" и довольно успешно - вскоре он стал владельцем книжного и писчебумажного магазинов, типо-лито-хромографии, переплетного и лицевального заведений.
А теперь главный вопрос - к чему я вам все это рассказываю? Что объединяет эти два бесконечно далеких семейства?
Ответ неожиданный, но простой - рафинированный египетский аристократ, принц, сын короля и брат трех королей Ибрагим Хилми

и простой российский мент районного уровня в звании капитана Василий Юровский, вымутивший себе к отставке на "бизнес" - близкие родственники.

Фотографий В.В. Юркевича не сохранилось, но вообще околоточные надзиратели в то время выглядели примерно так. На фото - околоточный надзиратель нижегородской городской полиции М.Е. Васильков, фотография М.П. Дмитриева.
Они, как в том сериале - сваты.
Семья третья
Не так давно свой текст о забавных названиях дел, найденных мною в каталоге архива МИД, я закончил словами
С тех пор прошло много лет, но я до сих пор верю - кто-нибудь однажды всё-таки это дело прочтет. И потом обязательно расскажет мне - что же там случилось у египетской принцессы и ее российского Юркевича?
Вы будете смеяться, но рассказали мне буквально на следующий же день - стоило только покопать тему. Рассказали два человека, написавшие статьи по этому занятному эпизоду российской истории - востоковед Владимир Беляков и орловский краевед, историк и педагог Александр Полынкин.
А история и в самом деле была случилась нетривиальная.
Все началось в 1908 году в Париже, городе "праздника, который всегда с тобой". Здесь случайно встретились два немолодых, по тем меркам, человека - 33-летний сын нашего полицейского Владимир Юркевич, уже успевший к тому времени жениться и развестись, и 30-летняя принцесса Салиха Ибрагим Хилми.

принцесса Салиха Ибрагим Хилми
Принцесса была вдовой принца Мухаммеда Вахид-уд-дина Ибрагима, погибшего во цвете лет чрезвычайно экзотической по тем временам смертью - египетский аристократ не справился с управлением автомобилем и разбился.

Принц Мухаммед Вахид-уд-дин Ибрагим в 1899 году
У молодой вдовы было двое очаровательных детей - дочка Анна Эль Хаят Ибрагим

и сын Амр Ибрагим

Вот правильно написал когда-то поэт Роберт Рождественский: "Не сможешь ты уйти от этого огня, не спрячешься, не скроешься, любовь тебя настигнет". Мать двух детей, правоверная благочестивая вдова влюбилась в гяура как девчонка.
Роман развивался стремительно, из Парижа влюбленные уехали в Петербург и...
В том самом деле, не выписанном мною в Архиве внешней политики, хранится документ, где говорится: "Тысяча девятьсот девятого года девятнадцатого июля были обвенчаны пастором Сандерсом в лютеранской церкви Христа Спасителя в Санкт-Петербурге Владимир Васильевич Юркевич, дворянин, родился в Орловской губернии, село Спасское-Вязовое 24 июня 1875 года, разведенный, лютеранского вероисповедания, и Салиха Магомед Ибрагим, принцесса, оттоманская подданная, родилась 19 сентября 1883 года, вдова, магометанского вероисповедания".

принцесса Салиха Ибрагим Хилми
Тут на язык просится другая песня - о том, что жениться по любви не может ни один король. "Ох, какой тут был скандал" - иначе не скажешь.
Брака с неверным принцессе не простили. Тогдашний правитель Египта хедив Аббас II Хильми (племянник принцев с первого снимка) своим указом официально исключил устроившую мезальянс кузину из числа членов королевской семьи.

Детей у нее отобрали и воспитывали в семье. Содержания она была лишена, ее права собственности были ограничены, и над ее имуществом была установлена опека. В итоге принцессе перепадали копейки, да и то нерегулярно.
Ко всему поганый петербургский климат совсем "не пошел" южанке-принцессе, и врачи настоятельно рекомендовали ей сменить место жительства. Вскоре молодые перебрались в Лондон, но жизнь их оставляла желать лучшего. Салиха привыкла жить на широкую ногу, Юркевич же был совсем не богат, к тому же через год в молодой семье родился ребенок. И тогда молодые, заручившись поддержкой российского МИДа, подали в суд на решение египетских властей.

Салиха в русском костюме
Дело в том, что по российским законам, вступив в брак с российским подданным, принцесса автоматически получила тот же статус. А в Османской империи, частью которой тогда еще считался Египет, по отношению к ведущим европейским странам, России в том числе, действовал так называемый "режим капитуляций": подданных этих держав египетский суд не мог судить, а их имущество не могло быть отчуждено.
Суд тянулся три года и Владимир с Салихой его проиграли. Египтяне ловко вывернулись - они не признали брак. Мезальянс, по их словам, был заключен не по исламским законам, поэтому для властей Египта никакого брака нет, есть люди, живущие во грехе. Соответственно, Салиха российской подданной не является, и "режим капитуляций" по отношению к ним неприменим.

принцесса Салиха Ибрагим Хилми.
Это был мат.
И тогда, чтобы спасти любовь и брак, и хоть немного отдать долги жене, которая столь многим ради него пожертвовала, Владимир принимает напрашивающееся, но очень непростое решение.
Он принимает ислам. Владимир Васильевич Юркевич навсегда исчезает и появляется Абдул Рахман Шейх Джаляль Эд-дин Мухаммед.
21 декабря 1913 года влюбленные еще раз зарегистрировали свой брак, на сей раз - в мечети на Ориентал-роуд в Уокинге, неподалеку от Лондона. После этого все претензии со стороны Египта были сняты.
Дальше эта необычная по всем меркам семья жила спокойно. Супруги жили в ладу и растили сына Валли (Wally) или, официально, Исмаила де Йорка.
Не обошлось, кстати, и без русской бабушки. Та самая орловская дворяночка Любовь Николаевна, на которой когда-то женился молодой полицейский Вася Юркевич, умудрилась наладить с семьей сына прекрасные отношения. Вот она с внуком Валли.

Валли, кстати, выбился в люди - закончил знаменитый Тринити-колледж, стал очень известным адвокатом, после войны работал в Банке Англии, занимаясь вопросами валютной политики королевства. Много лет был президентом Британского мусульманского общества. А женился, между прочим, опять на православной - уроженке Грузии Марии Кикнадзе, которая родила ему дочь Норму (Nermine).
Наверное, это карма этой ветви египетской королевской семьи.
А наши влюбленные так и прожили всю жизнь вместе - в горе и в радости, в богатстве и бедности, пока смерть не разлучила их.
Вот фото могилы Владимира Юркевича, извините, Джаляль Эд-дина Мухаммеда.

Вот, собственно и вся история про египетскую принцессу и ее "российского Юркевича".
Там, конечно, есть недоговоренности - например, почему крещеный в церкви села Спасское-Вязовое Владимир Юркевич вдруг стал лютеранином, но копать дальше уже не очень хочется.
А в голове все навязчивее звучит уже третья песня, на сей раз Сергея Чигракова. С навязчивым рефреном:
Такие дела, брат... Любовь!