Моя 10-ка лучших кинематографических специальных агенток - 1.

топ 100 блогов moskovitza01.08.2021 Моя 10-ка лучших кинематографических специальных агенток - 1.

Даже искушенные любители кино все с большим трудом ориентируются в заполонивших в последнее время экраны русских специальных агентках - многочисленных детях Черной вдовы Наташи Романовой, выпускницах потаенных Красных уголков в темных Ленинских комнатах. Анна Полятова и Катерина Казанова, Маша Ростова и Наташа Ченкова, Оксана Воронцова и Доминика Егорова, Мелина Востокова и Елена Белова, три сестры Деревко и их совсем уже невообразимое игровое потомство (всевозможные Нади Зеленковы, Даши Федорович и Наташи Волковы) с калейдоскопической быстротой сменяют друг друга, демонстрируя зрителям стандартный до уныния набор полученных навыков шпионажа, обольщения и убийства. Но за дежурной трескотней голливудских бракоделов об эмпауэрменте суперагенток скрываются все те же приемы социально-либидозных манипуляций и потребительские практики. Между тем, отдельные эпизоды истории кинематографа показывают, что женщины в агентурной профессии могут обретать свободу для осуществления собственных стратегий. Вот почему я решила составить свою 10-ку лучших кинематографических специальных агенток.


1.  Лора Соболевская, она же Лариса Кронберг, она же Пиковая Дама, она же Синеглазка.

Моя 10-ка лучших кинематографических специальных агенток - 1.
Тридцатилетняя мосфильмовская старлетка-эпизодница сыграла роль приманки в «медовой ловушке», расставленной на посла Франции в СССР Мориса Дежана мастерами советского кино и захлопнувшейся летом 1958 года. Сценарная проработка и кастинг исполнителей были поручены кинодраматургу Юрию Кроткову, автору фильмов о входящей во взрослую жизнь грузинской молодежи, продюсером выступил начальник контрразведки Олег Грибанов, впоследствии получивший известность как Олег Шмелев – один из создателей тетралогии о злоключениях Резидента Тульева, а маститый режиссер-лауреат Александр Файнциммер довольствовался ролью ревнивого возлюбленного в решающем эпизоде операции.

Файнциммер, недавно расставшийся со своей предыдущей пассией - статной кинодивой Эльвой Луценко, отчаянно добивался благосклонности Соболевской, только что «сломавшей семейную жизнь» маститому сценаристу-лауреату Евгению Помещикову, написавшему для нее эпизодическую роль гламурной трактористки Зоси Королевой в колхозном фэнтези «Посеяли девушки лен». Файнциммер соблазнял Соболевскую традиционнными обещаниями главной роли в своем новом фильме, но Кротков – под гарантии начальства - предложил актрисе, зарабатывавшей на жизнь игрой в покер с доверчивыми толстосумами из промкооперации, нечто большее – комнату в коммуналке и московскую прописку.

...Возвращаясь с очередного пикника, Соболевская попросила очарованного ею Дежана остановить посольский лимузин у маленького грязного пруда, со смехом разделась до комбинации, забралась в воду и вышла оттуда, по словам Кроткова, курировавшего эту актерскую импровизацию, «дважды обнаженной», напомнив взволнованному послу об откровенном эпизоде из довоенного фильма Марка Аллегре «Дамское озеро» в исполнении венгерской актрисы Илоны Мечери, известной под псевдонимом Ила Меери, за которую долгие годы успешно выдавала себя международная авантюристка, «графиня Гестапо» Мария Чернышева-Безобразова. Файнциммер, преследовавший влюбленных на своей новенькой светло-серой «Волге», остановился в чахлой роще в 100 метрах от разворачивающейся сцены и неловко рылся в моторе, бросая разгневанные взгляды в сторону Соболевской. Посол понял, что нужно действовать быстро, и безропотно отправился за чекистской «ласточкой» на конспиративную квартиру ВГУ КГБ при Совете Министров СССР, оборудованную средствами аудио-,фото- и кинонаблюдения..

.Моя 10-ка лучших кинематографических специальных агенток - 1. Моя 10-ка лучших кинематографических специальных агенток - 1.

Новый фильм Файнциммера «Ночь без милосердия» с Ларисой Соболевской в главной роли вышел в широкий прокат в октябре 1962 года, в разгар т.н. «Карибского кризиса». В этой пионерской работе Файнциммер, отталкиваясь от недавнего инцидента с летчиком-шпионом Пауэрсом, решился сказать неудобную (и мало кем тогда услышанную) правду о т.н. «ядерной угрозе» как галлюциногенном иллюзионе, продукте тайных экспериментов с психотропными веществами и техниками НЛП. Спустя год, накануне мировой премьеры фильма «Из России с любовью», был отозван заморским начальством из затянувшейся командировки в СССР куратор Соболевской Юрий Кротков (находясь в туристической поездке по Великобритании с группой творческой интеллигенции по линии ССОД, он «попросил политического убежища»), а еще через год со своего поста в ходе зачистки отработанных «хрущевских» кадров был отставлен Грибанов. В боевом строю осталась только Пиковая Дама: игравшая в шахматы так же хорошо, как и в карты, Соболевская стала новой спутницей самого молодого чемпиона мира Михаила Таля, расставшегося с примой ансамбля «Березка» Мирой Кольцовой (в дальнейшем отличившейся участием в устранении «шелепинца» Месяцева). Романтические свидания Чемпиона с его Синеглазкой в поражающей воображение норковой шубе проходили почему то не в с таким трудом полученной Соболевской комнате (по слухам, комитетское начальство расплатилось с «ласточкой»; не дефицитной столичной жилплощадью, а наручными часиками из чекистского конфиската), а в квартире ее напарницы по покерным каткам актрисы Мордюковой, съехавшей по такому случаю к актеру Андроникашвили, недавно разведшемуся с актрисой Гурченко.

Моя 10-ка лучших кинематографических специальных агенток - 1. Моя 10-ка лучших кинематографических специальных агенток - 1. Моя 10-ка лучших кинематографических специальных агенток - 1.




2. Старшая лейтенантка Людмила Скуратова, она же аспирантка Кира Балашова.

Моя 10-ка лучших кинематографических специальных агенток - 1.
Вынужденная импровизировать в незнакомом и враждебном замкнутом маннербунде (на секретной базе испытания газовых смесей для глубоководных погружений на маленьком острове посреди океана) контрразведчица Скуратова (в блистательном исполнении Ады Шерметьевой – единственной женщины в актерском ансамбле и на съемочной площадке фильма «След в океане», поставленного Олегом Николаевским на Свердловской киностудии и вышедшего на экраны 30 мая 1965 года) по праву может считаться первой Джейн Бонд мирового кинематографа – не «девушкой Бонда», а «Бондом в юбке» (и в изящном монокини) с непременным коктейлем мартини и сигаретой в тонких пальцах. Премьера ближайшего конкурента -  фильма Умберто Ленци «Aгент 008: операция по уничтожению» о похождениях действующей на свой страх и риск агентки ЦРУ Макдональд (стройная Ингрид Шеллер) состоялась лишь через три месяца, которые на перегретом рынке еврошпионского эксплуатационого кино шли за год.

Героиня грациозной и интеллектуальной Шереметьевой (которую знавшие ее характеризовали как «эмансипе»; карьере в кино она предпочла долгое путешествие за личным счастьем) демонстрирует не только высокий профессионализм, феноменальную интуицию, собранность и готовность стрелять на поражение (подобие улыбки лишь изредка мелькает на сосредоточенном лице «машины для убийства»), но и потрясающую физическую и психическую женскую автономию в экстремальных условиях неопределенности (за более чам пятьдесят лет так и не появился зритель, разгадавший все повороты изобретательно закрученного Кириллом Рапопортом и Юрием Яковлевым сюжета). Скуратовой, в последний момент введенной в контрразведывательную операцию под видом аспирантки медицинского института вместо попавшей в аварию тщательно подготовленной коллеги, приходится на ходу вникать как в конфигурацию шпионской сети (в буквальном смысле слова, под прицельным огнем противника), так и в суть проводимых профессором Сретенским экспериментов.

Моя 10-ка лучших кинематографических специальных агенток - 1. Моя 10-ка лучших кинематографических специальных агенток - 1. Моя 10-ка лучших кинематографических специальных агенток - 1.

Подручный профессора, смешливый врач Кушля, так описывает эффект, производимый галлюциногенной смесью Сретенского, при помощи которой диверсант-аквалангист может достичь предельной глубины погружения атомной подводной лодки: «Товарищи, если появятся симптомы опьянения, станет весело, или вдруг начнет мерещиться всякая чертовщина, поднимите руку!».Создатели фильма безошибочно уловили одну из главных тем новомодного спай-фая, пришедшего на смену мрачному шпионскому кино предыдущих десятилетий:  за«пятилеткой напряженности» следует «психоделическая революция», т.е. конверсия результатов военных экспериментов. «Лучшие ныряльщики со всех флотов» рисковали жизнью, испытывая гелиевые смеси (камера легендарного оператора Олега Лебедева запечатлела уникальные технические приемы подводного рукопашного боя, неизвестные создателям вышедших в одно время со «Следом в океане» шпионских фильмов «Агент 117 разбушевался» и «Шаровая молния»), чтобы их потомки могли «дуть шары» на Думской и Рубинштейна.

Моя 10-ка лучших кинематографических специальных агенток - 1. Моя 10-ка лучших кинематографических специальных агенток - 1. Моя 10-ка лучших кинематографических специальных агенток - 1.




3. Татьяна Остапенко, она же фрейлейн Луиза Дидрих, она же Лизка-танцорка, она же Агент № 18.

Моя 10-ка лучших кинематографических специальных агенток - 1.
Пока хорошо законспирированная резидентура иностранной разведки во главе с загадочной «Нимфой» охотилась за чертежами секретного изобретения молодого специалиста бакинского института нефтехимии Сардара Азимова, весь Баку, пропахший «жирным пити из гороха и свежей говядины тайного убоя» и «терпким неприятным запахом анаши, похожим одновременно на запах махорки и ладана», охотился за дефицитным ширпотребом: летними нитяными перчатками, капроновыми чулками, кофточками и прочими «импортными тряпками». Всеми этими богатствами, а также «американскими сигаретами «Кемел» и “Честерфилд”» певицу столичного ресторана «Жемчужина» Татьяну Остапенко, «высокую, нарядно одетую 35-летнюю блондинку с одухотворенным мягкой грустью красивым, будто изваянным из розового мрамора лицом и удивительно синими глазами, опушенными длинными темными ресницами», снабжал влюбленный мажор Селим, сын профессора Мирахмедова, у которого «живой интерес к ресторанам, темным компаниям, импортным тряпкам сочетался с полным безучастием к тому, что делается вокруг».

Так охарактеризовал одного из персонажей картины опытного режиссера Али Сэттара Атакишиева «Следствие продолжается» ее сценарист Михаил Маклярский – отставной полковник МГБ и директор Высших сценарных курсов – в небольшом репортаже о ходе съемкок фильма для октябрьского номера журнала «Советский экран» за 1966 год. О главной героине фильма и его литературной основы (повести Джамшида Амирова «Береговая операция»)  - Татьяне Остапенко Маклярский не упомянул. Не нашлось у него слов и об исполнительнице роли загадочной певицы – прелестной Людмиле Шляхтур, уже имевшей опыт работы в шпионском кино (в нацисплотейшене «Игра без правил» она сыграла Алевтину Кротову, американскую агентку по кличке «Моцарт», заброшенную в Москву под именем Наташи Леонтьевой). Дело в том, что сын сценариста - Борис «Боба» Маклярский, известный московский плейбой, по словам его жены, «к своим тридцати пяти годам пере<бр>авший весь ансамбль «Березка» и весь балет Большого театра», - приехал проведать отца на съемочной площадке и немедленно поддался чарам красавицы Шляхтур. «Скольких ввела в заблуждение эта маска, под которой таилась опаснейшая хищница, - мог бы воскликнуть Маклярский-старший вслед за Амировым, - в сколькие доверчивые сердца проникла она, действуя этим печальным взглядом своих голубых глаз!». Впрочем, для описания этого короткого служебно-курортного романа подошла бы и реплика тети Маши – болтливой сменщицы пособника шпионов – одноногого сторожа яхтклуба, увлеченного спекулянта и анашиста Худаяра Балакиши оглы: «И чего они в этой анаше находят, ума не приложу. Накурятся, глаза выпучат и смеются, как полоумные, смотреть противно».

Моя 10-ка лучших кинематографических специальных агенток - 1. Моя 10-ка лучших кинематографических специальных агенток - 1. Моя 10-ка лучших кинематографических специальных агенток - 1.

Недовольный Маклярский посреди съемочного процесса решительно сократил сюжетную линию шпионки Остапенко-Дидрих. История коварного соблазнения певицей инженер-полковника Яценко стремительно оборвалась (и была наспех заменена необязательным музыкальным дивертисментом), а единственной разоблаченной агенткой оказалась неприметная библиотекарша Раиса Черемисина (Нина Головина), она же резидент «Нимфа», она же русская американка Устрялова, которую, по словам полковника ГБ Чингизова, «с детства воспитывали в духе ненависти к советской стране и всем советским людям». На этом «Нимфа» и прокололась – узнав от библиотекарши Диляры, что ученый Азимов направляется в командировку в Западную Германию, она разразилась саморазоблачительной тирадой, за версту выдающей иностранную шпионку: «Знаешь, я не понимаю людей, мечтающих о загранице – у нас ведь и у самих прекрасных мест немало. А там кроме жестокости и несправедливости ничего не встретишь. Человек там чувствует себя одиноким». Ликующие чекисты, схватившие «Нимфу» при попытке бегства в территориальные воды Ирана, даже  не догадывались, что - по милости сценариста Маклярского - план двойной инвагинации супер-шпионок оказался успешно реализован и «матерая преступница и авантюристка» - агентка № 18 обрела искомую свободу действий.

Моя 10-ка лучших кинематографических специальных агенток - 1. Моя 10-ка лучших кинематографических специальных агенток - 1. Моя 10-ка лучших кинематографических специальных агенток - 1.

Продолжение здесь

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Здравствуйте! В "ходибельных" отпусках каждый раз в первый же день жестоко стаптываю ноги (не натираю, а именно стаптываю, стопы болят как укушенные), так как моя норма за отпуск - примерно 20 км пешком в день. Но это все были отпуска в городах. В этом году планирую: - залезть на ...
Чем живу... П оследние несколько дней изучаю вопрос: в чем отличие женского понимания юмора от мужского? Собстна, все началось с того, что Любимая запостила в своем блоге фееричный анекдот: Подружки ее ударно лайкали\плюсовали этот пост и ...
В США существует федеральный налог на наследство, превышающее (на сегодняшний день) $12 млн., начинающийся с 18% и доходящий до 40% к миллиону. Естественно, многие зажиточные люди уменьшают своё наследство раздачей его наследникам ещё при жизни. Чтобы предотвратить полное уклонение от ...
Это, прежде всего, легенда о происхождении «Трисвятого» Александрова Т. Л. Дитя, вознесенное в воздух (к вопросу о существовании Аркадия II, сына Феодосия II и Евдокии) / Cursor mundi. Человек Античности, Средневековья и Возрождения. Научный альманах, посвященный проблемам исторической ...
Думаю особенно это приятно читать тем потерял работу за последнее время, кому сократили зарплату или задерживают её выплату. Тем же пенсионерам, кому в 2015г. индексировали их нищенские пенсии аж на 4%  (да и то не всем). И тем, кто пользуется услугами РЖД (я лично регулярно ...