Мой путь к исламу. Рамаданная история (часть 1)

топ 100 блогов a_krotov30.06.2016 Завершается месяц Рамадан – мусульманский месяц поста. Довольно часто у меня спрашивают, как это случилось, что ты, Антон, принял ислам, с чем это было связано, кто повлиял на тебя и почему так вышло? Спрашивают даже, кто меня заставил это сделать (поменять религию своих предков), и в какой стране это случилось – таким людям кажется, что стать мусульманином можно только по принуждению, или же из каких-то меркантильных соображений. Я отвечал, но спрашивают опять, видимо мои ответы казались народу слишком короткими. Появилось время написать обо всём подробно, вот и начнём.

Родители у меня христиане, и с детства воспитывали меня с христианским уклоном. Во младенчестве крестили, потом иногда водили в храм, чтобы я причастился. Вокруг меня были обычные московские люди, кто-то из них религией не интересовался, кто-то тоже иногда в храм ходил, по праздникам, и я ходил. Каких-то сомнений в правильности всего этого у меня не возникало. Библию я прочитал всю в шестнадцать лет, многое что запомнил из неё, и до сих пор помню многие цитаты.

В 1991 году я начал активно путешествовать, и примерно тогда же Россию наполнили всякие проповедники и провозвестники религий -- это дало мне информацию, что религий много, а не одна. Я с большим интересом стал посещать мероприятия разных конфессий. То проповедник Билли Грэм приехал в Москву, выступил на стадионе, и призвал всех к Иисусу. То Свидетели Иеговы активизировались и призывали вступить в число 144,000 праведных и избранных (но конкурс там, надо полагать, был очень жёсткий, и я не стал участвовать). То экзальтированные провозвестники новой «мессии» -- некоей Марии Дэви Христос – ездили по всей стране и кричали громко:

-- Мария Дэви Христос! Это истинный бог! Она стучится в каждый дом! Она стучится в каждую дверь! Она просит, чтобы ей отворили! – вся наша бывшая единая страна, от Архангельска до Одессы, была заклеена этими плакатами, из которых выходило, что в какой-то день ноября 1993 года случится Страшный Суд, и все верные этой тётеньке отправятся на небо, а прочие сгорят, неминуемо, в аду. Некоторые вступали в эту секту и тоже бегали по стране с портретами «Матери Мира».

Ещё один проповедник, Виссарион, христосообразный дяденька лет тридцати, с бородой, одетый в длинный красный халат, тоже ездил по стране, собирал сторонников и скептиков, говорил тихо, умно, витиевато, приглашал ехать к нему в Сибирь, спасаться в Новом Иерусалиме. Он и поныне там живёт с несколькими тысячами последователей, в Курагинском районе Красноярского края, можете съездить и посмотреть.

Мормоны и буддисты, последователи Сёко Асахары и ученики Шри Чинмоя, протестанты-пятидесятники и адвентисты, йоги, сторонники Порфирия Иванова и даже сумасшедшие граждане, получившие послания «от инопланетян», -- активно ездили по СНГ и проповедовали в бывших кинотеатрах и полупустых Дворцах культуры. Иногда и стадионы собирали, но редко. Каждый уверял, что только его союзники обладают истиной, а остальные попадут неминуемо в ад. Что наступает вскоре конец света, или же начнётся какая-то эра водолея, или же придёт вторично Иисус Христос, и Страшный Суд организует.

Я с интересом посещал все мероприятия и читал всяческую литературу, иногда спорил с адептами и даже устраивал споры и скандалы. Самый большой скандал получился в секте последователей корейского гуру Сан Мён Муна. Его «церковь объединения», скрывающаяся под разными табличками и названиями, открыла в Москве специальные курсы, чтобы лучшие представители молодёжи могли изучить мунистскую трактовку Библии. На собраниях пели песни и даже кормили супом (это был не очень сытый 1993 год). Наличие супа продержало меня на курсах более месяца, пока нам не был предложен специальный продлённый семинар. На нём, после исследования Библии по-мунски, было «доказано», что Иисус в качестве второго пришествия должен был родиться в Корее в период с 1914 до 1930 годы, и этим Спасителем является сам основатель секты преподобный Мун. У меня уже был опыт трактовки библейских изречений, и я проник вперёд к доске, оттеснил проповедника и за три минуты «доказал» -- с помощью тех же богословских рассуждений – что Мессия должен был родиться в Кызыле (Тува) около 1945 года. Вся проповедь мунитов пошла прахом, меня с собрания выгнали и больше на бесплатный суп не приглашали. А ведь зря! Сейчас – смотря из 2016 года – мы видим, что их корейский «Мессия» -- Мун – уже умер в 92-летнем возрасте, а на должность «Спасителя» -- или спасателя – им вполне подошёл бы Сергей Шойгу: он столько лет главным спасателем работал, и действительно родился в Туве, но только на десять лет позже «предсказанного» срока.

* * *

Единственно кто не проповедовал активно в те годы, это были мусульмане. О существовании ислама я знал теоретически, хотелось бы и поглубже ознакомиться. В 1993 году я купил в Москве Коран -- в переводе академика И.Крачковского, взял его с собой в одну из поездок, прочитал с интересом. В чём-то Коран напоминал Библию, но отличался -- стилем изложения, мне так показалось, и правописанием некоторых имён. Библейский Моисей -- в Коране Муса, Авраам – Ибрагим, Иисус – Иса, а Бог – Аллах (кстати, в переводах Саблукова и Богуславского сохраняется слово «Бог»). Отношение к Иисусу другое, чем у христиан, в исламе он не обожествляется, а представлен как один из основных пророков. Много оказалось в Коране и бытовых, практических рекомендаций – как делить наследство, жениться, брать в долг, сражаться, держать пост, и т.д.. Прочитал Коран, тоже поставил на полку, вместе с сотней томов других религиозных произведений.

Как же мусульмане молятся и что делают на своих богослужениях, это было из Корана непонятно. Интересно было бы как-то это выяснить. Вернувшись в Москву, я посетил московскую Соборную мечеть на проспекте Мира и проделал всё то же самое, что делали все окружающие люди во время коллективной молитвы. На словах «Аллаху акбар» (я уже знал, что это означает «Бог велик») – люди вставали и кланялись, потом опять вставали и т.д., я тоже делал так же. Никто у меня ничего не спросил и вообще не заподозрил, что я какой-то там человек посторонний.

Помимо этого, я посещал и учреждения всех прочих религий. Ездил по монастырям, бывал в самых известных и святых обителях – Дивеево, Троице-Сергиева лавра, Псково-Печерская лавра, Соловки, Оптина пустынь и т.д.. Ночевал там неоднократно, где-то помогал по хозяйству, вступал в разговоры о вере, искал ответы на интересующие меня религиозные вопросы, думал, возможна ли практическая жизнь в соответствии с канонами христианства, и есть ли вообще в миру образцовые христиане. Познакомиться с образцовыми христианами так и не удалось: вероятно, их концентрация на планете является крайне низкой.

Примерно то же наблюдалось, но в меньшем масштабе, с последователями Порфирия Иванова (это тот, который босиком в одних трусах ходил): его почитали Богом, всячески любили, вешали его портреты, но свойствами Порфирия Корнеевича никто из встреченных мной «ивановцев» не обладал. Да, труды Иванова я читал тоже, ужасно тяжёлый текст, сотни страниц неграмотного послания без абзацев и знаков препинания, по пять ошибок на одной строчке, но менять ничего нельзя – «священное» же писание. Хороший был человек Порфирий Корнеевич, но как-то сложно было мне поверить, что он и есть Бог Всемогущий. И остальные – тоже.

В целом, побывал я практически у всех, кроме закрытых староверческих сект, ознакомился с разными священными книгами или претендующими на то, чтобы быть священными – штук двести у меня до сих пор дома хранится – многое из того, что было на религиозную тему к середине 1990-х годов в России напечатано на русском языке. Конечно, многие религии прошли мимо меня, индийские секты, китайские, но так как я начал уже выбираться, в своих путешествиях, за пределы России, у меня появилась возможность познакомиться и живьём с представителями разных культов и их сторонниками. Интересно было бы узнать, есть ли какая-нибудь религия, практически применимая в жизни, и если её применять, какое будет окружающее общество?

В 1997 году я впервые съездил автостопом в Иран и далее в страны Средней Азии; в 1998 году организовал путешествие автостопом в Индию – из Москвы через Ростов, Нальчик, Тбилиси, Ереван, Иран, Пакистан в Индию и потом назад, примерно тем же маршрутом. Нас девять человек участвовало. В этих поездках мне удалось увидеть свойства и традиции кавказских народов, а затем мусульман Ирана и Пакистана. Хорошие люди встречались нам в Грузии и Армении, хорошие в Иране и Пакистане, только на Кавказе пьянствуют, а дальше, почему-то, нет. Нелюбовь к алкоголю у меня была с детства, мне казалось, что от пьяниц много проблем возникает, и в частной жизни, и в путешествиях, когда сталкиваешься с алкоголиками. Пакистанцы -- гостеприимные, интересные люди показались, а жители центральной Индии, наоборот, понравились не очень.

Хотя и самой в Индии было много замечательных людей. Например,  в Пенджабе есть такая религия – сикхи. Представители этой религии кормят всех желающих в своих храмах, проявляют доброту, гостеприимство, принимают на ночлег путников, помогают другим людям, не просят денег за подвоз, поклоняются единому Богу без образов и икон, и никого не тащат в свою религию, пока об этом сам об этом не попросишь. Сикхов можно отличить по тюрбанам и длинным бородам – они никогда не стригутся и не бреются; встречаются они иногда и за пределами Пенджаба, и даже в других странах мира.

В чём-то их религия напоминает ислам: в первую очередь, у них единобожие, и Бог никакой формы не имеет. А у обычных индусов много тысяч богов: и синие, и красные, и слоны, и люди, и обезьяны, и портреты всяких лысых и волосатых, бородатых и женоподобных граждан, всё это боги. Даже индийский гуру Саи Баба – мы с друзьями неделю прожили у него в ашраме, и я подарил ему книгу «Практика вольных путешествий» -- даже он считается божеством. Кто хочет притвориться божеством, или основать свою религию, может ехать в Индию, тут это, наверное, проще всего.

Интересно, народ в центре Индии, в Пенджабе и в Пакистане вроде бы народ похожий, а только религией различается. А пакистанцы -- какие интересные люди! Нужно бы узнать про это – про исламскую религию – поподробнее. Кстати, некоторые жители Пакистана признавали во мне мусульманина – из-за бороды, может и вообще физиономией похож.

Никаких друзей-мусульман у меня тогда не было, и поначалу их было неоткуда взять – интернет тогда был только в зачатке, на мои встречи путешественников ходили обычные граждане, атеисты или бытовые христиане, -- я решил узнать про исламское вероучение побольше (в Пакистане-то много не узнать было – они и по-английски редко разговаривают, не то что по-русски). Я предположил, что самые толковые мусульмане должны обитать в посольстве Саудовской Аравии, раз это самая 100% мусульманская страна. Поэтому однажды я пришёл в саудовское посольство и сказал, что интересуюсь исламом, и хотел бы задать свой список вопросов какому-нибудь умному человеку, который разбирается в религии и говорит по-русски или по-английски.

Арабы-посольщики удивились, стали как-то шевелиться и переговариваться по-своему, и действительно в посольстве оказался знающий человек, который пригласил меня в отдельную комнатку, ответил на все мои вопросы, и даже вручил комплект литературы: Коран (арабский с английским переводом) и дюжину брошюр на русском языке. Брошюры были с большим количеством ошибок, тогда ещё (в 1999 году) не было у них на примете хорошего русского переводчика. Я поблагодарил и ушёл, чтобы глубже поизучать теорию.

Теоретические основы всех религий полезно изучать по книгам. В бытовой жизни многие вещи людям, исповедующим ту или иную религию, -- совсем неизвестны. Более 90% встреченных мной православных христиан не знают Десяти заповедей и «Символа веры»; многие татары или казахи, формально считающиеся мусульманами, путают законы ислама, данные в Коране, и свои народные традиции. Ещё реже в России встречается еврей, разбирающийся в еврейской религии. Так что первым делом – теория, а потом и к практике можно переходить, посмотреть, где практика теории больше соответствует.

* * *

А в начале 1999 года подоспела и практика – мы с друзьями поехали автостопом в Африку. Из Москвы через Кавказ, Турцию, Сирию, Иорданию, Египет, мы добрались до Судана. Это, наверное, классическая мусульманская страна, в моём понимании. Люди там жили просто, как во времена средневековья, в глиняных домах, ходили пешком и ездили на верблюдах, а машин приходилось ждать подолгу – до четырёх дней мы торчали в одном месте. Хоть с транспортом было плохо, но с людьми – очень хорошо. Они жили в такой простоте, доброте и вере, как библейские патриархи. Всегда делились с нами всем, что у них было, и приглашали на ночлег. А вот соседние египтяне – хотя и тоже мусульмане -- были, наоборот, прижимистыми и даже жадными, любили стучать на нас в полицию, а в египетской полиции работали редкостные дураки.

Также очень добрыми и замечательными показались мне сирийцы. После этого я бывал в Сирии ещё семь или восемь раз, и очень сожалею, что в такой мирной и интересной стране уже четыре года как идёт война – всё, полагаю, из-за политиков и бюрократов различных, самим-то простым сирийцам эта война, думаю, совсем не нужна.

Ну и наконец, в 2000 году мы с компанией друзей поехали автостопом через всю Африку. Прямо от Кольцевой дороги Москвы, через Калугу и Киев, через Молдавию и Румынию, Болгарию, Турцию, Сирию, Иорданию, Египет, Судан, Эфиопию, Кению, Танзанию, Замбию, Ботсвану, мы приехали в Намибию, встретили там Новый год (1.1.2001) и потом по Африке разъехались в разные стороны. В дороге нам встречались представители разных религий – и очень добрые христиане (например, отец Джон -- священник из Лусаки, Замбия, который принимал нас у себя в церкви почти две недели), и соблюдающие все предписания ислама и очень добрые мусульмане (в Судане, Иордании, Сирии). Встречались и жадные и вредные граждане – мусульмане, опять же, в Египте, а христиане – в Эфиопии, особенно священники Эфиопской православной церкви. Некоторые из них даже заманили нас внутрь древней, вырубленной в скале, церкви в Лалибеле (якобы это будет для нас, русских, бесплатно), заперли нас там, и потом целый час вымогали из нас деньги, бросали камни, а потом сдали нас в полицию, обвиняя нас в том, что мы, используя силу, проникли даром в святой храм! Видели мы в Африке и сикхов – эта религия больше распространена в Индии, но и в Африке они есть, и обычно они приглашают на обед и на ночлег всех желающих. В целом, разные представители встречались нам, разных религий.

Так, я вернулся в Москву в 2001 году, после очередного, более чем полугодового путешествия (об этом у меня есть книга, она называется «200 дней на юг»). Таким образом, я уже имел 10-летний опыт путешествий и исследования разных религий и учений. Постепенно я понял, что ислам наиболее соответствует моему собственному мироощущению. Конечно, религий на планете много, их тысячи, если включить в их число все новые секты, Иванова и Саи Бабу. Но мне показалось, что ислам – ближе всего к изначальной религии, к той простой вере, которая была у Авраама, у библейских пророков, -- всё-таки я Библию читал внимательно и аккуратно, там повсеместно призывы к единобожию. «Твёрдо помните!»

«Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на Хориве из среды огня, дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину, изображения какого-либо скота, который на земле, изображения какой-либо птицы крылатой, которая летает под небесами,  изображения какого-либо гада, ползающего по земле, изображения какой-либо рыбы, которая в водах ниже земли;  и дабы ты не прельстился и не поклонился им и не служил им» (Книга Второзаконие 4:17-19)

«Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли;  не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель» (Исход, 20:4,5)

Воспитанный в библейской традиции, я понял, что ислам и есть та самая вера, к которой призывали Авраам, Моисей, ветхозаветные патриархи и сам Иисус.

«Один из книжников, слыша их прения и видя, что Иисус хорошо им отвечал, подошел и спросил Его: какая первая из всех заповедей?  Иисус отвечал ему: первая из всех заповедей: слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый;  и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, — вот первая заповедь!  Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет»  (Евангелие от Марка, 12:28-31)

Число объектов для поклонения, во многих религиях, с веками возросло. Православные и другие христиане стали поклоняться самому Иисусу и, совсем удивительно – Святому духу; отдельными божественными сущностями стали Мария, мать Иисуса, и многие святые – им возносят свои молитвы, забывая уже про Создателя; на каждом шагу встречаются «Храм такой-то иконы Божьей матери» -- объектом культа теперь становится уже не Иисус, не Мария, а какое-то специальное изображение этой Марии; а вот часто ли мы видим храм Бога Единого, Бога-Создателя? Ну вот только что мечеть, получается так!

Множество сложных культовых действий, поклонение мощам и иконам,  портреты Бога-Отца в виде бородатого старика – даже на потолке храма Христа Спасителя, частички мощей святых в основании каждого храма (без этих останков храм «не работает»!)… даже сама версия того, что в причастии содержится истинная кровь и истинная плоть Иисуса, это всё мне казалось всё более странным, и противоречащим прямым указаниям Библии. Современное нам православие, на мой взгляд, восприняло в себя языческие культы – почти как индуизм, с внешними формами которого я познакомился в Индии.

Защитники православных традиций побегут быстро возражать, что при Моисее тоже сделали медного змия и другие изображения, стало быть изображать (согласно Библии) можно. Что ж, путь к единобожию древних евреев тоже был труден и тернист, и от медного змия древние евреи тоже избавились со временем, и сама Библия это одобряет:

«В третий год Осии, сына Илы, царя Израильского, воцарился Езекия, сын Ахаза, царя Иудейского…  И делал он угодное в очах Господних во всем так, как делал Давид, отец его;  он отменил высоты, разбил статуи, срубил дубраву и истребил медного змея, которого сделал Моисей, потому что до самых тех дней сыны Израилевы кадили ему и называли его Нехуштан».
(Четвёртая книга Царств, 18:1-4)

А в современных церквях этих «Нехуштанов» целые галереи поставлены.

Культы святых – например, Николая Угодника, и, например, культ Деда Мороза, в чём-то близки: и там, и там дедушка с бородой, о существовании которого нам говорят родители, который выполняет желания детишек и взрослых, и живёт, то ли на небе, то ли на Северном полюсе, то ли в Великом Устюге. И там, и там был, вероятно, какой-то прототип, и 1-2% высказанных желаний действительно исполняются и становятся достоянием молвы.

Ладно, -- можно подумать и так, -- православие очень сложная и запутанная религия, а может быть лучше католическая, протестантская, какая-нибудь из новых протестантских сект – баптисты, или адвентисты, например? Они (адвентисты) единственные, кто почитают, согласно заповеди, «день субботний», именно субботний, а не какой-то там другой.

К сожалению для некоторых сторонников этих религий – нет. Хотя они и молодцы тем, что отказались от совсем уже подозрительных почитаний (мёртвых тел, икон, служб такому-то портрету), -- но вера в самого Иисуса как Бога, насколько я вижу, противоречит библейскому учению и учению самого Иисуса.

«Некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди... не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй;  почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя.
(Евангелие от Матфея 19:16-19)

Ничего не говорил Иисус о том, что нужно поклоняться ему, как Богу, возносить молитвы его матери и «святым угодникам»; или что для участия в жизни вечной нужно обязательно есть «кровь и плоть» Иисуса.

О да, найдутся сотни людей, которые хитроумным толкованием объяснят, что Иисус спас людей, правда не всех, а тех, кто крестился во имя Иисуса, или же тех, кто крестился по обряду такой-то церкви, или тех, кто принял внутрь кусочек особого хлеба... В почти любой версии, получается, что Иисус «спас» процента два населения планеты, а может быть и менее процента (только членов какой-то церкви или секты), для Бога очень невысокая результативность. Учение о спасении кровью Иисуса, на мой взгляд, было изобретено уже после Иисуса апостолом Павлом, и разработано последующими церковниками. А вера в Иисуса как Бога тоже развивалась постепенно. Об этом можно писать целые мегабайты, но многими умными людьми уже всё обсуждено и описано, а мне нужно вернуться к основному повествованию.

На мой взгляд, религия, данная Богом, должна быть простой и понятной в выполнении. Рекомендации должны быть понятны простым людям, их можно выполнить, и исполнение предписаний религии должно приносить пользу человеку, и народу вообще, тому народу, который исполняет эти предписания. Исходя из такого предположения, я отверг все запутанные вероучительные и вероусложнительные системы. И в том числе, современную версию религии евреев (иудаизм). Основанный на Единобожии, с течением тысячелетий иудаизм сильно усложнился, и сейчас – взять почитать, например, книгу Шульхан-Арух или другие важные для иудеев книги – выполнение предписаний иудаизма крайне сложно, почти невозможно, если даже всю жизнь надо этому посвятить. Устаревшая версия религии, порой как старый компьютер завирусованный: медленно работает, глюков много, вирусами оброс…

Да и сами евреи говорят примерно так: «вы нашу религию не принимайте, это сложное, почти непосильное это дело! Вам -- остальным народам – нужно соблюдать 7 заповедей потомков Ноя, и будет у вас в жизни и в будущей жизни всё в порядке».

Что же касается религий восточных, то моё мнение следующее. Буддизм – это очень интересная философия. При определённом строе мышления, буддийские принципы (например, правила жизни буддийских монахов) никак не противоречат какой-либо другой приличной религиозной системе. Но то, что мы видим под вывеской буддизма в наши дни, уже, на мой взгляд, бесконечно отошло от учения самого Будды. Поклонение статуям Будды и разных дополнительным святым и божествам; кручение молитвенных колёс и барабанов в Лхасе и Бурятии; реинкарнации далай-ламы и прочих лам; культ мёртвого тела ламы Итигэлова в Иволгинском дацане и «зуба Будды» на Шри-Ланке; разные сложные методы медитации, левитации, концентрации и сублимации, чего только не подают в упаковках «истинный буддизм» или «изначальный буддизм» разнородные гуру с востока и запада. В целом, под видом буддизма или около-буддизма подают почти всё, что угодно, включая разные коммерческие культы, Ошо или йогу разную, от изначального учения Будды все они удалены, как современные христиане – от учения Христа. Будда -- хороший был человек, но его обожествили, учение его исказили, усложнили и ритуализировали, вместо спасения стали поклоняться статуям Будды, как Богу, а взаимоотношения Будды с Богом-Создателем вообще остались за рамками видимого нам буддизма. Так что я не буддист, хотя среди буддистов есть и хорошие, уважаемые люди, и по странам  буддизма (Шри-Ланка, Непал, Таиланд) я путешествовал тоже, и в Иволгинском дацане бывал, и в Тибете, в Лхасе… И где ещё буддисты есть? Ах да, в Элисте!

-- Много ли людей попадают после смерти в нирвану? – спросил я одного буддийского монаха на Шри-Ланке.

-- Совсем немного. Может быть, из всего человечества один человек в десять лет, -- отвечал он. Это ж надо, какой низкий КПД буддийской религии, даже с точки зрения её продвинутого адепта!

Другие, более восточные культы – разные формы индуизма, а также китайские традиционные религии – я подробно не изучал, видел лишь внешние формы, внешние проявления: храмы, молельни, поведение самих индусов, китайцев. Но религии эти подействовали на меня отпугивающе, слишком много страшных идолов, статуй, изображений. Поведение же самих адептов этих религий не привело меня к дополнительному интересу, чтобы изучить их верования. То жадные какие-то, то пофигисты, то просто непонятные люди оказывались многие встречаемые мной индусы и китайцы. С мусульманами было всё понятнее и ближе. Я уже почти убедился в правильности этого учения.

* * *

Летом 2001 года я пришёл в московскую Соборную мечеть.

-- Где тут у вас ислам принимают? – спросил я.

Вопрос этот никого не удивил. Дежурный имам, простой такой дядечка (наверное, там имеется несколько дежурных имамов, а то был один из них), выслушал меня, выписал даже справку о принятии ислама, и посоветовал пойти на курсы изучения религии, где я бы подробнее познакомился с исламом. Курсы начинались в начале сентября, были бесплатными, сам фонд, который организует курсы, назывался «Ихлас» (он существует до сих пор). Слушатели курсов изучают акыду (вероучение ислама), фикх (мусульманское право и быт), основы арабского языка и чтения Корана. Слушатели – народы нашего бывшего СССР, в основном жители Кавказа, а также татары.

(окончание последует завтра, а то пост слишком длинный)

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Наверное меньше всего сейчас говорят о будущем, словно никого не интересует каким будет завтра. Время сжалось до сейчас и иногда до пятницы. Волна позитивизма, помадного, с котиками, сменилась тревожностью и апатией. Ковид был внезапной остановкой, на ком-то это событие оставило ушибы, а ...
В силу достаточно узкого музыкального кругозора обращаюсь к коллективному разуму :) В бурной молодости я предпочитала музыку, под которую самое то - ...
...
15 ноября сотрудниками пресловутого центра "Э" осуществлена операция по силовому захвату и последующему аресту активистов арт-группы "Война". Поводом для этого произвола послужила проведенная в сентябре акция "Дворцовый переворот". В ходе акции, ...
Второй день путешествия. 5 сентября. - Где же здесь озеро на фотографии? - спросите вы. А знатоки Исландии сразу узнают вид на Ландманналойгар при подъезде к нему. Озеро с разных сторон, да в чудесную погоду - под катом. А такую редкую красоту жаль туда прятать. Во второй день нашего ...