Москва. Северный речной вокзал
haydamak — 07.10.20211937-й год стал таким же нарицательным, каким чуть позже станет еще не наступивший тогда 1984-й
Все люди образованные, начитанные, никому ничего объяснять не надо, но в виду того, что среди образованных и начитанных очень много необразованных и неначитанных, то все-таки объясню: 1984 - роман-антиутопия британского писателя Джорджа Оруэлла, о безрадостном мире будущего, где государство начисто победило личность.
А 1937-й год - символ разгара сталинских репрессий.
Опять же, 37-й год сам по себе не эксклюзивный, репрессии уже давно идут, люди дохнут как мухи в лагерях.
Просто именно в 37-й репрессии начали быть особо заметными, так как сожрав тех, кого уморили по доносам, волна начала захлестывать уже тех, кто эти доносы активно писал, и высшие эшелоны власти - в чем состоит вечный урок, невозможный к усвоению теми, кто извечно думает, что именно он успеет проскочить: власть не станет как-либо благодетельствовать лизоблюдов и стукачей, потому что их много и они бесплатные. Гораздо проще пустить под нож старых.
Плюс власть и революции всегда пожирают собственных детей. Это еще с добиблейских времен, отраженных в греческих мифах, повелось.
Репрессии казались внешне абсолютно нелогичными - складывалось впечатление, что жертвы определяются методом случайного тыканья пальцем в адресную книгу. Не просматривалось системы - ссылали и казнили людей всех сословий, происхождений, невзирая на количество заслуг - или их отсутствие.
На самом деле критерий был, и он весьма простой - репрессии шли по признаку профессионализма. В каждой сфере неудачники и бездари шельмовали более удачливых, образованных и талантливых - потому что видели в этом единственную возможность выдать себя за мастеров, самоутвердиться - уничтожив тех, на чьем фоне их собственная ничтожность смотрится вопиюще отчетливо.
Именно оттого расцветают обвинения во "вредительстве" - надо же как-то оправдать то, что отрасли, из которых физически вырвали профессионалов и управленцев, начинают ломаться, хромать и разваливаться.
Забавно, что потом, со сменой властной парадигмы, все "вредители" вдруг разом исчезли, как по щелчку пальцев. То страна кишмя-кишит немецкими и японскими шпионами, которые морят коров в колхозах, ломают по ночам станки на заводах, заливают спящим пролетариям водку в рот, а тут - щелк пальцами, - и все они враз испарились.
Фэнтези прямо сплошное.
Северный речной вокзал в Москве, как раз построенный в те кровавые дни, прикрытые ширмочкой, стал одним из символов эпохи. Стиль - сталинский вампир.
Ампир? Ах, ну да, ампир, конечно же, что это я.
Именно тогда вождь всех народов изрек, что жить стало лучше, жить стало веселей, и параллельно с геноцидом собственного народа на экран вышли знаковые фильмы - "Веселые ребята", "Волга-Волга".
Смотрят сейчас людишки разные фильмы эти, да вздыхают картинно - "эх, какую страну просрали!". Решительно отвергая все версии, что страна в этих фильмах показана, мягко скажем, далекая от действительности. Похожая на действительность не более, чем отражают наше время бесконечные тупые сериалы про суперментов, или оболванивающие ток-шоу по зомбоящику.
"Волга-Волга" вышла годом позже, как строительство Северного речного вокзала было завершено - он там отражен, вместе с известностью фильма сразу же обрел статус отдельной столичной достопримечательности.
Вся помпезность, перенасыщенность символами - разумеется, при нем.
В независимой России Северный речной вокзал постепенно приходил в упадок, а поскольку, так уж случайно получилось, в районе том я проводил немало времени, процесс его разрушения видел ясно и в прогрессии.
Все эти углы, с запахом нечистот, отваливающаяся штукатурка, аварийные перекрытия.
Но в последние года вокзал решили реконструировать, долго с ним возились, восстанавливали оригинальные чертежи (а дело оказалось непростым - основной инженерский костяк с обычной судьбой - "признан английским шпионом, умер в N-ском лагере, посмертно полностью реабилитирован", - поди найди с такими раскладами).
Как обычно - одни говорят, что разворовали, другие говорят, что самоотверженно собирали по крупицам - правы, я думаю, и те и другие.
Главное результат - вокзал хорош, красив, очень достоверен.
И разом стал местом массовых гульбищ.
Я скептически отношусь к советской ностальгии - опять же, прежде всего по причине того, что это ностальгия не по реальному Союзу, а по фэнтезийно-виртуальному. Оттого не фанат различных советских реанимаций.
Но одно дело поднять из могилы труп, да запустить зомби, а другое - реставрация.
Реставрацию я всецело поддерживаю. Эпоха не виновата, что она была такой, а не иначе. Оттого память пусть сохраняется такая, какая есть.
Из нового и бесподобного - макет всего канала имени Москвы, с его шлюзами.
Одно плохо - по части водных рейсов отсюда царит непроходимый колхоз.
Нет единой базы, нет единых касс - каждое судно принадлежит своей конторе, и она устанавливает свои правила. Обычно на бегу.
(Корабль "Анна Каренина" - в конце концов должен попасть под поезд, бггг!).
(Шаурму х@чу - прямо какое-то гей-сообщество "Хочу хача").
Тут можно торговаться как на базаре, тут вас могут намахать.
Помпезный вид соседствует с рыночным курортным шалопайством, когда в сезон нужно успеть по максимуму выдоить терпил, которые сюда забрели, разведя их на все, что можно. И что не можно - тоже разведя.
Но это, надо понимать, претензия скорее организационная.
Сам же вокзал - я не буду бухтеть, выискивать червоточинки - хорош.
Посещения однозначно стоит.
|
</> |