Москва, Петушки, Домжур и время

топ 100 блогов zis_man26.10.2018

«Человека, в своё время читавшего поэму «Москва-Петушки» на слепых листах, вышедших из-под литер пишущей машинки, пожалуй, может удивить мысль о том, что её автор - классик русской литературы, один из самых ярких писателей второй половины XX века.»

Так начинается мой рассказ о вечере в Домжуре, посвящённом выходу первой биографии Венедикта Ерофеева, вышедшей ко дню 80-летия со дня его рождения. Смысл удивления мне донести, расшифровать в статье не удалось, потому что и слов не нашлось, и размеры её недостаточно безграничны, да и не о том она.

Просто где-то в глубинах мозга достаточно основательно сидит мысль о том, что классик - понятие глубоко стационарное, сколь ты себя помнишь, покойное и не только описанное в учебниках того времени, когда ты их носил в рюкзаке, но и существовавшее совершенно в иной временной размерности, чем та, в которой ты, к примеру, утром жаришь себе яичницу.

То, что ты чисто хронологически застал Шостаковича или Стравинского, не делает тебя (в смысле, меня) обитателем одного мира с ними. А вот с Ерофеевым - делает. И это почему-то изумляет.

И даже не потому, что мир Венички читается мною легко и непринуждённо как раскрытая книгаИменно потому, что само появление его бессмертной поэмы в этом мире было частью этого мира. Такой же, как полёты американцев на Луну, очередные выходки израильской военщины или «Литературная газета».

Но, помимо глубокого самодостаточного эстетства поэмы, изысканности её формы и игр с ассоциациями, аллюзиями, цитатами и смыслами, в ней есть элемент особой печали и абсолютной безысходности, связанный, впрочем, вовсе не с самим текстом. А с тем фактом, что произведению, написанному про абсолютно конкретную эпоху, история даёт ещё один шанс актуальности, подставив следующую, точно такую же эпоху на место ушедшей.

«А надо вам заметить, что гомосексуализм в нашей стране изжит хоть и окончательно, но не целиком. Вернее, целиком, но не полностью. А вернее даже так: целиком и полностью, но не окончательно. У публики ведь что сейчас на уме? Один только гомосексуализм. Ну, еще арабы на уме, Израиль, Голанские высоты, Моше Даян. Ну, а если прогнать Моше Даяна с Голанских высот, а арабов с иудеями примирить? – что тогда останется в головах людей? Один только чистый гомосексуализм».

И это ещё полбеды. То, что можно было бы выдать за случайное совпадение.

Но это уже за случайное совпадение не выдашь. Это уже возвращение к корням.

«Зато у моего народа – какие глаза! Они постоянно навыкате, но – никакого напряжения в них. Полное отсутствие всякого смысла – но зато какая мощь! (Какая духовная мощь!) Эти глаза не продадут. Ничего не продадут и ничего не купят. Что бы ни случилось с моей страной, во дни сомнений, во дни тягостных раздумий, в годину любых испытаний и бедствий – эти глаза не сморгнут. Им все божья роса…».

С этим явлением «оживления классики» я в первый раз столкнулся в Вологде, в музее Варлама Шаламова, когда после счастливого периода иллюзий, что его произведения стали уже описанием ушедшей эпохи и, некоторым образом, историей, я вдруг, стоя около фотографии чувака, который написал на Шаламова донос (что, в сущности, в те времена не было обязательным условием), понял, что Шаламов вполне актуален сегодня. И степень его актуальности только растёт.

Вот ведь то же самое происходит и с В.Ерофеевым.

То есть, не с ним, разумеется, а с нами.

Итак, вечно современные фразы В.Ерофеева. Вечно современные не везде, а только здесь, в наши дни. Потому что наши дни здесь всегда.

Лучше, чтобы десятки и сотни интеллигентов посидели деньки и недельки. Ей-ей, лучше» (18 сентября 1919).

«Газетам дадим директиву завтра же начать на сотню ладов и изо всех сил их высмеивать и травить не реже одного раза в неделю в течение 2-х месяцев».

                                                                            Это из «Моей маленькой ленинианы»

А это из «Записных книжек»

«Так думаю я и со мной все прогрессивное человечество».

«В 1956 г. стало известно, что Олег Кошевой был педерастом. Это послужило причиной фадеевского самоубийства».

«Понемногу суживать тот круг вещей, над которыми позволительно смеяться»

«Пусть левая твоя ноздря не ведает, куда сморкнулась правая».

«Нонешний русский патриарх выступает с заявлениями типа «Все советские люди должны сплотиться вокруг…» или «Долой конфронтацию! Да здравствует детант!»

«К вопросу о русской необгонимой тройке. Март 1953 г.: «Динь-динь-динь, и тройка встала, Ямщик спрыгнул с облучка».

«Установить для Мельниковой, был ли Дантес евреем, она мне за это полтинник даст».

«Адмирал своему барабанщику: сыграй мне что-нибудь меланхолическое»

«Лишить нашу Родину-мать ее материнских прав».

«Любой донос хуже, чем тысяча плохо сделанных порнографических открыток. Любой дон-хуанов список лучше, чем самый лучший проскрипционный».

«Отметить 400 лет со дня смерти Малюты Скуратова».

«250 миллионов заложников, захваченных террористами» (для тех, кто озадачился цифрой - это население Советского Союза на тот момент)

А фраза «И немедленно выпил» по цитируемости уже давно сравнялась с пушкинским «Мой дядя самых…».

Так что день рождения Венедикта Ерофеева, это не только праздник филологов и прочих читателей, это праздник свободных людей.

http://www.rewizor.ru/music/concert-halls/tsentralnyy-dom-jurnalistov/retsenzii/paradoks-venedikta-erofeeva/

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Три дня подряд смотрел передачи по немецким государственным и коммерческим информационным каналам, посвященные окончанию Второй мировой войны в Европе и первым послевоенным неделям. Передач немало, как документальных, так  и ...
Вот оно будущее ...
Подборка забавных, курьезных и странных снимков с российских просторов. Такое возможно только в России, хотя не уверен, что все фотографии сделаны именно в России. ...
О, твиттер постепенно перестал состоять из одних политосрачей... Ну, точнее, раньше он тоже не только из них состоял, но в формате "пиздец, пиздец, пиздец, фотка Плутона, пиздец, пиздец, котик, пиздец". Сейчас темы постепенно начинают разнообразиться - после чистки списка читаемых ...
„Жизнь возможна только через испытания. Жизнь возможна только тогда, когда у вас и плохая и хорошая погода, когда есть и удовольствие и боль, когда есть и зима и лето, день и ночь. Когда есть и грусть и радость, дискомфорт и уют. Жизнь движется между двумя полярностями. В движении между ...