Московский урбанистический форум
hasid — 06.07.2017 Про первый день Московского урбанистического форума. Побывал на всех стендах и экспозициях, послушал пять секций. По поводу секций: в нескольких залах они идут одновременно, и не разорваться, чтобы поприсутствовать на всех.Похоже, главным гуру урбанизма в России становится американец индийского происхождения Параг Ханна. На этом посту он сменил основателя хипстерского урбанизма, тоже американца Ричарда Флориду. Ханна наилучшим образом подходит России, так как он, в отличие от Флориды - исследователь мегаполисов Второго мира. Он превозносит опыт управления такими агломерациями, как Джакарта, Шанхай и Токио. Последние два вообще называет лучшими образцами авторитарной модернизации.
Идеи Ханны просты: это максимум общественного транспорта и минимум личных машин, общественные пространства, публичный wi-fi, порядок, борьба со старой, трущобной застройкой. Мегаполисы больше открыты друг другу, чем соседним с ним провинциям. Грубо говоря, у Стамбула, Лондона, Гонконга и Москвы больше общего, чем у Москвы с каким-нибудь регионом в Поволжье. В общем, Ханна - певец либерального авторитаризма. На форуме он представлял свою новую книгу.
Про авторитарную модернизацию и даже реновацию вообще говорилось очень много. Одна из самых больших (человек 10-12) и длительных (1,5 часа) секций была о зарубежном опыте реновации, сносе старого жилья. Солировал там партнёр японского архитектурного агентства Фади Джабри. Он рассказывал, как в Токио сносили аналоги советских хрущёвок и строили на их месте современные кварталы. Джабри превозносит то, как проходит реновация в Москве, дословно он говорит: "У нас в Японии нужно было договариваться с сотнями мелких собственников, на это уходили годы, а в Москве всё прошло как по маслу". Он вообще очень хвалит Россию за то, что тут власти - просвещённые, и всё быстро делают.
Насколько понял, Джабри и его японское агентство тоже в последние годы стали гуру в мире городской архитектуры России.
Ниже пара фотографий с этой секции:
(это как раз пример японской реновации)
Ещё на одной секции Михаил Дмитриев из ЦСР представлял команду, которая занимается анализом городских агломераций. Были у них цифры и по Москве. Используя данные операторов сотовой связи (в частности, маршруты передвижения людей), они с высокой точностью посчитали численность Московской агломерации - 20 млн. человек. И тоже, кстати, превозносили японский опыт управления мегаполисами (на примере Токио), где главный агент изменений - государство.
(Вообще складывается ощущение, что за образец модернизации - как минимум городских пространств у нас хотят взять Японию)
В противовес японскому порядку эти исследователи называют устройство Буэнос-Айреса, где есть центральное ядро города со своим мэром, а у остальных 31 района мегаполиса тоже есть свои мэры. Такая сверхдемократия приводит к упадку города.
Две фотографии с этой секции:
Руководитель Департамента градостроительной политики Москвы Сергей Левкин представил планы предстоящей реновации в Москве. Голосование по вхождению домов в программу закончилось 1 июля, сейчас идёт подсчёт результатов. Примерно 4 тыс. домов, где большинство оказалось за реновацию, попадут под эту программу. Первые дома по программе можно будет увидеть уже в сентябре-октябре, изначально их не планировали использовать для переселенцев, но планы пришлось менять на ходу.
В новых домах будет безбарьерная среда - вход в них будет на уровне дороги. При входе будет "стоянка" для колясок и велосипедов. Первые этажи отдадут под торговлю и сервис, но в ход в них будет со стороны проезжей части, чтобы дворовая часть домов сохранила камерность. Левкин ещё раз повторил, что "обмен" будет по равноценности жилых комнат и не меньше по площади, чем была прежняя квартира. В подавляющем числе случае площадь новых квартир будет больше, чем старых.
На территории Форума даже выстроили в натуральную величину этаж такого нового дома по программе реновации. Можно зайти и посмотреть квартиры, даже с вариантом их ремонта. Площадь представленной двушки 57 кв.м, трёшки - 74 кв. м.
Фотографии макета первого этажа дома по реновации и планы застройки кварталов по этой программе:
Ещё одна интересная дискуссия случилась на заседании "Город как бенефициар соседствующих агломераций". Речь там шла о том, что при правильном устройстве агломерации соседние территории получают много плюсов. В Первом и Втором мире - везде так. Дмитрий Сиваев из Всемирного Банка говорит, что на прилегающих территориях в Москве - противоположный случай. Разница в зарплатах в Московской агломерации и прилегающих областях достигает 3 раз. Это - нонсенс.
Одно из решений такого дисбаланса - строительство скоростных железных дорог. Чтобы из Москвы до соседнего областного центра (Калуга, Владимир, Рязань и т.д.) можно было бы добраться за 1 час. Как раз за 1,5 часа сейчас поезд "Ласточка" добегает до Твери. Современные дороги и поезда сократят этот путь вообще до 1 часа. Это всё позволит жителям соседних областей не покидать свой родной город, а ездить на работу в Москве каждый день туда-обратно. Тогда Рязань или Калуга станут "московскими спальниками", вместо нынешних "спальников" в ближнем Подмосковье, куда часто тоже добираться до места работы не менее 1,5, а то и 2 часов. Ну и важен перенос рабочих мест из Москвы в соседние области. Сиваев привёл пример района Кройден, куда из лондонского Сити переносят много рабочих мест в сфере банковских, страховых и бухгалтерских услуг.
Вообще же о современном городском и внегородском транспорте(в первую очередь, электрички, экспрессы и трамваи) много говорилось и на других секциях. Видимо, как только крупные города "наедятся" общественными пространствами, начнётся и решение транспортных проблем.
|
</> |