Мороз и солнце. Комиссионный осмотр на Рижском ходу. 10.12.2020
spok182 — 29.12.2021 Низкое солнце, золотой свет, скользящие лучи которого ласкают колосья трав, стволы уснувших до весны деревьев, а также стальные борта вагонов и локомотивов — после ноябрьской поездки в Сонково нам с Володей хотелось выхватить возможность снова погрузиться в мир, где есть эти детали, так необходимые в самый непростой для организма период времени. Солнце в ноябре, а уж тем более в декабре в Московском регионе в последние годы стало редкостью, а когда солнечная и морозная погода устанавливается на неделю — это воспринимается чем-то из разряда фантастики. В 2020-ом году так и получилось — пришёл антициклон, на улице установился морозец порядка -8...-10 градусов, воздух был чист и прозрачен, в Москве всё было заснеженным, и нам казалось, что за городом снега будет больше! Мы взяли курс на запад, пункт назначения был уже знакомым и любимым — Зубцов и перегон в сторону Аристово. И мы поехали...Из-за длящейся на тот момент уже пятый день подряд солнечной и сухой погоды дороги были сухими, и лишь чёрный лёд местами представлял опасность. Декабрьское солнце низкое и недолгое, оно неспособно растопить снег своими лучами — лишь в феврале оно начнёт набирать достаточно мощи для этого, на крышах домов появятся сосульки, зазвенят первые капели, запоют синицы, почуяв тепло. Тогда же начнут покрываться льдом и дороги от талого снега. А середина декабря — время глубокого сна, кое-где властвует полярная ночь, но в наших краях днём всё же светло, правда, совсем недолго. Не успел порадоваться наступившему дню, как уже время перевалило за полдень, а всего через три-четыре часа солнце скроется. Но на холоде особо долго и не пробудешь — не ставя перед собой великих целей и находясь на свежем воздухе в удовольствие, не нужно превозмогать и чего-то терпеть. Если чувствуешь, что устал или замёрз — разворачивайся да перемещайся в тепло автомобиля и двигайся в сторону дома. Но момент замерзания оттягивает, конечно же, бессменный горячий чаёк из термоса.
В Москве снежные сугробы были высотой с уверенные полтора десятка сантиметров. В районе Истры по ощущениям снега стало ещё больше — ветви елей по обочинам дороги были заснежены, а на самих обочинах холмиком возвышался счищенный с дороги снег. Но уже начиная с Волоколамска снег словно бы кто-то заботливо соскрёб с земли и деревьев, оставив лишь снежную пыль, и чем дальше на запад, тем и снежной пыли было меньше. Когда мы приехали в Зубцов, мы поняли, что по условиям мы словно бы попали на новый эпизод Сонковской поездки. Но, как бы то ни было, я не имел ничего против. Мы припарковались у станции и пошли пешком по перегону. Проходя по мосту через Вазузу, я обратил внимание на необычной формы лёд, плавающий на поверхности воды. Вазуза — река бурная, наполнена она родниковыми ключами, и температура воды в ней примерно одинаковая и зимой, и летом. Зимой Вазуза не замерзает, но ледышки на её поверхности всё же встречаются.
Мы прошли несколько километров, движения не было, но нам повезло — предвходной светофор был основным ориентиром, а также помогла и радиостанция, извещавшая о скрещениях поездов на ближайших станциях. В эфире звучал номер "восемь тысяч шестьсот пятьдесят семь", что не могло не огорчать — по нумерации поезда он соответствовал путейским агрегатам типа дрезин МПТ, а значит, где-то намечались "окна", и на движение надеяться не стоило. Этот путейский поезд мы слышали ещё от Погорелого Городища, он потихоньку подбирался к нам с востока, скрещиваясь с чётными поездами. Но вот что удивительно — поезд стоял по 20 минут на каждой станции, неужто везде были скрещения? Вот и по Зубцову поезд встал под красный и ждал скрещения. Первый поезд прошелестел мимо нас довольно скоро, о его приближении мы знали заранее. С горочки бодро скатывался заиндевевший "банан" (2ТЭ25КМ).
1. 2ТЭ25КМ-0326 с грузовым поездом, перегон Аристово — Зубцов, 10.12.2020
Пока дело шло к проходу следующего поезда, я фотографировал виды этого перегона. Несмотря на выступающие по обе стороны от полотна бетонные опоры обвалившихся со временем плит дренажки, мне всё равно нравится этот вид. Он характерный для тех краёв.
2. Перегон Зубцов — Аристово, 10.12.2020
И вот по радио сигнал вызова, и поезду № 8657 дают зелёный в сторону Аристово. Должен проехать мотовоз-"чинилкин", да ещё и против солнца, потому мы не особо подготовлены к съёмке. Но перестук колёс вводит нас в замешательство — по перестуку едет полноценный пассажирский тепловоз с вагонами пассажирского поезда! Неужто литерный?! И тут из-за кривой показывается ТЭП70БС с двумя пассажирскими вагонами!
3. ТЭП70БС-297 с поездом № 8657 Муриково — Осуга, перегон Зубцов — Аристово, 10.12.2020
В кабине толпища народу, все в масках и жилетах. Ну, понятно — комиссионный объезд! Теперь понятно, почему стоят по каждой станции — выходят дружной гурьбой и смотрят стрелки. Тепловоз выдернули с Москвы под такие покатушки — в Москве тот тихо-мирно с лета 2020-го катался по ночам с поездом 7/8 "Таврия", а тут вдруг появилась возможность снять его днём, да ещё и в знакомых местах Рижской дороги! Можно вспомнить старые времена существования пригородного "Тарзана", только вот вагоны не пригородные, а купейные.
4. ЭП70БС-297 с поездом № 8657 Муриково — Осуга, перегон Зубцов — Аристово, 10.12.2020
У заднего вагона даже не была закрыта дверь. Не знаю, открылась ли она в процессе движения или была оставлена так намеренно.
5. Комиссионный объезд ЦРБ, перегон Зубцов — Аристово, 10.12.2020
Позже выяснится, что это такой локальный объезд по Московскому региону ОКТ ЖД. 8 декабря вечером комиссия выехала из Москвы, 9-го утром через Ржев она прибыла в Русаново и далее двигалась на восток. 10-го декабря комиссия рано утром приехала из Ржева в Муриково, тепловоз обогнался и теперь направлялся в Осугу. Настоящее везение вот так случайно попасть на такой нечастый поезд.
По станции Аристово поезд имел двойное скрещение. По удалению за ним с Зубцова отправился грузовой, который мы сняли с того же места.
6. 2ТЭ25КМ-0324 с грузовым поездом, перегон Зубцов — Аристово, 10.12.2020
Но с Аристово также спешил поезд на восток, и к сожалению, в голове был самый нежелаемый нами локомотив, пусть хоть и чистый. Но получился тот неплохо, потому и был сохранён.
7. 2ТЭ116-1508 с грузовым поездом, перегон Аристово — Зубцов, 10.12.2020
Вернувшись на наш холм и испив чаю, мы слышим в эфире, как комиссионный поезд уходит на Осугу со Ржева-Балтийского, а с востока идёт очередной нечётный грузовой. Он тоже под "бананом" (2ТЭ25КМ), но старым и видавшим виды. Тем не менее, тени маскируют его морщины.
8. 2ТЭ25КМ-0042 с грузовым поездом, перегон Зубцов — Аристово, 10.12.2020
На линии образовалось затишье. Значить это могло одно — до прохода пригородной "табуретки" ничего не будет. Мы отошли в сторонку, шагая через многочисленные воронки от авиабомб, оставшихся тут в наследство от Великой Отечественной. Табуретка-РА1 промчалась как ветер, и нам повезло — она была чистой и опрятной, хотя в основной своей массе эти мотрисы очень непривлекательны. Свой снимок я оставил, мне нравится свет. В таком свете я вообще бы всё оставил...
9. РА1-0030 следует поездом № 6459 Шаховская — Ржев-Балтийский, перегон Зубцов — Аристово, 10.12.2020
Ну а мы решили уходить с насиженной точки и двигаться к машине. Время уже к часу дня, на линии тишина, потому по пути можно спокойно поснимать зимние бесснежные виды...
10. Перегон Зубцов — Аристово (вид в сторону Аристово), 10.12.2020
11. Перегон Зубцов — Аристово (вид в сторону Зубцова), 10.12.2020
Всем сердцем люблю я здешние пути-дорожки, и хотя места здесь были более чем кровопролитными в период Великой Отечественной, сейчас я ощущаю здешнюю энергетику исключительно положительной. Не знаю, почему.
12. Перегон Зубцов — Аристово (вид в сторону Аристово), 10.12.2020
13. Перегон Зубцов — Аристово (вид в сторону Аристово), 10.12.2020
Подходя к мосту через Вазузу, мы услышали сигнал зуммера со станции Зубцов, который извещал о проходе нечётного поезда. Скоро мы услышали и его гудок. Интуитивно я чувствовал, что это может быть БТС (состав "БалтТрансСервис"), и хотелось, чтобы локомотив был чёрным, после ремонта. Но нет — выцветший 2ТЭ116 в старом окрасе набирается в подъём... Но свет всё делает краше.
14. 2ТЭ116-1714 с грузовым поездом, перегон Зубцов — Аристово, 10.12.2020
Шум БТСа едва стих где-то за холмами, как входной светофор Зубцова переключился на зелёный, открывая дорогу чётному поезду на восток. Мне нравился вид на кривую с мостом, и путь был уложен хорошо, и свет красиво скользил по неровностям рельефа, и я оставил себе и такой вид.
15. Перегон Зубцов — Аристово (вид в сторону Зубцова), 10.12.2020
А на обратном пути через мост я всё же сфотографировал это явление необычного льда. Это уникальное явление природы называется блинчатый лёд. Образуется блинчатый лёд при сочетании нескольких погодных факторов: мороза, ветра и сильного волнения. Вода замерзает, льдины тут же раскалываются, шлифуются волнами и получаются круглыми.
16. Блинчатый лёд на реке Вазуза, 10.12.2020
Поскольку вода в реке не замерзает, это привлекает сюда утиные косяки. Здесь круглый год царит жизнь. Птицы природные здесь делят небесную синь с птицами стальными.
17.
Когда мы перешли через мост, запищал зуммер, а со стороны Аристово уже слышался лязг автосцепок сжавшегося состава, катящегося под уклон. Во главе его был знакомый нам по прошлой поездке "банан" 0333, теперь оказавшийся на Рижском ходу. В 2020-ом году КМ-ы, привычные обитатели Рижского хода, разлетелись по всей дороге...
18. 2ТЭ25КМ-0333 с грузовым поездом, станция Зубцов, 10.12.2020
И вот и всё — день клонился к закату, хоть на часах и было всего 3 часа дня, но даже если следующий поезд и будет через полчаса, он пройдёт уже по сумеркам. Чай в термосе кончился, можно было смело уезжать домой. И, несмотря на некоторую скоротечность поездки, она подарила нам самое главное — приятное послевкусие от прогулки. Дорога до Зубцова — сплошное удовольствие, места — живописны и уютны, подвижной состав привычен, но не враждебен, так что после той поездки мы ещё не раз вернёмся с Володей в Зубцов. Но об этом — в следующих рассказах!
На этом я благодарю читателя за внимание! Этот рассказ завершает серию отчётов в 2020-ом году. Завтра выйдут мои итоги года, ну а я уже, не дожидаясь, поздравлю свою аудиторию с наступающим новым 2022-м годом!
|
</> |