рейтинг блогов

МОНАШЕСТВО: попытка рекламы, апологии.

топ 100 блогов sergeylarin28.08.2010  МОНАШЕСТВО: попытка рекламы, апологии.

Проблемы и трудности у современного монашества хорошо,на мой взгляд, описаны в книгах о.Сергия (Рыбко)"Се,бо время благоприятно"  и  Игумении N "Плач третьей птицы".

Мне же хотелось написать слабое подобие златоустового "Враждующим против монашества", поскольку мало по этой тематике.Итак:

* монахами по образу жизни были пророк Илия и св.Иоанн Креститель и даже Сам Христос(Созомен и блаж.Феофилакт)

* награда монахов выше,чем мирян (Агиография),

* монахом может быть каждый, кто искренне захочет (свт.Игнатий(Брянчанинов),

* монашеская жизнь-образец для мирян(Затоуст и св.Василий (Росляков),

* 3-е прошение в "Отче наш" - о равноангельской жизни..

и прочее...


Благодарен буду за любую критику и отзывы по этому постингу.

Начну с малоизвестного творения свт.Иллариона Верейского "Письмо к другу"(Единство идеала Христова):

"..Стало два христианства, два христианских идеала: один для монахов, другой для мирян.Такое разделение Христова идеала я считаю нелепым принципиально и крйне вредным практически…апостол Павле пишет: ..О сём молимся, о вашем совершенстве.(2 Кор. 13,9).И вдруг святость и совершенство – “прямое назначение монашества”, по суждению “Церковного вестника”! Для мирянина-то стало быть святость и совершенство уже не прямое назначение? А как же быть со словами Самого Христа: Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп человек даст за душу свою? (Мф. 16,26)О чём говорит Христос? Очевидно,.. спасение и совершенство есть именно прямое назначение всякого последователя Христова, а не одного только монашества.. приведу замечательные слова свт. Иоанна Златоуста: “Ты очень заблуждаешься.., если думаешь, что одно требуется от мирянина, а другое от монаха; разность между ними в том, что один вступает в брак, а другой нет, во всём же прочем они подлежат одинаковой ответственности…Когда он говорит: Блаженни нищие духом..плачущи..кротции..алчущие и жаждущие правды.. милостивии.. чистии сердцем..миротворцы.. изгнанные правды ради..(Мф.5, 3-10).. то не приводит названия ни мирянина, ни монаха.. Писания не знают этого, но желают, чтобы все жили жизнью монахов, хотя бы и имели жен..Когда Он повелевает быть выше и гнева, и ярости, и крика, и любостяжания, и чревоугодия, и роскоши, и тщеславия, и прочего житейского..то, очевидно требует от нас такой же строгой жизни..
..А как же отречение от мира? – шевелится, должно быть, в твоей голове вопрос. - Вы отрекаетесь от мира, а мы не отрекаемся.”..Отречение от мира.. - заповедь для всех христиан…Мир Вас ненавидит (Ин.15,18) О ком здесь речь? О монахах? Нет, конечно, о христианах вообще. А припомните речи апостольские: не любите мира, ни того, что в мире..(1 Ин.2,15).
..Нередко чем-то специально монашеским считают послушание..Возьми семью. Разве послушание излишне к отцу, главе семьи? Укажи мне форму общественной жизни, где не было бы нужно послушание..
..А потом, не общая ли христианская обязанность бороться против страсти сребролюбия?..Стяжательность-порок и для мирян. Остается побеседовать о третьем обете монашества – о девстве и целомудрии.Думаю,ты не станешь отрицать,что целомудрие добродетель общехристианская, а нецеломудрие-грех и для монаха и для мирянина..
… Монашеские обеты представляют.. сознательное повторение данных при крещении обетов.
Священномученик Илларион Верейский,
«Творения”, в 3-ех томах, М.”Издание Сретенского монастыря”, 2004.(Письмо к другу , озаглавленное – “Единство идеала Христова”, стр. 357-387).


Далее привожу слова ап.Павла из 1-го послания Коринфянам:
Я вам сказываю, братия: время уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие..А я хочу, чтобы вы были без забот. Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене. ..Говорю это для вашей же пользы, не с тем, чтобы наложить на вас узы, но чтобы вы благочинно и непрестанно служили Господу без развлечения.

Интересны три расказа о более высокой награде монахов,чем мирян.

"Сказывал о себе один из Фиваидских старцев, что он - сын жреца идольского. Быв дитятею, он сиживал в храме и видел отца своего приносящего жертвы идолам. Однажды, после того как отец вышел из храма, сын вошел тайно в храм и увидел там сатану. Сатана сидел на троне; многочисленное воинство предстояло ему. И вот! приходит один из князей его, покланяется ему. Сатана спросил его: откуда ты? Князь отвечал: я был в такой-то стране, возбудил там войну и большое смятение, произвел кровопролитие и пришел возвестить тебе. Сатана спросил: во сколько времени сделал ты это? Он отвечал: в тридцать дней. Сатана велел бить его бичами, сказав: только-то сделал ты в такое продолжительное время! - И вот! другой пришел и поклонился ему. Сатана спросил: откуда ты? Демон отвечал: я был в море, воздвиг бурю, потопил корабли, умертвил множество людей и пришел возвестить тебе. Сатана спросил: во сколько времени сделал ты это? Он отвечал: в двадцать дней. Сатана повелел и этого бить бичами, сказав: почему ты в столько дней сделал так мало? - И третий пришел и поклонился ему. И этому он сказал: ты откуда? Демон отвечал: я был в таком-то городе; там праздновалась свадьба: я возбудил ссоры и произвел большое кровопролитие; сверх того убил самого жениха и пришел возвестить тебе. Сатана спросил: во сколько дней ты сделал это? Демон отвечал: в десять. Сатана повелел и этого, как действовавшего не ревностно, бить бичами. И еще один демон пришел поклониться ему. Сатана спросил: откуда? Демон отвечал: из пустыни. Исполнилось сорок лет, как там борюсь с одним из монахов и едва одержал над ним победу: вверг его этою ночью в любодеяние. Сатана, услышав это, встал с трона, начал целовать демона, - сняв царский венец, который был на главе его, возложил на голову демона и посадил его возле себя на престоле, сказав: ты совершил великое и славное дело. - Увидев и услышав это, сын жреца сказал сам себе: чин монашеский, должно быть, имеет великое значение. Он принял христианство и вступил в монашество.

2.Св.Пахомию Великому было видение: он увидел уже покойного св.равноапостольного императора Константина Великого. Царь Константин сказал ему: Пахомий, сколь блаженны вы,монахи! Если бы я знал это раньше, то пошел бы в монастырь . Тот возразил: Равноапостольный царь, сколько добра ты сделал Церкви: прекратил гонения нахристиан, воздвиг храмы и обители, ты помог сохранить в чистоте православную веру,защищая ее от еретиков . Царь Константин отвечал: Пахомий! Если бы я знал, какая награда уготована истинным монахам,довно бы оставил все имущество и ушел бы в монастырь.

3.Мать преподобного была в сане диакониссы и, хотя жила по иночески, однако не хотела постригаться (не смотря на уговоры сына,прп.Алипия Столпника) - Одно и тоже - быть диакониссой или инокиней,- говорила она.
Сын неоднократно молил ее облечься в иноческое одеяние, но она не слушала его, пока не получила указания на это в ночном видении. Тогда она уже сама стала просить сына о пострижении ее в иночество. Ей представились в видении богатые палаты, внутри которых слышалось сладкогласное пение, славящее Бога. Когда она захотела войти туда, то некий славный и светоносный муж, стоявший у входа в палаты, заградил ей вход и сказал:
- Ты не войдешь сюда, потому что здесь ликуют рабыни Господни, послужившие Ему в иноческом сане. На тебе же нет одеяния иноческого, потому ты и не можешь войти сюда и принять участие в их радости.
Слова эти сильно пристыдили мать святого Алипия, и, проснувшись, она стала просить сына, чтобы ее постригли в иноческий сан. После пострижения она удвоила подвиги, прилагая к прежним своим трудам новые труды.. "

вСвт.Иоанн Златоуст пишет о наказании Божием тем,кто отговорил детей от монашества:
"Даже если бы дети, оставаясь дома, не совсем развратились, но получили спасение только на последнем месте, и тогда мы (родители) не избегли бы наказания за то, что воспрепятствовали их желанию вести жизнь более строгую, и удержали при житейских делах тех, которые стремились к небу;"
http://www.ccel.org/contrib/ru/Zlatoust/to_those/to_those3.htm

Наш современник, всвятой Василий Росляков,священномученик,говорит,что монахи - образец для мирян по образу жизни.

".. Но в основном, как учат святые отцы, все то, что исполняет инок, должен исполнять и благочестивый христианин. За исключением, пожалуй, одного, - что мы даем обет безбрачия. Раньше это было требованием жизни. Древние христиане мало чем отличались от монахов .

Мы сейчас не можем нести тех подвигов, которые несли древние отцы, - скажет он позже, - но все равно мое сердце на стороне того монашества. Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же* (Евр. 13,8.). Нужно только положить доброе начало, а Он поможет и даст столько сил, сколько необходимо. У каждого свой крест, именно такой, какой он в силах понести, посему нам остается лишь прилагать усердие и благодарить Бога за все»

Ведь есть у Отца любимые сыновья? Вот монахи - это любимые сыновья. Кого Он больше любит? Кому Он больше помогает? -Монахам. Поэтому нам легче. А те люди, которые отдалены от Бога, становятся как бы блудными сыновьями, и им тогда становится трудно. ...Понимаете? Вот из-за чего трудность-то возникает в человеческой жизни, - когда человек берет на себя что-то и отстраняет от себя Бога, Который хочет помочь ему. Вот мир и несет скорби, потому что от Бога отошел, отстранился от Христа, и тащит на себе этот труд непосильный. А мы пришли к Богу, и Господь за нас все несет и все делает.." http://optina1993.narod.ru/rosliakov1.htm

Учитель Церкви, блаженный Феофилакт толкует молитву "Отче наш" так:
"ДА БУДЕТ ВОЛЯ ТВОЯ И НА ЗЕМЛЕ КАК НА НЕБЕ.-Как ангелы, говорит исполняют волю Твою, так и нам даруй исполнять ее."

Интересно пишет историк Церкви Созомен, о древности,на самом деле,монашества:
"..Но не менее прославляли Церковь и своими добродетелями поддерживали ее учение мужи, принявшие монашеский образ жизни; ибо такое любомудрие есть самое полезное дело, нисшедшее от Бога к человекам. Оно не заботится о многом учении и диалектической искусственности речи, как о деле излишнем, которое только отнимает время у занятий лучших, а жить правильно нисколько не помогает; напротив, одним естественным и безыскусственным смыслом научает тому, чем совершенно уничтожается, или по крайней мере уменьшается зло, и средины между злом и добродетелью отнюдь не полагает к ряду благ. Это любомудрие наслаждается только добрым, и кто удерживается от зла, но не делает добра, того почитает худым; ибо оно не тщеславится добродетелью, но подвизается (в ней), почитая людскую славу за ничто. Мужественно противостоя страстям души, оно не уступает ни нуждам физическим, ни немощам тела. Стяжав силу божественного ума, оно всегда созерцает Создателя всяческих, ночью и днем чтить Его и умилостивляет молитвами и служением. Стремясь благочестно к вере, чрез чистоту души и совершение добрых дел, оно [45] презирает очищения, окропления и тому подобное, ибо сквернами почитает только грехи. Будучи выше внешних напастей и, так сказать, господствуя над всем, оно не отвлекается от своего избрания ни окружающим жизнь беспорядком, ни нуждою. Обижаемое, оно не ослабевает, терпящее зло, не мстит, угнетаемое болезнью, или недостатком необходимого, не упадает в духе; но тем-то более и хвалится, что, целую жизнь подвизаясь в терпении и кротости и требуя не многого, становится, сколько возможно для человеческой природы, ближе к Богу. Пользуясь настоящею жизнью, как переходом, оно не удручается заботами о приобретении вещей и не простирает своего попечения о настоящем далее крайних нужд, но всегда предпочитая простые и удобоснискиваемые потребности здесь, часть блаженства там и постоянно стремится к тамошнему счастливому жребию. Всегда дыша благоугождением Богу, оно отвращается от бесстыдного сквернословия и, что удалило из своей жизни на самом деле, о том не терпит даже и звука. Ограничиваясь не многими естественными потребностями и принуждая тело довольствоваться малым, оно над похотью владычествует воздержанием, неправду наказывает правдою, ложь вразумляет истиною, и меру во всем определяет благочинием. Жизнь свою проводит оно в единомыслии и общении с [46] ближними, печется о друзьях и чуждых, делит собственное с нуждающимися, занимается тем, что полезно для всякого, не возмущает радующихся и утешает скорбящих. Заботясь же о всех и направляя свое попечение к существенному благу, оно здравыми рассуждениями и мудрыми внушениями научает слушателей чуждаться лести и злословия. Будучи свободно от вражды, насмешливости и гнева, беседуя с почтением и скромностью, оно врачует собеседников этим, как бы каким лекарством. Как разумное, оно отрекается от всякого неразумного движения и совершенно властвует над страстями тела и души. Начало же сему превосходному любомудрию положили, говорят, Илия пророк и Иоанн Креститель. А Филон пифагореец в своих хрониках повествует, что лучшие из Евреев для любомудрствования отовсюду стекались в какую-то страну на холме за Мареотским озером, и жилище их, пищу, жизнь изображает в таком виде, в каком все это бывает и теперь у монахов египетских. Он пишет, что, начиная любомудрствовать, они отдают имение родственникам и, отказываясь от общественных занятий и сношений, поселяются вне городских стен по пустынным полям и садам,— что у них есть священные жилища, называемые монастырями, в которых уединившись, они совершают священные таинства, усердно прославляют Бога псалмами [47] и гимнами, и не прежде вкушают пищу, как по захождении солнца, некоторые же не едят дня по три и более,— что в определенные дни они лежат на земле, совершенно отказываются от вина и мяса, и пищею их в то время бывает хлеб, соль и иссоп, а питием — вода, и что с ними живут женщины — престарелые девы, по любви к любомудрию, добровольно подвизающиеся в безбрачии. Описывая их таким образом, Филон, вероятно, видит в них Евреев, обратившихся при нем в христианство, но продолжавших еще жить более по-иудейски и соблюдавших иудейские обычаи; ибо у других нельзя найти подобного образа жизни. Из этого я заключаю, что у Египтян такое любомудрие начало процветать с того именно времени. Другие же говорят, что причиною его были случавшиеся по временам гонения за веру.."
Созомен (греч. ?????????, также Эрмий Созомен Саламанский[1], ок. 400—450 гг.) — византийский адвокат, раннехристианский писатель-историк, автор «Церковной истории».


Другие свидетельства о происхождении монашества с Iв. и ранее -
здесь.


Блаженный Феофилакт утверждает,что Сам Господь Иисус был строгой жизни,подобно монашеской:
"Вопрос: но почему Иоанн (Креститель)вел особенно строгую жизнь ?

Ответ: проповеднику покаяния так и следовало представлять в себе образ сетования и плача, а Подателю оставления грехов - быть веселым и радостным. Притом Иоанн ничего более кроме высокой жизни не показал иудеям: Иоанн, сказано, знамения не сотвори ни единаго (Ин.10:41), а Христос свидетельствовал о Себе только всемогуществу Божию приличными чудесами. Еще: Христос оказывал снисхождение и немощам человеческим, дабы и сим приобресть иудеев. Посему Он участвовал и в трапезах мытарей, и говорил укорявшим Его, что не пришел Он призвати праведных, но грешных на покаяние.   Впрочем Христос не оставлял и строгой жизни;   потому что жил в пустыне со зверями и постился сорок дней, как сказано было прежде, да и участвуя в самых трапезах. Он ел и пил благоговейно, воздержно, прилично святым."
http://hram-veshnjaki.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=253:-2&catid=79:biblie&Itemid=134

Хорошую мысль говорит и свт.Игнатий (Брянчанинов) о том,что каждый может стать монахом,т.е. достичь евангельского совершества,если искренне этого захочет:

" Упомянутый выше юноша, услышав ответ Господа, что для спасения нужно жительство по заповедям Божиим, сказал: Вся сия сохраних от юности моея: что есмь еще не докончал. Рече ему Иисус: Аще хощещи совершен быти, иди, продаждь имение твое и даждь нищим: и имети имаши сокровище на небеси: и гряди вслед Мене, взем крест [Мф. 19, 20-21]. Спасение возможно при сохранении имения, в жизни посреди мира, для снискания совершенства требуется предварительное отрешение от мира. Спасение необходимо для всех - снискание совершенства предоставлено произволяющим.

Христианское совершенство есть дар Божий, а не плод человеческого труда и подвига, подвигом доказывается только действительность и искренность желания получить дар: подвигом, который обуздывает и укрощает страсти, естество человеческое соделывается способным и предуготовляется к принятию дара. От человека зависит очистить и украсить, и то с помощью Божией, обитель в себе для Бога”.

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Фото сделано в одном из американских портов. На транспорт уже погрузили танк "Стюарт"и часть самолета "А - 20" "Бостон". Предположу, что снимок был сделан весной 1943 ...
Я никогда не мог понять цель именно такого отдыха.Приехать за сотни вёрст,разбить палатку у моря и жить в ней. Ходить есть в кафе или столовые,некоторые готовят прямо у моря,на газовых горелках.Опять же проблемы с питьевой водой. Заметил,она подведена,но почти никто не пользуется таковой,р ...
ребят, так как я щас пьяная и поговорить необходимо, а в машинах я черта лысого не соображаю, но мне очень хочется втереться вам в доверие и прижиться в этом сообществе, то давайте поговорим о нижеследующем: вот мне когда насрут птицы на МАШИНУ, я ...
...
Анна  fionochka Чернышева написала огромный текст с подробным разбором всей нашей судебной эпопеи по моему восстановлению в Облсуде и последующему снятию в Верховном суде "по подписям".  Я очень прошу вас весь его прочитать - все-таки, это ...