Молитвословы и акафисты русского зарубежья. Часть первая
definite — 07.05.2022 Иногда собираешь книжки по одной теме, а потом оказываешься обладателем небольшой коллекции совсем других. Примерно так накопилось несколько молитвословов и акафистов, изданных во время Второй мировой войны и в лагерях ди-пи.1. Самая ранняя из них - «Краткий православный молитвослов», издан в Софии в 1942 году управляющим русскими православными общинами в Болгарии архиепископом Богучарским Серафимом.
2. Акафист явлению иконы Пресвятой Богородицы Тихвинской. Рига, 1944.
Начинается эпоха книг, изданных протоиереем Николаем Веглайсом. Про него нет даже статьи в Википедии, и это весьма прискорбно, потому что для издания религиозной литературы на русском языке в ХХ веке он, пожалуй, сделал больше всех. О нем есть большая статья на сайте о православной музыке, но музыкальные издания - лишь небольшая часть его книгоиздательского наследия.
О епископе Рижском Иоанне (Гарклавсе) можно прочесть здесь, о Тихвинской иконе Божией Матери - здесь.
3. Православный молитвенник. Рига, 1944.
Если не указано иное, то почти все последующие книги изданы Николаем Веглайсом. Надпись от руки «Рига» на обложке сделана одним из предыдущих владельцев, чтобы обозначить отличия от последующих изданий.
4. Православный молитвенник. Амберг, 1946. Издание второе.
Началась эпоха ди-пи. Тот же молитвенник, что был издан в 1944 году в Риге, был переиздан в 1946 году в лагере ди-пи в Амберге.
Это идентичное издание, отличающееся только указанием разрешения от UNRRA и наличием вставок с рисунками религиозного содержания, отпечатанными на глянцевой бумаге.
5. Православный молитвенник. Амберг, 1946. Издание второе.
Согласно выходным данным - это то же издание, что и указанное в предыдущем пункте, но есть насколько отличий.
Имеется рисованная обложка (хотя, возможно, обложка была и в других изданиях, но не сохранилась), тираж другой - 10 000 экземпляров (в тираже, о котором говорится в пункте 4, - 12 000 экземпляров, см. нижнюю часть страницы после оглавления), отсутствуют иллюстрации на глянцевой бумаге, хотя те же изображения помещены в других местах.
Продолжение следует.
|
</> |