Можно ли воспитать в человеке свободу и достоинство?
mka — 30.04.2014 Доброе утро, друзья!Что-то последние дни жуткий аврал. Много чего хотел бы рассказать, но мало чего успеваю. Вот, в воскресенье у нас состоялся любопытный семинар.
Слева направо: Людмила Комиссарова, Кирилл Мозгов, Юлий Халфин
Кажется, вопрос в заголовке получился почти риторическим. К рассказу о круглом столе хотел бы добавить еще один момент. Не только в средневековом образовании до 12 лет запрещали изучат точные науки, как рассказывал Ю. А. Халфин, но и вообще во многих образовательных традициях изначально акцент ставился на человеке, а не на знаниях. То есть важно было сначала дать человеку сформироваться, заложить фундамент для дальнейшего роста, а потом уже, опираясь на этот фундамент, можно было давать любую профессиональную подготовку.
А сегодня родители умиляются, что ребенок уже в десять лет превращается в ходячую энциклопедию, напичканный ворохом фактов, не имеющих к его жизни ни малейшего отношения. И мало кого - и дома, и в школе - волнует, вырастет ли ребенок свободной личностью, имеющим представление о человеческом достоинстве. Куда больше переживают, как он устроится в этом мире и сколько будет зарабатывать (что важно для родителей) или какую пользу он принесет государству (что заботит образовательную систему). И человек из всего этого вываливается, где-то теряется. Может быть, пора вернуть человеку самого себя?