Можно ли на Як-42 взлетать с половины длины взлетной полосы?
davnym_davno — 10.09.2011 Аэропорт Туношна под Ярославлем - это бывший военный аэродром, переданный в гражданскую эксплуатацию в 1998 году.Длина взлетно-посадочной полосы (ВПП) с асфальто-бетонным покрытием составляет 3000 метров.
Из "Руководства по эксплуатации Як-42":
Минимум для взлета
ВПП с огнями по осевой линии - 200 м (день и ночь)
без огней осевой линии - от 300 до 700 м
Оттуда же:
Взлет
1. Получите разрешение на взлет
2. Удерживая самолет на тормозах, плавно и синхронно переведите РУД всех двигателей в положение 74-76%
3. После выхода двигателей на режим, соответст 74-76% отпустите тормоза и начинайте разбег
4. Через 2-3 с момента страгивания самолет установите в течение 1-2 с РУД всех двигателей в положение ВЗЛ (100-115%)
5. Включите механизм времени бортовых часов и секундомер
6. Разбег выполнять с нейтральным положением колонки управления
7. На скорости V1 подайте команду экипажа "взлет продолжаем"
8. На скорости Vп.ст. (215 км/ч) отклоните штурвал на себя и начните отрыв колес передней опоры. Одновременно с подъемом опоры перейти на пилотирование самолета по приборам
9. После отрыва самолета от земли парируйте кабрирующий момент отклонением штурвал а от себя. Усилия на штурвале снимать отклонением стабилизатора
10. Затормозите колеса основных опор шасси
11. На высоте не менее 5 м убрать шасси
12. При полете ночью на высоте 90-100 м убрать фары
13. На высоте не менее 120 м и скорости V3 (280 км/ч) убрать предкрылки и закрылки, при уборке закрылков не превышать скорость 360 км/ч, а предкрылков 405 км/ч
14. После уборки предкрылков и закрылков разогнать самолет до скорости выбранного режима набора высоты (420 или 500 км/ч)
15. Перевести двигатели на номинальный режим работы (91%)
16. Доложите органу УВД о взлете самолета и получите условия выхода из зоны аэропорта
UPD. В комментариях меня переубедили, что вышеуказанный минимум для взлета - это требования к минимальной видимости при взлете. По минимальному пробегу у меня пока точной цифры нет, надо почитать литературу (отдельное спасибо podmoskovnik за указание на наличие в сети полного варианта РЛЭ с номограммой, по которой эти данные вычисляются). Предварительно же можно сказать следующее. При стартовом пробеге от 1200 до 1600 метров у самолета были очень хорошие шансы взлететь, при пробеге от 1600 до 1800 метров самолет должен был спокойно взлетать. Т.е., если для взлета было чуть больше половины ВПП, то причина катастрофы все-таки не в длине пробега.