Можно ли мусульманам пить спиртное?
vl_sokolov — 05.02.2020Ответ на этот вопрос звучит обескураживающе просто — нет, нельзя. Но исторически, как говорится, все было сложнее. Пили, и пили основательно, со вкусом и знанием дела.
В багдадском халифате вино было чуть ли не единственным напитком арабов, если не считать воды. Воду со льдом пили только в жару, приправляя ее медом, лимоном, апельсином или лепестками роз. Чай, кофе и более крепкий алкоголь появились на Востоке гораздо позже.
Неудивительно, что запрет на вино, наложенный пророком Мухаммедом, казался мусульманам слишком непосильным и часто обходился. Пример подавали прежде всего сами «повелители правоверных» и их приближенные.
Багдадских правителей, проводивших свою жизнь в трезвости, можно пересчитать по пальцам. Одним из них был халиф аль-Мансур, который никогда не употреблял вина. Летописец с юмором рассказывал, как его врач и сотрапезник, христианин Бухтишу, любивший выпить, за трапезой халифа был вынужден довольствоваться простой водой из Тигра и расхваливать ее на все лады, уверяя, что она ничуть не хуже любого вина.
Другой халиф, аль-Мамун, осуждал не само винопитие, а только тех, кто пьет вино из изюма, используя это как уловку (считалось, что Пророком запрещено только виноградное, а не изюмное вино). По этому поводу он написал четверостишие:
Пью я вино и говорю, что оно запретно,
Полагаясь на прощение Аллаха.
А любитель изюма пьет вино и говорит, что оно дозволено.
Для негодяя это двойное преступление!
Про халифа аль-Васика говорили, что он так переживал из-за смерти дочери, что «даже не пил вина». Его более поздний наследник аль-Кахир запретил поданным спиртные напитки, хотя сам каждый день был пьяным. Халиф ар-Ради дал обет не пить вина, но продержался только два года: факихи избавили его от этого обета в обмен на щедрые пожертвования.
Повелителям, как всегда, подражали их чиновники. Один из арабских историков описывал веселые попойки, которые устраивали высокопоставленные судьи.
«У вазира аль-Мухаллаби дважды на неделе собирались кади, — рассказывал он. — Среди них были верховный кади Ибн Маруф, кади ат-Танухи — все убеленные сединами, длиннобородые, как и сам вазир. Когда веселье достигало высшей точки, каждый получал золотой кубок кутраббульского или укбарского вина, окунал в него свою бороду, и друзья брызгали вином друг в друга. Кроме того, все они плясали, нарядившись в пестрые платья с венками из цветов на головах».
Близкое соседство с христианами давало арабам удобную возможность пить вино, не занимаясь его производством. Христианские лавки и монастыри были популярным местом для праздников и пьянок. В трактирах багдадцам прислуживали девушки-христианки, на груди которых, как писал поэт, «красовались кресты, словно гвоздики без стебля». Ибн аль-Халладж прямо заявлял: когда я вижу вино, то превращаюсь в христианина.
Некоторые арабы считали, что пить можно и нужно хотя бы потому, что мир так прекрасен.
Должен бросить я пить? – Но ведь дождь все льет и льет,
и капли его повисли на кустах.
Ветка от радости пляшет, как мошкара, а роза
то свертывает свои лепестки, то снова раскрывает.
Вино превозносили сверх всякой меры. Говорили, что в нем смешаны все четыре стихии: сладость воды, нежность воздуха, жар огня и холод земли. По светоносности его сравнивали с солнцем, луной, звездами, огнем и драгоценными камнями. Вино, восхищался один стихотворец, так чисто и прозрачно, что «сквозь него увидишь даже самую дальнюю соринку».
Поэт Абу Нувас сравнивал вино с утром, светящим посреди ночи. Пьющий его подобен путнику, который идет в темноте, ведомый вином. «О дочь десяти лет, чистая и нежная, – пошли ее на землю, и исчезнет вся темнота!» Однажды в гостях поэт проснулся от яркого света и подумал, что взошло солнце. Но его спутник покачал головой: «Нет тут никакого солнца, кроме вина, просто я открыл кувшин, видишь?» – с этими словами он закрыл кувшин, и все погасло.
Пить вдвоем или тем более в одиночестве было не принято – для пирушки требовалась компания, обычно три-пять человек. Там, где пили вино, всегда были беседа, пение и танцы. Пол усыпали цветами, по углам курились жаровни с благовониями. Сотрапезники надевали на голову венки, бросали друг в друга цветами и сыпали шутками и анекдотами.
Один из таких «винных» анекдотов под названием «Четвертая чаша» сохранился в арабских летописях. Звучит он так.
Как-то во время охоты халиф аль-Махди проголодался и заглянул в шатер простого бедуина. Тот принял его за обычного гостя и угостил чашкой вина. Выпив, халиф спросил:
«Знаешь, кто я? Слуга при дворе халифа!»
Бедуин кивнул и налил ему новую чашу. Аль-Махди снова спросил:
«Знаешь, кто я? Военачальник халифа!»
Бедуин выразил ему свое почтение и угостил третьей чашей.
«Знаешь, кто я, – продолжал халиф. — Повелитель правоверных!»
Бедуин вздохнул и завязал бурдюк:
«Больше не дам тебе ни капли, а то ты скажешь, что ты сам Пророк, посланник Аллаха».
Позже прибыла многочисленная свита, и оказалось, что его гость и впрямь халиф. Бедуин покачал головой и ответил:
«Что ж, признаю, ты сказал правду. Но, думаю, даже если бы ты выпил четвертую и пятую, то все равно как-нибудь бы выкрутился».
После этого ответа халиф смеялся так, что «чуть не упал с лошади», и назначил бедуину богатое содержание, дав ему должность при дворе.