Может быть, наш рай - это ад другого мира?
n1vz3r — 12.01.2011 Небольшая рецензия на "Мигранта" - новое произведение моих любимых фантастов (читаю все, начиная с выхода "Привратника"!). Постарался без спойлеров, но гарантий нет.Если "Цифрового" можно было в шутку назвать "Матрицей в исполнении Дяченко", то после двадцатиминутного чтения "Мигранта", конечно же, приходит на ум "Аватар" (странно, что главный герой его не смотрел - судя по хронологии, вроде бы был должен). Впрочем, дальше фактов, что планета, на которой разворачивается действие, покрыта лесами, а быт её жителей, по возможности, экологически безопасен, аналогия не заходит.
Произведение связано с остальным циклом весьма условно, и похоже на два других, "Vita Nostra" и "Цифрового", не больше, чем они - друг на друга :)
Если действие "Vita Nostra", скорее, разворачивается в плоскости "человек и он сам", а "Цифрового" - в плоскости "человек и общество", то в "Мигранте" я увидел зарисовку на тему "разум - мир - творец". И здесь Дяченко не подводят; сразу, несколькими штрихами, обозначая "правила игры" и рисуя традиционно достоверный мир в рамках этих правил, писатели щедро дарят нам множество идей, вопросов, и даже - что с Дяченко случается весьма редко! - свои варианты ответов на них (но вопросов, как всегда, больше).
- Если идеальный мир существует - по каким законам он живет?
- Если существует творец - какова цель его творений?
- Что такое свобода и зачем она нам?
Кроме того, Раа - название планеты, на которой разворачивается действие, - постоянно напоминало о слове "рай" (а упоминание о планете Лимб я расценил как прямую подсказку). И один вопрос у меня постоянно вертелся в голове: по каким законам живет рай и насколько тамошнее общество похоже на земное? Ведь люди-то везде одинаковые? (пусть публика и покачественнее).
Герои "Мигранта" заслуживают отдельного места в галерее персонажей Дяченко.
"Мигрант" мне показался наследником больше "социальной" линии ("Пещера", "Казнь", "Пандем", повести "История доступа" и "Зоопарк"), чем линии, сосредоточенной на эволюции отдельной личности.
Когда-то в "Пандеме" мы познакомились с неким абсолютным и всемогущим разумом, несущим ответственность
за все человечество, а в недавнем "Цифровом" - с разумом такой же силы, но подчеркнуто эгоистичным
и манипулирующим окружающим миром исключительно во имя собственных, пусть не всегда постижимых, задач.
В "Казни" в мирах-моделях, которые посещает героиня, постоянно ощущается личность
их создателя, - мужа главной героини, являвшегося при этом, скорее, антигероем. В "Пещере" и "Истории доступа" мы сталкиваемся с попытками людей, имущих ответственность и власть, продолжать выполнять свои функции, в то время как мир проявляет какие-то нестандартные качества.
В "Мигранте" же упомянутые выше качества перетасованы, как стекла в калейдоскопе. Мы не видим, но постоянно ощущаем присутствие Творца; некая абсолютная и "обладающая разумом, а значит и совестью" (сорри за черезмерно вольную цитату!) сила, которой подвластны пространство и время, предстает перед нами в виде безликого Бюро Миграции. Консул планеты Раа, он же супермен, отвечает за благо и безопасность своего народа - но наравне со всем остальным народом. И, конечно, отдельная изюминка - главный герой, немногие "сверхспособности" которого - то, что он когда-то был в армии и может бегать кросс, а ключевое качество, пожалуй, - способность к самопожертвованию. Окажись он героем предыдущих произведений цикла "метаморфозы", Андрей бы изменился до неузнаваемости; в каком-нибудь среднем sci-fi чтиве он бы к середине книги вспомнил, что на самом деле он киборг и может летать. Здесь же, пожалуй, единственной его метаморфозой было повзрослеть.
И "Мигрант" особенно успешно сообщает нам о том, что "повзрослеть" - совсем не тождественно "сделать ребенка - жениться -
развестись".
В целом, мне, как всегда, понравилось. Читается, как и все у Дяченко, на одном дыхании (для усиления эффекта я советую делать это за один присест); произведение не такое кроваво-безысходно-пессимистичное, как "Цифровой" или "Медный Король"; нет ощущения постоянно сжимающихся стен, как в "Казни", или бездны, в которую внезапно превратился твердый пол, как в повести "История Доступа". Приятные сны после прочтения гарантируются; "послевкусие" от него на следующий день очень хорошее: смешанное чувство гордости, что ты человек, и сомнения - а заслужил ли ты право так называться?