Может быть, наш рай - это ад другого мира?

топ 100 блогов n1vz3r — 12.01.2011 Небольшая рецензия на "Мигранта" - новое произведение моих любимых фантастов (читаю все, начиная с выхода "Привратника"!). Постарался без спойлеров, но гарантий нет.

Если "Цифрового" можно было в шутку назвать "Матрицей в исполнении Дяченко", то после двадцатиминутного чтения "Мигранта", конечно же, приходит на ум "Аватар" (странно, что главный герой его не смотрел - судя по хронологии, вроде бы был должен). Впрочем, дальше фактов, что планета, на которой разворачивается действие, покрыта лесами, а быт её жителей, по возможности, экологически безопасен, аналогия не заходит.

Произведение связано с остальным циклом весьма условно, и похоже на два других, "Vita Nostra" и "Цифрового", не больше, чем они - друг на друга :)

Если действие "Vita Nostra", скорее, разворачивается в плоскости "человек и он сам", а "Цифрового" - в плоскости "человек и общество", то в "Мигранте" я увидел зарисовку на тему "разум - мир - творец". И здесь Дяченко не подводят; сразу, несколькими штрихами, обозначая "правила игры" и рисуя традиционно достоверный мир в рамках этих правил, писатели щедро дарят нам множество идей, вопросов, и даже - что с Дяченко случается весьма редко! - свои варианты ответов на них (но вопросов, как всегда, больше).
  • Если идеальный мир существует - по каким законам он живет?
  • Если существует творец - какова цель его творений?
  • Что такое свобода и зачем она нам?
Этот список можно продолжать долго, так что читайте :)

Кроме того, Раа - название планеты, на которой разворачивается действие, - постоянно напоминало о слове "рай" (а упоминание о планете Лимб я расценил как прямую подсказку). И один вопрос у меня постоянно вертелся в голове: по каким законам живет рай и насколько тамошнее общество похоже на земное?  Ведь люди-то везде одинаковые? (пусть публика и покачественнее).

Герои "Мигранта" заслуживают отдельного места в галерее персонажей Дяченко.

"Мигрант" мне показался наследником больше "социальной" линии ("Пещера", "Казнь", "Пандем", повести "История доступа" и "Зоопарк"), чем линии, сосредоточенной на эволюции отдельной личности.

Когда-то в "Пандеме" мы познакомились с неким абсолютным и всемогущим разумом, несущим ответственность
за все человечество, а в недавнем "Цифровом" - с разумом такой же силы, но подчеркнуто эгоистичным
и манипулирующим окружающим миром исключительно во имя собственных, пусть не всегда постижимых, задач.
В "Казни" в мирах-моделях, которые посещает героиня, постоянно ощущается личность
их создателя, - мужа главной героини, являвшегося при этом, скорее, антигероем. В "Пещере" и "Истории доступа" мы сталкиваемся с попытками людей, имущих ответственность и власть, продолжать выполнять свои функции,  в то время как мир проявляет какие-то нестандартные качества.

В "Мигранте" же упомянутые выше качества перетасованы, как стекла в калейдоскопе. Мы не видим, но постоянно ощущаем присутствие Творца; некая абсолютная и "обладающая разумом, а значит и совестью" (сорри за черезмерно вольную цитату!) сила, которой подвластны пространство и время, предстает перед нами в виде безликого Бюро Миграции. Консул планеты Раа, он же супермен, отвечает за благо и безопасность своего народа - но наравне со всем остальным народом. И, конечно, отдельная изюминка - главный герой, немногие "сверхспособности" которого - то, что он когда-то был в армии и может бегать кросс, а ключевое качество, пожалуй, - способность к самопожертвованию. Окажись он героем предыдущих произведений цикла "метаморфозы", Андрей бы изменился до неузнаваемости; в каком-нибудь среднем sci-fi чтиве он бы к середине книги вспомнил, что на самом деле он киборг и может летать. Здесь же, пожалуй, единственной его метаморфозой было повзрослеть.

И "Мигрант" особенно успешно сообщает нам о том, что "повзрослеть" - совсем не тождественно "сделать ребенка - жениться -
развестись".

В целом, мне, как всегда, понравилось. Читается, как и все у Дяченко, на одном дыхании (для усиления эффекта я советую делать это за один присест); произведение не такое кроваво-безысходно-пессимистичное, как "Цифровой" или "Медный Король"; нет ощущения постоянно сжимающихся стен, как в "Казни", или бездны, в которую внезапно превратился твердый пол, как в повести "История Доступа". Приятные сны после прочтения гарантируются; "послевкусие" от него на следующий день очень хорошее: смешанное чувство гордости, что ты человек, и сомнения - а заслужил ли ты право так называться?

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Есть блюдо, которое я готовить очень люблю, как на праздник, так и просто на ужин иногда. Это Жюльен. На праздник я готовлю в порционных кокотницах (никогда не понимала, что за название такое). Ну а на ужин готовлю в большой форме. На этот раз, рецептик я решила взять из новой книги " ...
Этот лопушок у дороги и росту-то сантиметров 20, и жизнь его хорошенько потрепала, но он стоит, раскинув  ветви, будто какой-нибудь дуб, выращенный японцами в стиле бонсай.  ...
Просто реально интересно узнать, кто бы как поступил. А то мне даже в голову не приходило, что возможны варианты, а оно, оказывается... Вот у вас шестнадцатилетний ребенок летит один на самолете. Вы б поехали в аэропорт его провожать? При условии, что не заняты, не на работе, здоровы и ...
"Чего я хочу на самом деле?" - вопрос странный, но актуальный для многих из нас. Можно ему удивляться: как же люди могут не понимать, чего они хотят? Но я лично не удивляюсь, а наоборот - хорошо понимаю ситуацию непонятности собственных желаний. ...
Компания Wargaming, создавшая одну из самых популярных игр в СНГ — World of Tanks, и белорусская авиакомпания «Белавиа» запускают уникальный для нашей страны проект: полностью брендированный снаружи авиалайнер Boeing 737−300. Презентация авиалайнера состоится в пятницу, 29 июля, ...