Мое интервью журналу "Профессионалы России".

топ 100 блогов irena_mishina11.01.2013

В журнале "Профессионалы России" вышло интервью со мной.
Может, кого заинтересует.


Ирина Мишина

В КАДРЕ И ЗА КАДРОМ 

На телевидении найдётся немного людей, которые владеют сразу несколькими телевизионными профессиями. Мы знаем великих дикторов, талантливых ведущих, известных режиссёров, операторов, сценаристов…

 Ирина Мишина это все телевизионные профессии в одном человеке. За 25 лет работы на ТВ она освоила несколько телевизионных специальностей, причём во всех своих амплуа неизменно добивалась признания и успеха. На вопрос, как ей это удаётся, она отвечает коротко: «Просто я люблю журналистику».
Мое интервью журналу

 …Она начинала младшим редактором-переводчиком, была редактором по письмам, потом работала корреспондентом, затем стала одной из первых ведущих отечественного прямого радио- и телеэфира, совмещая это с корреспондентской работой. Имела самый высокий рейтинг среди ведущих информационных программ в девяностые.

 А после этого резко сменила амплуа, став режиссёром и сценаристом. При этом почти все её фильмы были удостоены профессиональных наград и дипломов российских и международных фестивалей.



А ещёработала главным редактором телеканала и продюсером на НТВ-ПЛЮС. Сейчас создаёт с нуля новый канал, который будет работать на стыке ТВ и Интернета.

 Жизнь Ирины Мишиной это история взлётов, падений и жизненных испытаний, из которых она привыкла выходить победителем. Ирина говорит, что так устроена: не умеет проигрывать и сдаваться.

 Военная «хватка» у неё в крови. Будучи продолжательницей старинной военной династии, Мишина стала первой российской журналисткой, работавшей в «горячих точках».

 При этом она пишет рассказы, ведёт блоги и воспитывает дочку… 

 

— Ирина, у Вас очень интересная родословная. Вы москвичка в седьмом поколении, у Вас были знаменитые предки, а семья ваша владела двумя особняками на Первой Мещанской улице… 

— Моя прабабушка, Надежда Ивановна Петрова, дочь священника, вышла замуж за военного, Сергея Семёновича Грацинского. Он был участником многих военных кампаний конца XIX — начала XX века, дослужился до генеральского чина. У них было семеро детей: четыре сына и три дочери — Вера, Надежда и Любовь. Судьба распорядилась так, что все сыновья тоже пошли по военной стезе. Всем им суждено было погибнуть в Первую мировую войну. Мой прадед также погиб в 1917 году. Он был похоронен, как и другие российские генералы, на Братском кладбище в Москве. Сейчас на этом месте метро «Сокол»…

Только во дворе церкви Всех Святых на Соколе стоят мемориальные плиты с именами героев… 
Ирина Мишина-1

— Семья продолжается только по женской линии? 

— Вскоре после Октябрьской революции старшие сёстры моей бабушки — Вера и Надежда — эмигрировали. Так в России от всей многочисленной семьи Грацинских осталась одна Любовь — моя бабушка Любовь Сергеевна. Она окончила Варшавский университет и пошла медсестрой на фронт. И потом очень долго, вплоть до пенсии, работала в оперативной хирургии Первой градской. Говорят, была врачом от Бога.

 Кстати, я первой нарушила семейные профессиональные традиции. До меня в роду все были либо военными, либо врачами. 

— Видимо, военные гены Ваших предков определённым образом сказались и на Вашем характере недаром Вы были первой женщиной-журналистом, которая ведёт репортажи и снимает фильмы в районе боевых действий, на таджикско-афганской границе… 

— Причина моей поездки на таджикско-афганскую границу была проста. Будучи ведущей программы «Время», я получила письмо от пограничников, которые писали, что тассовские сообщения, которые я озвучиваю в эфире, имеют слабое отношение к реальности, и что реальность эта куда мрачнее. Я решила во всём разобраться сама. От программы «Время» мне командировку не подписали: сказали, что, во-первых, не хотят рисковать моей жизнью, а во-вторых, есть «старые, проверенные кадры»… Этих людей действительно знали и в ФСБ, и в погранвойсках, и скорее всего, именно оттуда и присылали тексты для их репортажей.

 Мне было непросто «пробить» эту командировку. Я обратилась в Авторское телевидение, которое сразу же проявило интерес к западному феномену «женщина на войне». Там поверили в мой профессионализм. Так от АТВ мне и подписали командировку «на войну». Я снимала для этой телекомпании фильм, а для программы «Время» готовила репортажи. И они пускали в эфир то, что до этого категорически запрещали… Кстати, именно после этого образ «женщины на войне» подхватила телекомпания НТВ, сделав Е. Масюк военным корреспондентом.

 Разрешение на свою командировку я получила в Главкомате погранвойск, после длительного и пристрастного разговора с руководством. Я смогла их убедить. Впоследствии главком погранвойск лично наградил меня медалью «Отличник погранвойск» за мужество, проявленное во время съёмок. Кстати, мой фильм «Таджикистан: полшага от войны», показанный по Первому каналу, потом приобрели западные телекомпании.  

— Ирина, Вы были и остаётесь первой во многом первой объявили о распаде СССР в эфире программы «Время» в 91-м году, первой вышли в прямой эфир на РЕН ТВ. Как Вам это удаётся? Наверное, внутри у Вас, очень хрупкой женщины, стальной стержень? 

— Объявление о распаде СССР — одно из самых сильных впечатлений моей жизни. Это было в один из выходных дней, когда в редакции традиционно не людно. Но я подозреваю, что руководство программы «Время» знало о грядущем событии и не захотело брать на себя ответственность. Дежурным по редакции был зам. главного редактора Олег Борисовский. Агентства безмолвствовали… Все виды правительственной связи — тоже. Мы с Борисовским проговаривали варианты развития событий и, соответственно, будущего устройства нашей страны и ориентировались на интуицию. А ИТАР-ТАСС выдавал на своей ленте сообщения: «Как заявила ведущая «Новостей» Первого канала Ирина Мишина»…Было страшно.

 Мы ждали главных событий к выходу программы «Время», то есть к 21.00. Я уже заканчивала вести программу в прямом эфире, оставалось разве что попрощаться, когда на пороге студии появился шеф-редактор с длиннющей тассовской «простынёй». Я всё поняла без слов. Это было то самое сообщение, которого все ждали. Текст ТАСС был не вычитан, там были повторы, опечатки, читать с листа такое огромное сообщение, да ещё без ошибок, сохраняя самообладание, было нечеловечески сложно. Перед тем как всё это прочесть, я сказала в кадре: «В студию пришло экстренное сообщение. Той страны, в которой все мы жили и гражданами которой являемся, больше не существует». 

 На РЕН ТВ я пришла в конце 90-х. Я была одержима желанием сделать какое-то иное телевидение, не такое, как официальное, как Первый канал. Мы начинали Службу информации с нуля, под лозунгом «Новости — наше хобби». Сделали ставку на оригинальность и свой собственный взгляд на события. Кстати, я первой вышла с новостями в прямой эфир на РЕН ТВ. 

— Кем хотели стать в детстве представляли себя «звездой» ТВ? Жизнь знаки подавала?

— Никаких знаков мне никто не подавал. Просто в спецшколе учительница французского языка Анна Аркадьевна Шейнина организовала театр на французском языке. Мы ставили спектакли, и я в них играла. Говорят, неплохо. С тех пор полюбила внимание аудитории.

А если говорить серьёзно, то примерно с 9-го класса я начала публиковаться в газетах. Просто отправила однажды свой рассказ, без надежды получить ответ, а он пришёл. Так я стала внештатным корреспондентом «Московского комсомольца». И в то время как мои сверстники гадали, кем они будут — балеринами или актрисами, я точно знала, какую статью напишу на следующей неделе.

 Школу я закончила с золотой медалью, но пошла не в институт, а работать в газету. В МГУ, на журфак, поступила через год, поняв, что это моё призвание и в чём-то — смысл жизни.
Мое интервью журналу

 — Часто слышу спор: что такое журналистика искусство, ремесло или бизнес? Или каждой эпохесвоё понятие? Это традиционный вопрос. 

— Для меня это прежде всего способ выразить себя. А так, для кого-то это бизнес, а для кого-то — искусство. Иногда бывает и то и другое. Но редко. Например, в случае с Владом Листьевым это было именно так. К сожалению, сегодня для многих журналистика — это возможность просто неплохо заработать и стать знаменитым. Хотя известность бывает разная. Слава человека, играющего на пианино ногами в прайм-тайм, совершенно не тождественна славе режиссёра фильма «Остров».  

— Вы и в газетах работали, и на радио, и на телевидении. Сейчас Вы популярный и активный блогер. Как успеваете всё совмещать? 

— Просто мне интересно жить. Я так устроена, что очень чутко улавливаю новые тенденции в медиаотрасли. Если ты потерял такое чутьё на новое — всё, пора преподавать или писать мемуары. А я всякий раз попадаю в точку зрительских или читательских ожиданий. Вот в 90-е были в тренде новости — и я их вела, собирая гигантскую аудиторию. Потом увлеклась документалистикой — и снова попала в точку, сняв с десяток фильмов, многие из которых стали лауреатами фестивалей. Сейчас вся талантливая журналистика ушла в Интернет, и я вместе с ней.

 Интернет даёт то чувство свободы и ту возможность общения, которых нет у сегодняшнего телевидения. И если года три назад я ещё черпала утренние новости из программ телевидения, то сейчас моё утро начинается с компьютера. Я включаю его ещё до того, как успеваю умыться и позавтракать.

 Кстати, социальный авторитет сегодня измеряется не столько количеством появлений на экране, сколько количеством подписчиков твоего блога в социальных сетях, и это факт.

— Вы не жалеете об уходе из «Новостей» Первого канала? 

— Знаете, сейчас все жалуются на падение рейтингов на ТВ. Я смотрю, их дают даже не в процентах, а в долях. Это значит только одно: процент очень мал. Я помню в 90-е, перед выходом программы, Олег Добродеев на летучке говорил: «Мне страшно. Нас смотрят 80%!» Сегодня «Вести» и «Время» смотрят всего 14%. И сейчас Олегу Борисовичу страшно, наверное, по другому поводу… 

— Ирина, Вы сняли больше десятка фильмов всего за 5-7 лет. Чем руководствуетесь в выборе героев? 

— В начале двухтысячных я решила поменять в своей жизни всё, в том числе и род деятельности на ТВ. Я не знала, насколько это у меня получится. Написала несколько сценариев и показала совершенно незнакомым мне людям на телеканале «Россия». Подумала: если я чего-то стою — оценят, если скажут, что это не то, значит, туда мне и дорога. Но в конце концов приняли, поддержали. Так родились мои первые фильмы на телеканале «Россия»: «Без права на ошибку», « Врачебная тайна», «Формула Келдыша».

Потом я начала работать ещё и как режиссёр. Особенно горжусь своим фильмом «Под небом чужим» о певце Петре Лещенко. Там мне принадлежат даже постановки танцев.

 В выборе героев руководствуюсь только одним: личность должна быть интересна прежде всего мне, ее история должна меня трогать. Иначе в фильме не будет нерва, а без этого талантливое кино невозможно. 

— Кроме того, у Вас довольно тонкая проза, и как-то Вы обмолвились, что работаете над романом. Кстати, когда он выйдет в свет и чему будет посвящён? 

— Это семейно-историческая драма. История одной семьи за последние полвека. Распад великой страны и человеческие трагедии, последовавшие за этим. Но перед романом, скорее всего, выйдет сборник рассказов.  
Мое интервью журналу

— Вашу книгу «По ту сторону эфира» мгновенно раскупили сразу после появления видимо, тема была интересна многим. Вы раскрыли немало профессиональных секретов… 

— Это была моя первая книга. Просто я сидела в то время без работы, мне было нечем заняться, а деньги были нужны. Так я начала писать статьи о закадровой телевизионной жизни. Как готовятся программы, что такое выпуск, как работает студия во время прямого эфира, как гримируют, одевают, причесывают ведущих, описала героев своих передач вне эфира. Зрителю всегда интересно подсмотреть в замочную скважину. Потом редактор газеты мне сказал: «Всё это тянет уже на книгу. Обобщи материал и издавайся». Так я и сделала. Вроде получилось. 

— А что из сделанного за эти годы считаете самым важным? 

— Я в любое дело вкладываю часть души. Так устроена. А что наиболее значимо, покажет время и оценит зритель, читатель.   

— В настоящее время Вы «корпите» над новым интернет-телепроектом. Когда видеоканал выйдет в эфир и чем собираетесь удивить потенциального зрителя? 

— Это не традиционный телеканал, где есть сетка передач. На мой взгляд, такая система подачи контента себя исчерпала. Это будут циклы по наиболее актуальным, острым темам. Формат разный — как дискуссии, так и журналистские расследования.

 Если на ТВ о реакции зрителя говорит какой-то мифический рейтинг, то здесь предполагается прямое общение со зрителем — как в формате видео, так и путём комментирования. Сейчас в обществе знаете, чего не хватает? Свободной дискуссии. Именно эту нишу мы и планируем заполнить.  

— Ирина, Вы — удивительно комфортная и лёгкая в общении, очень женственная и обаятельная. Но я Вас знаю как коллегу. Интересно, а какая Вы дома, за кем в семье остаётся главное слово? 

— Моя семья состоит из трёх человек: мой муж Саша, я и наша дочка Люба, которой скоро будет 4 годика. У нас дома все главные, особенно дочка. За ней всегда главное слово.  

— Что изменилось в Вашей жизни после рождения ребёнка? 

— Изменилось всё. Раньше я жила для себя, а теперь живу по-другому. Моё «я», которого всегда было очень много, порой чересчур, отошло на второй план. Знаете, однажды в бытность моей работы на РЕН ТВ пришло сообщение о том, что в здании заложено взрывное устройство. Все эвакуировались, а я осталась, потому что для меня срыв выпуска новостей был немыслим. Я осталась и провела новости. Сейчас бы так не поступила. 

— Чем занимаетесь в свободное время, остаётся ли оно для себя? 

— Ведение блогов очень много времени отнимает, если честно. Свободного времени почти нет, потому что всё оно посвящено воспитанию дочки. Те, у кого есть маленькие дети, меня поймут. И любой досуг теперь применителен только к ребёнку. Пойти погулять — это значит с дочкой в парк на машинках покататься. Поиграть на пианино — это значит сыграть что-то, чтобы дочка станцевала или спела. Даже по телевизору смотрим преимущественно детские программы.

 Но если бы вы знали, сколько радости и положительных эмоций получаешь взамен! И когда ребёнок бежит на улице к тебе навстречу с криком «Ма-мааааа!» и протягивает в ладошке собачью какашку, это на самом деле счастье. 
Мое интервью журналу

— Вам кто-то всерьёз помогал в жизни, в профессии?  

— Да никто мне не помогал, если честно. Главред программы «Время» Ольвар Какучая  говорил обо мне: «Мишиной не надо помогать. Ей надо просто не мешать». В жизни я никогда не прислушивалась к советам, всегда поступала наперекор. Меня ещё в школе выгнали из хора: я не могла петь со всеми, потому что привыкла только солировать. На самом деле это очень трудно, но по-другому я не умею. 

Юлия Синицына




Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
15.06.2011, 20:39:01 Иллюстрация с сайта astropix.com Жители стран, с территории которых не будет видно полное лунное затмение 15 июня, смогут посмотреть трансляцию астрономического явления в интернете, говорится в блоге компании Google . Трансляция затмения ...
Все когда-нибудь кончается - и отпуск тоже. Возвратившись после почти трехнедельного отсутствия, окидываю взглядом наш незадачливый "Биофарм"... - м-да, "Плющовая лига", да и только! Вообще говоря, это просто вход в один из корпусов. Растительности этим летом - просто благодать, ну и ...
Исполняет некто Тимофей Банников http://www.youtube.com/user/tbannikov : Меня ...
Что делает женщину ЖЕНЩИНОЙ? А вот и нет, не походка, и даже не бровь тоненькая ...
Навальный задал своей пастве вопрос: считает ли она, что на Украине ущемляют русскоязычное население. Результат оказался немного предсказуем — 73% ответили, что всё же ущемляют. Какой вывод из этого сделал Навальный? Цитирую: http://patriot.d3.ru/comments/544581/ А вот эти два ...