МКЖД. Возвращение истории. Станция ЛИХОБОРЫ

После общего поста про все станции МКЖД мы высадимся на каждой станции МКЖД, чтобы подробно изучить все детали построек и лучше узнать наш любимый город. А начнем мы с Лихобор.
Станция Лихоборы, открытая 20 июля 1908 года, обозначила нулевой
километр (отсчет верст) Московской окружной железной дороги. С
самого начала она была признана основной, в связи с ее пересечением
с главной железной дорогой императорской Москвы, Николаевской
(позднее Октябрьской), связывавшей ее с Петербургом, на 10й версте
в отсчете по направлению от Москвы к Петербургу.
В связи с этим архитектором А.Н. Померанцевым и инженером С.Д.
Корейша для строительства объектов был разработан эксклюзивный
проект, включивший в себя максимальное количество строений для
обслуживания пассажиров, а также для проживания и работы персонала,
руководства и технических служб. Любопытно, что несмотря на
проектирование станционных построек инженером Корейша, утверждение
всех проектов было обязательно у главного инженера Управления по
сооружению Московской Окружной железной дороги Петра
Рашевского.
С 01 по 14 декабря в конгрессно-выставочном центре «Дом на
Брестской» (г. Москва, ул. 2-я Брестская, д.6) пройдет выставка
«Деловое кольцо Москвы. МЦК», организатором которой выступает ГБУ
«Мосстройинформ». Деловая программа выставки предусматривает
проведение круглых столов, лекций, лекций-презентаций и цикла
бесед, посвященных истории проектирования и строительства МЦК,
интегрированию его в транспортную систему столицы, планам развития,
интересным объектам и станциям МЦК, вопросам сохранения объектов
культурного наследия в зоне прохождения МЦК и т.д. 12го декабря
пройдет презентация нашего проекта "МКЖД. Возвращение в историю" .
Посетители узнают о его концепции, услышат лекцию историка
архитектуры Андрея Чермошенцева об истории кольца, а также увидят
мои фотографии и архивные фото на огромном экране.
![]() |
2.
|
Архитектурным стилем был выбран модный в конце XIX века русский модерн, с характерными для Померанцева элементами псевдорусского стиля. Их детали в художественном оформлении гармонично сочетаются и видны невооруженным взглядом во всех зданиях ансамбля станции. |
![]() |
3. Пассажирское здание
станции.
|
![]() |
4.
|
![]() |
5.
|
Жилой комплекс Лихоборы включал в себя пассажирское здание (вокзал), Жилые дома 1го типа для начальника депо со службами, 2го, 3го, 6го - для сигналистов, телеграфистов, стрелочников, составителей поездов, 8го - для проживания начальника станции и его помощника, и 10го, а также дом дежурных кондукторских бригад, |
![]() |
6.
|
![]() |
7.
|
![]() |
8.
|
![]() |
9.
|
Характерной чертой для всех станций МКЖД в планировке явилось то, что пассажирские и жилые объекты комплексов располагались во внутренней стороне кольца, а рабоче-техническая инфраструктура и военные продовольственные пункты заняли внешнюю сторону. |
![]() |
10. Памятник МКЖД, установленный в
честь столетия.
|
Вдоль железной дороги между зданием вокзала и жилыми домами была проложена Станционная дорога, которая существует до сих пор и называется сейчас проезд Черепановых, в честь Ефима и Мирона Черепановых (отца и сына), построивших первый русский паровоз в 1833м году. |
![]() |
11. Фасад пассажирского здания со
стороны проезда Черепановых.
|
![]() |
12.
|
![]() |
13.
|
По проезду Черепановых стоят жилые дома 6го и 8го типов. |
![]() |
14.
|
![]() |
15.
|
![]() |
16.
|
![]() |
17.
|
![]() |
18.
|
![]() |
19.
|
![]() |
20.
|
![]() |
21.
|
![]() |
22.
|
![]() |
23.
|
Вдоль железной дороги на практически равном удалении друг от друга расставлены 4 типовые будки центрального управления стрелками и сигналами. Одна из этих будок, самая удаленная от вокзала, регулировала стрелки въезда к веерному депо. Типовые будки представляют из себя двухэтажное здание с балконом для контроля за прибывающими поездами. |
![]() |
26.
|
Центральные аппараты для управления стрелками
и сигналами системы Макса Юделя (обеспечены этой системой были все
объекты МКЖД) располагались на втором этаже здания. На станции
Лихоборы без централизации оставались 15 стрелок, находящихся на
путях материальной службы и службы тяги.
|
![]() |
27.
|
![]() |
29.
|
![]() |
30.
|
Единственным архитектурным отличием комплекса Лихоборы стала водоемное здание, выполненное в форме башни, спроектированное и построенное в псевдоготическом стиле. Она расположилась диаметрально напротив вокзала, на внешней стороне кольца. Рядом с башней находится водоподъемное здание с насосами, осуществляющими подачу напора для подъема воды в башню. |
![]() |
31.
|
![]() |
32.
|
![]() |
33.
|
![]() |
34.
|
![]() |
35.
|
![]() |
36.
|
![]() |
37.
|
![]() |
38.
|
![]() |
39.
|
![]() |
40.
|
![]() |
41.
|
![]() |
42.
|
![]() |
43.
|
![]() |
44.
|
![]() |
45.
|
Из всех жилых строений выделяется жилой дом начальника депо со службами. Он приближен к проекту жилого дома 1го типа, однако в него внесены некоторые изменения в проекте. Есть предположения, что в проектировании этого дома вместе с А.Н. Померанцевым участвовал выдающийся русский архитектор Ф.О. Шехтель. Дом сочетает в себе элементы модерна, присущего общему стилю ансамбля, с псевдорусским стилем, являвшимся по мнению некоторых исследователей «внутренним течением» в архитектуре модерна. |
![]() |
46.
|
![]() |
47.
|
Массивные, расширяющиеся к основанию, колонны
с характерными капителями и основаниями, легкая арочность оконных
проемов, переход свода крыши здания от резких линий к плавным
арочным, а также узорные барельефы под сводами – идеальное
сочетание в оформлении фасада двух приоритетных стилей начала ХХ
века. Отличительной чертой в декоре выступает фигурка совы на
фасаде со стороны двора. Из-за этого элемента здание в народе
прозвали "Дом с совой".
|
![]() |
48.
|
![]() |
49.
|
![]() |
50.
|
Еще жилые дома. |
![]() |
51.
|
![]() |
52.
|
![]() |
53.
|
![]() |
54.
|
![]() |
55.
|
![]() |
56.
|
![]() |
57.
|
![]() |
58.
|
![]() |
59.
|
![]() |
60. |
![]() |
61. |
После строительства МКЖД было принято решение оформить границу Москвы по контуру кольца, в связи с чем рабочие и технические строения оказались за пределами будущей столицы. |
![]() |
62. |
Исследователям любителям архитектуры будет крайне интересно, как и нам, побывать на этой станции, т.к. ее ансамбль максимально сохранил свой комплекс и минимально пострадал от изменений в оформлении. |
![]() |
63. |
![]() |
64. |
![]() |
65. |
![]() |
66. |
![]() |
67. |
В этой статье я рассказал Вам про основные жилые и технические
сооружения станции Лихоборы, и не успел охватить здание Депо,
военно-продовольственный пункт, а также несколько здание
технической инфраструктуры. Все эти здания станут конечной точкой,
после того, как мы проедем все кольцо и вернем в Лихоборы.