Мир Будущего глазами Застоя. Часть I.
zina_korzina — 13.10.2010Так, в «Гостье из Будущего» этим занимаются так называемые «прогрессоры» — специалисты высокого класса, перемещающиеся во времени в вносящиие поправки в ход событий. В ленте «Через тернии – к звёздам» герои спасают далёкую планету от экологического коллапса. Подростки из «Москва-Кассиопея» помогают цивилизации, гибнущей под властью роботов. Тем не менее, сами земляне склонны сопротивляться осчастливливанию, как это делают Отроки-во-Вселенной. Потому что хомо-сапиенс знает, что нужно и нашей, и не нашей Галактике.
- «Через тернии – к звёздам». Стреляй-не стреляй, а земляне
знают, как тебя лучше.
- «Петля Ориона». Решают проблемы Галактики.
Разумеется, мир Будущего считался априори советским или в нём СССР был ведущей державой мира. Об этом не говорилось — это считалось неоспоримым. В некоторых фильмах есть и явные признаки — Коля Герасимов, рассекая на флипе, видел красный флаг над Кремлём, а подростки из «Москвы-Кассиопеи» перед стартом приезжают на Красную Площадь, чтобы торжественно замереть в пионерском салюте. В кинофильме «Петля Ориона» показан биполярный мир — на одном из международных заседаний советские представители спорят с англоязычным «капиталистом», предлагающим, разумеется, неправильное и непопулярное решение проблемы.
В большинстве кинофильмов прямо или скрыто подчёркивается, что земляне сумели решить экологическую проблему. Вместе с тем их отличает этакое покровительственное отношение к природе. Герой фильма «Через тернии – к звёздам» восклицает: «Покоряться природе?! Тогда бы мы перестали быть людьми!» То есть они относятся к лесам, воде и недрам исключительно, как к «живой лаборатории» для дальнейших научных исследований. Герои фантастических фильмов берегут природу не ради неё самой, а ради самих себя. Эта идея была, в общем-то типичной: не ждать милостей от природы. Этот лозунг был так распространён в СССР, что уже воспринимался, не как данность, а как пустой звук.
- «Петля Ориона». Футуристично-параболоидный изгиб
крыльца...
- «Через тернии – к звёздам». Некрасивый, но весь такой
псевдорациональный домик...
Сразу возникает вопрос - урбанизм или дезурбанизм? Универсального решения у кинофантастов не было. К примеру, мир Алисы и мир «Терний...» пошли по пути дезурбанизма. Помните Москву, над которой летает Коля? Нигде не наблюдается ни одного «футуристического» сооружения. То есть Москва-2084 законсервировалась в своих формах конца XX века. Все суперсовременные промышленные и научные сооружения, видимо, находятся за городом, под землёй или даже на других планетах. Я понимаю - у создателей не было экю для мощных спецэффектов, но мы сейчас не об этом! Что выросло - то выросло.
Герои фильма «Через тернии — к звёздам» занимают неуютный (внешне) домик в конструктивистском стиле, правда, внутри всё отделано в традиционно-старинном духе «а-ля поместье». И опять — много травы, моря и воздуха. А вот герои «Петли Ориона» и «Лунной радуги», напротив, избрали путь урбанизма. В «Лунной радуге» явлены многоэтажные монстры на фоне серо-стального неба. Это уже больше похоже на наши современные города, стремительно застраивающиеся высотками бизнес - центров и промышленных корпораций. В «Лунной радуге» показаны помещения, близкие по эстетике к современным офисам – виден этакий «западный» шик, в принципе, не свойственный советским административным помещениям. Там же мы видим «футуристический» круглый коридор, как на космических планетолётах. Не менее живописные коридоры в Институте Времени, по которым Коля пытается спастись от Вертера.
- «Через тернии - к звёздам». Главное - много лампочек и они
мигают.
- «Лунная радуга». Урбанизм, сталь и стекло.
Вообще, считалось, что жилая и хозяйственная архитектура будущего должна максимально напоминать космические конструкции. В наши дни такое оформление часто встречается лишь в стильных в ресторанах и кафе, а молодые дизайнеры очень любят этот вид «продвинутого» хай-тека. Нельзя, однако же, сказать, что этот стиль – ведущий в наши дни. Большинство людей склонны выбирать традиционные формы, а не космический дизайн. А вот в «Петле Ориона», напротив, декораторы не озаботились созданием особой атмосферы – в кадре обычный чиновничий кабинет с длинным столом и унылыми стенами. Ощущение, что проводится какой-нибудь межрайонный партком, а не совещание планетарного масштаба.
Лишённые экологических проблем, люди Будущего физически здоровы и выносливы. И что особенно важно — красивы или, по крайней мере, приятны внешне. На роли «далёких потомков» всегда старались отбирать актёров привлекательных и стройных. Представить себе, что люди Прекрасного Далёка будут страдать ожирением, было попросту невозможно, а ведь эта «болезнь» прогрессирует год от года! Тщательно подчёркивалось, что у «потомков» в принципе больше умственных способностей, чем у «предков». Даже добрая и по-взрослому мудрая Алиса не лишена некоторого снобизма. «Тебе всё равно не понять», — говорит она Юле Грибковой. Да, люди космического века хотя и добры, но на редкость горделивы. Они бестрепетно вмешиваются в жизнь иных миров, следят там своими высокотехнологичными сапожками и отправляются дальше — на поиски новых «страждущих». Они совершенно не прочь загнать всех в Счастье.
- «Гостья из будущего». Много-много около_космических штучек.
И кое-что под старину...
Их идеал — созидательный труд на благо общества. В их мире нет потребительской модели поведения, как нет и тунеядства. Их дети рано взрослеют, а пожилые люди не старятся — все обязаны трудиться! Сомнения допустимы лишь в качестве базы для научных гипотез. Вместе с тем люди Будущего общительны и открыты. Считалось, что с годами общительность в обществе будет только возрастать. На деле же мы наблюдаем обратный процесс. В будущих мирах действуют разумные роботы и киборги, предназначенные для совместного пользования. Так, человекообразный робот Вертер выполняет целый ряд низовых работ в Институте Времени — он и уборщик, и секретарь, и охранник.
В «Петле Ориона» учёные создают кибер-клонов членов экипажа тоже не для игры в подкидного дурака, а для серьёзной работы. И только у героев фильма «Через тернии – к звёздам» есть личный робот Глаша, выполняющий функцию домработницы. Фантасты полагали, что люди будущего не станут размениваться на ручной непроизводительный труд – тут их заменят киберы или автоматы. Продавцов (или подавальщиков) тоже не будет – даже в космическом порту показано полное самообслуживание – никаких билетёрш. В нашей реальности всё происходит с точностью до наоборот – ряды уборщиков, продавцов и билетёров множатся год от года.
- «Отроки во Вселенной». Портативный смыслоуловитель - наше
всё.
- «Гостья из будущего». Техника в стиле детских
игрушек...
Что характерно — никаких мобильных телефонов, никаких персональных компьютеров, никаких микро-плееров и флешек с информацией. Интернета нет и в помине, зато видеотелефоны (извечный «конёк» всех фантастов!) в избытке. Создатели кинолент не знали, что люди гораздо больше полюбят виртуально-анонимные контакты, а по видео-Skype будут общаться только с хорошо знакомыми людьми. Герои «Петли Ориона», находясь на борту космического корабля, пишут ручками в блокнотах. Робот Вертер заполняет документацию гусиным пером в обычном гроссбухе. Разумеется, это его персональный «стиль», но компьютеров-то в нашем понимании всё равно не видно. Информация о важнейших происшествиях хранится на бумажных носителях! По существу, мы, увешанные самыми разными «гаджетами» и «девайсами», выглядим куда фантастичнее. Зато у них есть портативный смыслоуловитель для общения с инопланетными и иными формами жизни...
- Продолжение - следует! Завтра или на днях поговорим о моде и
быте Будущего!
|
</> |