Миллион за рингтон: музыкальный путь «Черного бумера»
zvuk_media — 19.08.2023Если вы родом из нулевых, то без труда вспомните, что самой стильной машиной считался «Бумер». И дело было вовсе не в лошадиных силах, новомодной коробке передач и прочих технических прелестях; а в музыке, превратившей все машины марки BMW в часть поп-культуры. В день, когда культовому фильму «Бумер» Петра Буслова исполняется 20 лет, вспоминаем саундтрек Сергея Шнурова и прочие хиты, им вдохновленные.
С чего все началось?
Началось все в 1913 году в Мюнхене — именно там появилось предприятие, позже получившее название BMW. Поначалу Bayerische Motoren Wekre производили самолеты, затем — мотоциклы. В эти годы и появилось словечко «бимер», с легкой руки русского кинематографа превратившееся в «бумер».
Авторство «бимера» принадлежит британцам, комментировавшим мотогонки. Произносить «би эм дабл ю» было тяжело, поэтому они создали новое слово по аналогии с «бизером» — маркой английских мотоциклов. Когда BMW начали выпускать автомобили, их окрестили тем же прозвищем.
Из «бимера» в «бумер»
Слово «бумер» появилось в 2003 году вместе со сценарием к одноименному фильму Петра Буслова. Мораль истории заключалась в том, что любое зло возвращается подобно бумерангу, но зритель, полюбив броское словечко, стал называть им любую машину марки BMW вне зависимости от марки и цвета.
Задача написать саундтрек досталась Сергею Шнурову. В ту пору музыкант уже заработал имидж маргинала, непонятно как пробравшегося на сцену. Невзирая на это, саундтрек прошел тем же путем, что музыка к фильму «Брат» (1997), — из русского рок-подполья в сердца миллионов.
Шнуров написал для фильма 9 из 24 треков; в записи саундтрека также приняли участие группы «Слот», «Ботаника» и «Запрещенные барабанщики». Наибольшую популярность приобрел инструментальный трек «Мобильник» — по сути своей полноценная аранжировка рингтона, звучащего у одного из героев фильма. Спустя год после выхода «Бумера» Шнуров получил за свою работу престижную кинопремию «Ника».
Оглушительный успех саундтрека был связан не только с талантом Шнурова, но и, как это часто бывает, с культурными явлениями — внешними обстоятельствами. Подумайте сами: нулевые, мобильные телефоны только входят в оборот, а имидж человека и признак его состоятельности определяются наличием крутого рингтона. Тут появляется фильм, события которого вызывают болезненные воспоминания о еще недавно минувших временах, а в нем — уже готовый к использованию рингтон. «Бумер» стал печальным отпечатком российской действительности и потому снискал народную любовь, а вместе с ней породил у тысяч россиян желание купить для своего мобильного модный рингтон.
За доказательством культовой значимости «Мобильника» не придется ходить слишком далеко. Сам Шнуров утверждал, что на одних только продажах рингтона заработал достаточно, чтобы зваться миллионером, но и это еще не все. В 2004-м белорусский рэпер Серега выпустил дебютный альбом «Мой двор: свадьбы и похороны», в треклисте которого значился некий «Черный бумер». Простой напев, харизматичная гармошка и образ парня из соседнего двора с «потертым золотым зубом» сделали из песни новый пацанский хит.
Вместе с треком появился и видеоклип о «простом парнишке, вовсе не красавце» в модной кепке и волшебном «Бумере», в котором пропадают все красивые девчонки города. Нет, это не сюжет фильма ужасов, это хип-хоп нулевых. Песня, кстати, вошла в саундтрек второй части «Бумера», вышедшей в 2006 году, и получила «Золотой граммофон».
Новая жизнь вечной классики
Спустя почти два десятка лет хип-хоп, естественно, переродился. Теперь он зарождается не во дворах, а на богатых вечеринках. Рэперы же носят не только «модные кепки», но еще и «ремешки от Гуччи, трусы от Версаче». По крайней мере, такое впечатление сложилось в 2000-м, когда Дава Манукян выпустил свою версию «Черного бумера», пригласив Серегу партнером для дуэта. Переосмыслил классику, получается.
И 90-е позади, и Серега превратился в почтенного Сергея. Пройдет еще 20 лет, и золотых зубов в его рту наверняка прибавится. Но и фильм, и музыка останутся прежними, и так и будут всплывать в памяти нулевые, платные рингтоны и «сигнальные огни».
Автор: Анастасия Гастин
Подпишитесь на наш блог