Михаил Лермонтов... талантливый художник которого мы потеряли...
pantv — 19.09.2022По свидетельствам родственников Лермонтова, "рисовать он начал раньше нежели писать стихи".
В доме в Тарханах пол в комнате Мишеля был покрыт зелёным сукном, по которому ребёнок огромным удовольствием ползал и рисовал на нём цветными мелками...
На самом раннем портрете, очевидно, заказанном бабушкой, Лермонтов изображен в возрасте 4—5 лет с мелком в правой руке.
Кроме этого, мальчик любил лепить из крашеного воска не просто фигурки для своего театра, но и сценки из жизни, полноценные картины, батальные сражения.
Рисунок юного Лермонтова.
Со временем рисование и живопись превратились в страстное увлечение, раскрывшее ещё одну грань таланта этого неординарного человека. Во время учёбы в Московском университетском благородном пансионе Лермонтов уже брал уроки рисования и живописи у художника-акварелиста Александра Степановича Солоницкого.
Андрей Первозванный. Копия Михаила Лермонтова (слева) с одноименной картины Антона Лосенко 1764 года (справа)
Морской вид с парусной лодкой, фрагмент, акварель. 1828–1831 годы
По окончании юнкерской школы он брал уроки живописи у художника Петра Ефимовича Заболотского, преподававшего во многих петербургских аристократических семьях, автора двух прижизненных портретов поэта.
Автопортрет М. Ю. Лермонтова, 1887-38 г.
Висковатов, написавший биографию Лермонтова на основании материалов, полученных непосредственно от родственников поэта и близких ему людей, роняет такую фразу: "Михаил Юрьевич имел дарование к музыке и большой талант к живописи. Он его не выработал, но был момент в жизни, когда он колебался между живописью и поэзиею". С самого раннего возраста Лермонтов мыслил образами, как художник.
Морской вид с парусной лодкой, фрагмент, акварель. 1828–1831 годы.
Среди художественного наследия Михаила Лермонтова - картины маслом, карандашные рисунки, миниатюры, иллюстрации к произведениям. Диапазон техник также очень разнообразен: Лермонтов работал в живописи, акварели, рисунке, а также в литографии.
Портрет отца.
На некоторых рисунках Лермонтов ставил в альбоме год и заглавные буквы своего имени и фамилии. Так: М. Л—в 1829, или 1836, или 1825.
Офицер верхом и амазонка. Пятигорская сцена. Карандаш, 1841 год (С) Михаил Лермонтов
Многие писатели России рисовали много и охотно, обнаруживая при этом не только врожденное дарование, но и незаурядные технические навыки; таковы Жуковский, Полонский. Однако живописные и графические опыты этих писателей, как правило, ничем не связаны с их литературной работой. Они дают иногда небесполезный материал для биографа, но для историка литературы мало существенны.
Голова мужчины в испанском воротнике. Рисунок пером. 1832 год.
Но наиболее интересно живописное и графическое наследство тех писателей, у которых занятия живописью и графикой тесно и органически связаны с их творчеством в области художественного слова; таковы Пушкин, Лермонтов, Шевченко, Маяковский.
Скачущий всадник и наброски мужских голов, 1832–34 годы
«Лермонтов был одарен, только как рисовальщик, а не как живописец... Лермонтов, конечно, не имел ни времени, ни особой склонности серьезно заниматься живописью, а потому и тайн мастерства в этой области постигнуть до конца ему не удалось». Б. Мосолов.
Сцена из военной жизни.
Тройка, выезжающая из деревни. Карандаш. 1832–1834 годы.
Художественное наследство Лермонтова по своему объему не особенно велико. Однако и то, что дошло до нас, дает возможность составить достаточно полное представление об этой стороне его деятельности: 11 картин, исполненных маслом, 51 акварель, 50 рисунков на отдельных листах, два альбома — один, относящийся ко времени пребывания поэта в юнкерской школе, содержащий около 200 рисунков, и другой, относящийся к 1840—1841 гг., в котором имеется среди вписанных в него стихотворений около 20 рисунков и набросков, отображающих его боевую жизнь на Кавказе в 1840 г. и светскую жизнь 1840—1841 гг., наконец, около 70 зарисовок, находящихся в рукописях поэта.
Кибитка, запряженная тройкой.
Живописное и графическое наследство Лермонтова дошло до нас далеко не в полном объеме. Из 12 нарисованных Лермонтовым, по словам А. И. Арнольди, за время его пребывания в Новгороде в 1833 г. картин маслом до нас дошли только две: «Черкес» и «Воспоминание о Кавказе», а из коллекций в 20 рисунков, изображавших кавказские виды и подаренных поэтом своему учителю рисования П. Е. Заболотскому, уцелело всего три.
Крестьянин под деревом.
Характерна судьба такого замечательного документального памятника, каким является так называемый «Рыбкинский альбом». Его частично растащили на сувениры. В 1938 г. Рыбкинский альбом был приобретен Публичной библиотекой в Ленинграде, но полностью альбом этот до сих пор нигде не описан.
Молодая женщина и старуха, 1832–1834 годы.
Вопреки установившемуся мнению, что Лермонтов только 10-летним ребенком был на Кавказе, А. П. Шан-Гирей и другие утверждают, что Лермонтов был там и еще в более нежном возрасте», но во всех последующих биографиях поэта 1825 г. обычно указывался как год первой поездки. Однако альбомные записи позволяют установить, что бабушка возила внука на Кавказ до 1825 г. два раза.
Так, на листе 51-м имеется следующая запись:
«Когда быть может в час досуга
Меня вы вспомнить захотите
Когда — быть может — имя друга
Вы с имем брата съедините, —
Тогда то я могу сказать
Мне больше нечего желать.
П. Петров
1818 июня 30 Шелкозаводск»
Шелкозаводск — имение на Кавказе, около Кизляра, принадлежавшее Хастатову, женатому на Екатерине Алексеевне Столыпиной, сестре бабушки Лермонтова. Подписавший эту альбомную запись Павел Иванович Петров, женатый впоследствии на дочери Хастатова Анне Акимовне, гостил, очевидно, в имении своего тестя как раз в то время, как туда приехала и Арсеньева.
Во второй записи, на листе 80-м, читаем:
«Ты добра, мила, скромна
Ты для дружбы создана
Кислые Воды 1820-го августа 1-го
Александр Столыпин»
Александр Алексеевич Столыпин, бывший адъютант А. С. Суворова, — родной брат бабки поэта. Таким образом, благодаря этим записям были установлены две новые поездки Арсеньевой с внуком на Кавказ: в 1818 и 1820 гг.
Нападение. Сцена из кавказской жизни. 1838 год.
Дело регистрации художественных работ Лермонтова осложняется тем обстоятельством, что они не носят подписи автора. Но мы имеем 22 подписных произведения Лермонтова, в авторстве которых не приходится сомневаться, из них 10 датированных.
Илюстрация к повести Александра Бестужева-Марлинского Аммалат-Бек. Перо, чернила. 1832–34 годы.
Большинство живописных работ Лермонтова выполнено им до 1839 г. и лишь самая незначительная из них часть падает на 1840—1841 гг., да и то среди них резко преобладают карандашные наброски.
Благословение молодых. Тушь, 1835 год.
Некоторые картины Лермонтов писал вместе с Гагариным. Лермонтов, с юных лет работавший над изображениями всадников — горцев и кавалеристов в самых различных ракурсах, обладал уменьем быстро схватывать и передавать движение. Он помогал Гагарину сладить с лошадьми.
Горящая степь. Эпизод из Кавказской войны, 1840 год.
Одна из дошедших до нас совместных работ Лермонтова с Гагариным — акварель «Эпизод из Кавказской войны» — имеет столь же неопровержимую гагаринскую подпись, из которой явствует такое же четкое разграничение их работы: «Lermontoff delineavit, Gagarin pinxit». И в этой, как и в предыдущей, Лермонтову принадлежат композиция и рисунок, Гагарину — раскраска.
Пляска грузинок на плоской кровле (Лезгинка), 1837 год.
Тифлис. Метехский замок. Карандаш.
Бештау. Близ Железноводска, 1837 год.
Развалины на берегу Арагвы в Грузии, 1837 год.
Кавказский вид с Эльбрусом (Эльбрус при восходе солнца), 1837 год.
Взятие крепости. Рисунок М.Ю. Лермонтова из альбома Нарышкиных.
Вид Тифлиса, 1837 год.
Скачущий гусар с лошадью в поводу.
Вид Крестовой горы (Крестовый перевал), 1837–38 годы.
При Валерике. Похороны убитых. Акварель, 1840 год.
Атака лейб-гвардейских гусар под Варшавой 7 сентября 1831 года, 1837 год
Картины и рисунки Лермонтова не профессиональны, они грешат против многих правил живописного мастерства, но зато они все таят в себе какую-то только им присущую гамму красок, своеобразный аромат его восприятия природы, подлинные куски его зрительных впечатлений.
Вид Пятигорска, 1837–1838 годы.
Волобуева мельница. 1837 год
Лермонтов слыл также незаурядным карикатуристом. Бабушка Лермонтова просила внука не писать более стихов, живя в постоянных опасениях за него. Внук ...стал рисовать карикатуры, которые были так похожи и удачны, что наделали много шума в высшем петербургском обществе...
Поспешает на тревогу. Карикатура. Карандаш. 1841 год.
Живописное наследие Лермонтова, дошедшее до нас, к большому сожалению, не в полном объёме, содержит около пятисот рисунков и набросков.
Живописное наследство Лермонтова. Н. Паховома