Мифы о соавторстве
daiyan_19 — 28.06.2012 Прочла у френда rl2 очень прикольный пост. ВОТ ТУТВ фан-группе френда провели опрос, чего читатели больше всего от него хотят. Результаты порадовали.
И задумалась я над одним пунктом. Вернее, я над всеми задумалась, но обсудить готова только один. :)
12 человек возжелали стать соавторами книг френда
Вот не понимаю я этого категорически. То есть, абстрактного желания стать соавтором знаменитого автора/известного автора/опытного автора/любимого автора. Подозреваю, что чаще всего здесь не только проявление уважения к творчеству, но и определенный меркантильный интерес.
Так вот, уверена: никаких особых выгод такой союз не принесет. Конечно, я не знаменитость, но мне тоже не раз предлагали соавторство. Ну и я уже достаточно опытна, чтобы оценить плюсы и минусы работы вдвоем.
Чаще всего новички думают: вот, мол, напишу в соавторстве с NN, и прославлюсь.
Ни фига. Читатель будет видеть только имя известного/более известного писателя, ради него и прочтет книгу. Для примера: романы в соавторстве с Эльтеррусом. Кто помнит соавторов? Все помнят многочисленные разноцветные мечи и самого Эльтерруса. Психологически - обращают внимание на уже знакомое имя.
Более того: все похвалы достанутся автору NN, все шишки - малоизвестному соавтору. Тоже сколько подобных отзывов в сети.
Еще миф: издамся с NN, а потом и свои отказные книги смогу в издательство пропихнуть. Ничего подобного. Издательство тоже видит только имя известного автора. И там не дураки сидят: если те книги плохи/неформатны/не нужны, их все равно не возьмут. А даже если возьмут - выдержат ли они сравнение с соавторской работой? Отзывы плана "Я так и думал, что сам по себе он ничего не стоит" - неизбежны. И не факт, что книги будут покупать. Для читателей этот автор по-прежнему остается новичком.
Перенять мастерство, скопировать стиль, научиться писать. Сомневаюсь. У опытного автора уже давно устоялись своя манера работы, свой стиль. И уж точно есть собственные идеи и видение того, какой должна быть книга. И новичку неизбежно придется под все это прогибаться. То есть, собственного стиля тут никак не выработаешь, а стиля известного писателя не приобретешь. В лучшем случае будешь на положении подмастерья, в худшем - негритоса. Лично мне бы самолюбие не позволило гнуться под более известного автора.
Бабла одноразово заработать, потому что у NN хорошие продажи. Ну вот это можно, наверное. Хотя не знаю, в каких пропорциях делится гонорар, но по справедливости, львиная доля должна достаться NN. Если б не он, не его имя и заслуги, у соавтора вообще ничего бы не было. :)
Соавторство - вообще штука тонкая и сложная, сродни браку. Для него обязательны духовная близость, единомыслие, умение слышать партнера, где-то идти на уступки. Недаром самые успешные соавторские союзы - между супругами или близкими родственниками. Реже - между очень хорошими друзьями. Родство душ.
И идеально, если при этом еще каждый соавтор - самостоятельная творческая единица, со своим опытом, наработками и стилем. Например, Пехов-Бычкова-Турчанинова.
Конечно, бывает, когда два человека объединяются ради шкурных интересов. Бывает даже, у них получается эти интересы реализовать. Все мы знаем подобные тандемы. Но вот положа руку на сердце: в таких случаях не книги выходят, а г... И оно того не стоит, мне кажется.
В общем, соавторство - не панацея, не способ пробиться или заработать. Соавторство - это потребность духовно близких, взаимно заинтересованных людей разделить мир книги на двоих. Так что, дорогие начинающие авторы, не спешите писать NN и предлагать свои бесценные идеи взамен на исполнение, бабло, известность, издание, связи и обучение мастерству. Все равно NN откажет, у него своих идей предостаточно, а остальные пряники зачем ему с вами делить? :)