Мы забыли, как слушать лекции?

В отличие от книг и подкастов, лекции удерживают аудиторию в плену — по крайней мере, при личном общении.

Илл. «Научные исследования! Новые открытия в пневматике, или Экспериментальная лекция о силах воздуха, 23 мая 1802 г.», Джеймс Гилрей. Институт искусств Миннеаполиса. Общественное достояние.
Джордж Гарнетт — профессор истории Средневековья в Оксфордском университете и научный сотрудник колледжа Святого Хью.
Опытные читатели этой колонки могут вспомнить более раннюю
оценку преимуществ скуки, особенно когда она вызвана чтением не
слишком захватывающих исторических книг. Но чтение — это не
единственный способ, которым мы усваиваем — или, может быть, не
усваиваем — идеи историков. Другой способ — это прослушивание
лекций. В отличие от книги или подкаста, лекция — это способ
общения, который предоставляет аудитории меньше возможностей для
быстрого избавления от скуки. Если она присутствует, они не могут
просто захлопнуть ее и обратиться к чему-то более стимулирующему.
На это время они остаются в ловушке.
То, как они ведут себя, находясь в ловушке, похоже, изменилось в
последние годы, как я наблюдал не только во время чтения лекций, но
и как организатор ежегодной серии публичных лекций по
интеллектуальной истории. Когда-то давно безутешные взгляды могли
быть тайно брошены на ползающие стрелки часов, веки могли
закрыться, головы кивнуть, а сидящие фигуры начать качаться (но
каким-то образом, благодаря бессознательному навыку, всегда
спасаться от
падения). Даже случайный храп мог стать неотрицаемо слышимым, к
подавленному веселью в другом месте в комнате. Но чувство
вежливости и
приличия побуждало к отважным, хотя и ошеломляющим усилиям скрыть
эти
реакции от лектора.
В настоящее время, похоже, мало кто пытается подавить зевоту и
скрыть другие проявления скуки. Отчасти это можно объяснить
современной верой в безусловное право на самоутверждение; отчасти
тем фактом, что большинство слушателей настолько привыкли смотреть
или слушать лекции на своих устройствах, что они почти не осознают,
что они на этот раз находятся в аудитории с лектором и другими. Во
многих университетах, особенно после пандемии, лекции доступны
одним нажатием кнопки; личное присутствие — это допотопная рутина.
И именно потому, что лекции теперь представляют собой очные
подкасты, все меньше и меньше людей способны внимательно слушать
в
течение целого часа. Они привыкли делать паузы, перематывать и
воспроизводить заново. Их концентрация внимания становится все
короче. Они жаждут отвлечения, особенно на экране. В какой-то
степени отчаявшиеся лекторы вступают в сговор. Слайды PowerPoint
мелькают в попытке удовлетворить потребность аудитории в том, чтобы
одновременно происходило хотя бы два события. Если обсуждается
книга, появляется гигантское изображение ее суперобложки. Как это
может помочь понять ее содержание, неясно. Но изображения стали
главным событием; лекция — это просто устное сопровождение, лектор
— закадровый комментатор, а не центр внимания. Иногда каждая цитата
зачитывается со слайда. Это помогает заполнить час. Стоит ли
удивляться, что ораторское усилие уменьшилось?
Многие лекторы сообщают о тех же прискорбных характеристиках в
современной аудитории. Я предложил причины для этого. Однако важно
понимать, что, хотя они, возможно, стали гораздо более заметны в
последнее время, они не являются новыми.
Рассмотрим, например, следующие ограничения, высказанные в лекции о
том, как слушатели должны слушать лекции. Они должны: сидеть прямо,
не развалившись, смотреть прямо на говорящего, сохранять
внимательную позу и спокойное выражение лица, свободное от всякого
выражения, не только высокомерия или неудовольствия, но даже других
мыслей и забот.
Кроме того, им следует избегать: не только хмурого, кислого
выражения лица, блуждающего взгляда, поворачивания всем телом и
закидывания ноги на ногу... но даже перешёптывания друг с другом,
сонных зевков и опускания головы.
Эти мудрые советы дал Плутарх в начале второго века нашей эры.
Плутарха в первую очередь волновало не то, как аудитория ведет себя
физически, а, что гораздо важнее, как она ведет себя ментально — с
вовлеченностью в то, что она слушает. Они должны быть не пассивными
получателями, а активными участниками. Так же, как у лектора есть
обязательства перед ними, так и у них есть обязательства перед ним.
Они должны приспособиться к его стилю, как если бы они играли с ним
в мяч. Они
должны научиться слушать, прежде чем они сами смогут читать лекции,
иначе то, что они говорят, будет просто вздором. Прежде чем они
смогут слушать плодотворно, наивное, невежественное самомнение — и
зависть и/или презрение к лектору, которые оно порождает — должны
быть изгнаны. Только тогда можно будет перейти от ленивого
игнорирования усилий других к гораздо более сложной задаче чтения
лекций самому. Суть в том, чтобы развить различение и, в частности,
научиться не поддаваться показной беглости и прочей софистике.
Продуктивное слушание требует интенсивных интеллектуальных усилий,
которые проникают за пределы устного выступления к рассуждениям,
которые оно стремится сделать доступными для восприятия на
слух.
Ибо разум не требует наполнения, как бутылка, но, подобно дереву,
нуждается лишь в растопке, чтобы создать в нем импульс к
самостоятельному мышлению и горячему стремлению к истине.
Какой бы скучной ни казалась лекция на первый взгляд, если она
может зажечь
такое пламя в умах хотя бы нескольких внимательных слушателей, она
достигла большего, чем самые риторически отточенные, но пустые
выступления. И то, что было верно для философских лекций 1900 лет
назад, остается верным для академических лекций и сейчас. Несмотря
на отвлекающие факторы PowerPoint, они сохраняют потенциал для
передачи идей отдельных лиц в более кратком и интенсивном порядке,
чем письменное слово.
Сказав все это, я вспоминаю свое облегчение в конце, казалось бы,
бесконечной лекции одного из ведущих мировых авторитетов по теме, о
которой я и многие из слушателей уже знали довольно много. Мало кто
в зале мог узнать что-то новое. Одна из моих учениц сидела передо
мной. Она обернулась и сказала со вздохом: «Я живу в Милтон-Кинсе,
и даже мне никогда не было так скучно».
***
Я создал лекционное сообщество по истории, культуре и философии «Акведук».
Подписывайтесь, скучно не будет!

***
Приобретайте мои книги в электронной и бумажной версии!
Мои книги в электронном виде (в 4-5 раз дешевле бумажных версий).
Вы можете заказать у меня книгу с дарственной надписью — себе или в подарок.
Заказы принимаю на мой мейл [email protected]
«Последняя война Российской империи» (описание)

«Суворов — от победы к победе».


ВКонтакте https://vk.com/id301377172
Мой телеграм-канал Истории от историка.