Мы уже живем в мире Тарковского

топ 100 блогов e_milutin23.11.2021

«У Тарковского была одна особенность: на съемках он долго пытался сам для себя сформулировать, каким должен быть его фильм, и у него никак не получалось. Работа превращалась в бесконечные, изматывающие, приводящие иногда в бессильное отчаяние дискуссии, во время коих режиссер, мучаясь, пытался объяснить, что же ему нужно от писателей, а писатели в муках пытались разобраться в этой мешанине жестов, слов, идей, образов… Многие в группе сильно пили». – отсюда

Добавлю к портрету художника еще один штришок.

Когда Тарковский поехал за границу, никто не знал, что с этим делать. Человек он был такой, что мог сесть и испражняться у всех на виду. Или дать кому-то интервью, что было бы еще страшнее. Но он же советский человек! Решили, что пусть за ним повсюду ходят сотрудники КГБ, благо их было много в посольствах. В случае опасности они должны были броситься на это и утащить обратно в СССР, откуда оно вышло.

Складывается впечатление, что власть и вообще верхние слои у нас состоят в основном из Тарковских, то есть из выученных сумасшедших. Это следствие длительного процесса деградации русской культуры. Как происходят подобные процессы в обществах пытается понять психоистория.

Социальную реальность люди видят не глазами или другими органами чувств, а мышлением. Уже с раннего детства наши мыслительные способности специально тренируются для восприятия родного нам социума: это мама и папа, самые близкие существа, которым нужно доверять и подчиняться. Есть еще другие дружественные нам дяди и тёти. Им можно доверять, но с оглядкой на мнение отца и матери. А есть ещё чужие дяди и тёти и, наконец, и вовсе иностранные, которым совсем доверять не следует.

Мышление учится выстраивать такие иерархии доверия, запоминать ментальные признаки сначала простых, а затем все более сложных социальных конструкций.

В отличие от ментального концепта «чужие дяди и тёти», идея «акционерного общества» является достаточно сложной даже для взрослых особей, и для своего усвоения требует профессионального обучения и длительной словесной практики.

Если оценить все наши тексты и мысли с точки зрениях их отношения к действительности, то окажется, что к ней то имеет отношение дай бог 1% всего сказанного и написанного. В основном мы обмениваемся ментальными и речевыми сигналами о «фикциях», которыми оперирует мышление, а оно ничем иным и не оперирует! Даже между огнем и кожей у нас стоит фикция, вот почему йоги могут ходить по углям и не обжигаться.

Слово «фикция» означает нечто вымышленное, что, однако, «существует» благодаря нашему согласию вести себя так, будто вымысел существует. Примеры фикций включают… все, что мы знаем об обществе, в котором живем, от акционерных уз до уз брака. 

Проверочное действие: если нельзя сфотографировать, это фикция, то есть ментальная конструкция.      

…на съемках он долго пытался сам для себя сформулировать, каким должен быть его фильм, и у него никак не получалось…

Фикции мышления позволяют мыслящим существам долгое время сосуществовать на одной территории, совершая минимальное количество убийств: ведь все мы верим в справедливость, в общие ценности, в то, что мы победили в войне.

Но, видимо, есть механизм деградации идеосферы. По крайней мере, стремление испражняться в открытую на улицах и производить бессмысленные ментальные конструкции отмечается во всех обществах накануне их гибели. Множество таких примеров дает хорошо изученная поколениями историков история Древнего Рима.

Факты нашей жизни всё чаще убеждают меня в том, что российское коллективное сознательное уже не способно производить достаточно фикций, чтобы мы могли сосуществовать на одной территории, совершая минимальное количество убийств. К сожалению, нужно отметить, что все те общества, которые в прошлом входили в подобное состояние, уже умерли.


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
* * * Кончаются читатели стиха, Но никогда не кончатся поэты: Они как первый цвет, как первоцветы, Их поступь изначальна и легка. Полуулыбка, вздох, два-три штриха ...
В конце позапрошлого века модный – и заслуженно модный – парижский рисовальщик Каран дАш , в девичестве Эмманюэль Пуаре (1858-1909), сделал серию юмористических картинок – они тогда печатались во всю журнальную полосу или издавались отдельными листами – под названием «Художники у себя ...
Предыдущая запись от ivakin_alexey была удалена нахер. Спасибо ...
Падение количество буровых установок в США установило новый рекорд. 2 недели назад число буровых на нефть снизилось на 19 шт. Неделю назад на 40 штук, в этот раз на 62 штуки. За три недели потеряна 121 буровая. Еще 9 недель недель такой активности и буровых в США не останется. Еще ...
Котик Специально для мсье рагнаренКО: Хозяин зверя - боксер Рустам ...