«Мы — сантехники: бежим туда, где прорвало»
novayagazeta — 10.06.2023 Поможет ли детям увеличение числа школьных психологов, или все это для того, чтобы заранее назначить крайних.Фото: Виктория Одиссонова / «Новая газета»
В апреле Министерство просвещения выступило с предложением установить нормативы по числу психологов в образовательных учреждениях. Введение нормативов связано с участившимися случаями конфликтов между школьниками, которые приводят к серьезному насилию: дети не просто избивают друг друга, но и приносят в школу ножи, которые пускают в ход. При этом фигурантами дел о нанесении тяжких телесных повреждений оказываются не подростки, как этого можно было бы ожидать, а ученики 5–7-х классов.
В Министерстве решили, что в образовательных учреждениях маловато психологов (которых ранее в рамках оптимизации сократили), и предложили установить нормативы: для детсадов — один педагог-психолог на 200 человек, в школах — один на 300, в колледжах — один на 500. Там, где учатся дети с ограниченными возможностями здоровья, — один на 30 человек. Нормативы должны заработать с 1 сентября 2024 г.
Облегчит ли введение нормативов работу школьных психологов? Вероятно, следовало бы спрашивать, приведет ли оно к снижению уровня насилия в школах, но ответ очевиден. Снижение уровня насилия в школе — предмет отдельного и очень непростого разговора. Поэтому школьные психологи пока просто расскажут о своей работе. Матвей Берхин работает в частной школе, Мария Искрина и Любовь Денисова — в государственных.
Часть команды
Что входит в обязанности школьного психолога?
«Создание комфортной среды для всех участников образовательного процесса», — формулирует Мария Искрина.
«Сопровождение учащихся во время образовательного процесса», — отвечает Любовь Денисова.
Когда в школу приходят новые дети, психологи проводят диагностику:
тестируют их, выявляя их особенности — интеллектуальные, социальные
(например, легкость адаптации в классе), эмоциональные и другие. В
идеальном случае о результатах диагностики рассказывают не только
классному руководителю, но и родителям, и самим детям: им ведь
интересно послушать про себя.
Психологи пытаются понять, кто из детей в этом классе может
войти в группу риска. Это могут быть и дети с девиантным
поведением, и эмоционально нестабильные дети.
«Мы проводим с детьми после поступления первичное интервью, —
говорит Мария Искрина. — Оно нужно, чтобы познакомиться,
представиться, рассказать им о себе, чтобы у ребенка уже был
контакт с нами. Чтобы ребенок знал, что психолог — это та тетя, с
которой он уже поговорил, а не страшный незнакомый кабинет. Ребенок
может встретиться с нами на этом интервью один раз за всю школьную
жизнь, а может регулярно к нам ходить и по каким-то поводам
общаться. Или эпизодически — если подрался, например».
Затем психолог (в идеальном же случае) присутствует в жизни школьников незаметно, но постоянно. Матвей Берхин перечисляет свои обязанности в начальной школе:
- отрабатывать жалобы учителей на плохое поведение и неуспеваемость детей;
- заниматься профилактикой и преодолением буллинга;
- консультировать родителей;
- «вести» трудных/особых детей;
- консультировать детей на ходу в коридоре, быть тем, к кому можно прийти;
- согласовывать ожидания педагогов, родителей и ребенка, искать компромиссы.
Мария Искрина говорит, что психологи — это часть команды, которая работает с классом: в эту команду входят еще классные руководители и предметники. «Наша задача — работа с детьми, родителями, посещение уроков и педсоветов, участие в школьных мероприятиях, заседаниях, собраниях. Мы берем пятиклассников и доводим их до выпуска из школы. Для нас важно создать принимающую среду, чтобы к нам могли обращаться: мы рассказываем, просвещаем, чем мы занимаемся.
Приходится объяснять, что, если ты обратился к школьному психологу, это не значит, что тебя сразу отвезут в «дурку», что на тебе поставят крест до конца твоей жизни — или как минимум растреплют всей школе, из-за чего ты переживаешь.
Мы проводим так называемые родительские гостиные — неформальные собрания, где рассказываем родителям, например, про адаптацию к школе, особенности подросткового возраста, про депрессию, про расстройства пищевого поведения, про сепарацию».
Далеко не в каждой школе это возможно, и возможности психолога напрямую связаны с количеством детей, приходящихся на одного специалиста. Матвей Берхин размышляет: «Думаю, один психолог на 300 человек — гораздо лучше, чем никакого. В целом 10 классов на 40-часовую неделю — кажется, более-менее приемлемо».
По горячим точкам
Мария Искрина говорит: «В комплексах школ-тысячников зачастую есть
по одному психологу в каждом звене — начальной школе, средней и
старшей. Там психологов хватает разве что на диагностику и какие-то
срочные проблемы. У них огромный объем работы и мало людей. В такой
ситуации не знаешь, за что хвататься, поэтому в больших комплексах
психологи часто сужают свою деятельность до чего-то одного,
выбирают себе специализацию — например, адаптация пятиклассников.
Мои клиенты, подростки и взрослые, часто описывают школьных
психологов так: «Была такая тетя на первом этаже, раз в год
приходила, проводила тестики, и мы ее не видели»». У нас в школе
сейчас четыре психолога, примерно по одному на 100–120 человек. Мы
очень включены в детскую жизнь, много работаем, но и при этом все
равно невозможно охватить все.
Предел, мне кажется, — это 150 детей на одного психолога.
Больше — это уже тяжело. Из этих 150 плотного внимания могут
требовать немногие, хотя это обычно зависит от
контингента.
Но некоторые дети окажутся в этой зоне, если мы не будем просто держать руку на пульсе. Поэтому мы занимаемся профилактикой насилия в коллективе: мы не можем сказать, что занимаемся только «условно буйными», а остальные пусть живут сами по себе. Чтобы среда становилась благоприятной, чтобы пограничные случаи не переходили в сложные, надо и на уроки ходить, и на переменах с детьми общаться, и держать глаз, ухо и все сенсорные рецепторы востро.
Если же представить себе, что из нас четверых в соответствии с
нормативами оставить только двоих, то это будет только работа по
горячим точкам: где-то рвануло, кто-то подрался, кто-то в
истерике.
Но невозможно будет делать последовательную качественную
работу: тебе придется растянуться на всю школу и ловить, как волк с
корзинкой в старой советской игре, падающие яйца. Останется только
механизм экстренного реагирования, что-то делать планово будет
очень трудно.
Можно, конечно, оставить себе диагностику, но диагностика интересна именно для того, чтобы потом с этим классом работать. Ты уже про них что-то знаешь: идешь на урок и помнишь, что сказали на педсовете про Петю на математике, а ты можешь посмотреть, как он ведет себя на биологии.
Немудрено, что в больших комплексах психологи уходят в формальность: вы хотите, чтобы я провел тест, — я проведу. Хотите, чтобы сводил детей на ЕГЭ — свожу. Психологическая работа перестает быть индивидуальной, становится фронтальной.
«У нас гимназия, в параллели по шесть классов, у меня четвертые и
пятые — то есть двенадцать классов, в среднем по 30 человек в
каждом, и три девятых, до которых руки не доходят. Ими я занимаюсь,
только если кто-то приходит на консультацию, — рассказывает Любовь
Денисова. —
Мы должны заниматься диагностикой, работать с классным
коллективом, развивать у детей навыки общения, эмоциональную сферу.
Но на деле все сводится к тому, что мы, как сантехники, бежим туда,
где прорвало»
Сделайте с ним что-нибудь
«Теперь мы должны оказывать услуги при каждом чихе: где кто
подрался, где кто-то чихнул в сторону учителя, — сетует Любовь
Денисова. — Учителя ведут к нам ребенка: сделайте с ним что-нибудь.
Я несколько лет не работала в школе, занималась академической
работой. Потом вернулась в ту же школу и была в шоке от того, как
изменилась структура работы. Учителя полностью подпали под
претензии родителей. Все это началось с пандемии: до нее родители
могли прийти в школу пообщаться с учителем, посмотреть тетрадки…
Потом все общение ушло в чаты, и начался беспорядок.
В родительских чатах царит какой-то пошлый беспредел, а
учителя очень эмоционально реагируют, когда им родители выставляют
требования. Это невероятно загрязнило отношения родителей и
учителей. А дети пожинают плоды.
Задача психолога — это урегулировать отношения между учителем и родителем. Сейчас это отношения базарные. К примеру, родители собирают коалицию в чате и выдвигают требование: этого мальчика надо убрать! Пишут петицию, предъявляют учителю. Но по закону они не имеют права этого требовать.
Родители очень эмоционально переживают, что происходит с ребенком в школе, и от этого, к сожалению, часто происходит негативная накачка ребенка. На пике сейчас осознанное родительство, родители очень вовлечены в дела ребенка, они очень стараются быть правильными — и именно такие родители, как это ни грустно, не понимают, что им делать, когда их ребенок в школе. И школьный психолог должен работать с родительской тревожностью, с невыполнимыми запросами.
В остальном наша работа в основном сводится к нескольким темам. 80%
из них — это дети разведенных родителей, детский стресс,
урегулирование эмоционального состояния ребенка. Очень частый
запрос — «он ничего не делает, он ничего не хочет, почему он не
хочет ничего делать?» Часто встречаемся с тем, что у учеников 4–5-х
классов не сформированы простые человеческие навыки: умение
работать по правилам, вместе с классом, нет эмоционально-волевого
регулирования.
Пятиклассники нам говорят: а нас в начальной школе учили, что
на три метра отойти от класса нельзя. Учительница все диктовала:
отступить три клеточки сверху, две влево. Всюду водила строем. Это
не научение, а копирование — не проявлять активность, а
повторять.
С этим нужно работать, нужно развивать самостоятельность в ребенке. Но с этим должны работать и родители дома, а не только требовать от нас «сделайте с ним что-нибудь».
Учителя тоже хотят, чтобы мы ребенка «починили». Вот только сегодня с коллегой говорили: Мариванна, ну ты же видишь, ребенок расстроен, ну положи ему просто руку на плечо… Она негодует: а что это я буду ему уделять особое внимание?
В школу часто приходят учителя, которым самим нужна помощь в воспитании и понимании детей — и своих, и чужих».
Мария Искрина говорит: «Когда случается какая-то беда — в школе
стреляли или девочка рассталась с жизнью — сразу спрашивают: а где
были психологи? Где-где — опросники обрабатывали. Им опросники
выдали, которые они почему-то должны были раздать и собрать, они
раздали, собрали и обработали.
Но даже если ты очень бдительно работаешь не с бумагами, а с
ребенком — жизнь не может тебе гарантировать, что ничего не
случится. У тебя сотня подростков, и с кем-то что-то случается. И
тогда тебя спрашивают: а почему ты не поработал, чтобы этого не
произошло?»
И бумажки
«Если что-то случилось (дети подрались), сразу нужно
психологическое описание случая, — говорит Любовь Денисова. Если
родитель пришел с запросом — тоже. Если мальчик пришел с синяком,
надо засвидетельствовать, что мы видели, и описать случай. Вот
прямо случай из практики: пятый класс, самоповреждающее поведение,
ребенок царапает руки. Обычно это начинается в 6–7-м классе, но тут
пятый. Папа с мамой в разводе, ребенка дергают туда-сюда. Ребенок
поцарапался и всем показал. Социальные педагоги сразу написали
докладную администрации. Ну что, мы проводим консилиум, готовим
бумаги. Потом начинается: пришлите программу профилактики того,
программу сего.
Честно говоря, мы научились отбиваться левой пяткой. Внедрили
правило трех гвоздей: когда требуют чего-то, повесь это на самый
дальний из трех гвоздей. Требуют опять — передвинь на второй
гвоздь. Когда потребуют в третий — тогда и бери в
работу.
У нас в гимназии при этом отчетность довольно легкая. А вот
подруга, которая работала в психолого-педагогическом центре, просто
зашивалась от количества документации. Приходит ребенок на
консультацию. Мало того, что ты с ним общаешься, надо еще после
каждой консультации заполнить бланк информации, чтобы из этого
получилась его карта. Иногда не успеваешь сразу — и приходится
заполнять это все за неделю или за месяц, тогда просто нужно
выделять на это отдельный день.
ПРОДОЛЖЕНИЕ
Фото: Виктория Одиссонова / «Новая газета»