Метрополитен имени Гаева
q_rex — 07.02.2011Ниже — справочная информация о достижениях Гаева на посту начальника метро и некоторые мои субъективные впечатления.
© quantum
1. Гаев начинал карьеру как железнодорожник, потом занимался партийной работой и, наконец, в 1990 году стал заместителем начальника московского метро — Евгения Дубченко. Нестабильная работа метрополитена в начале 90-х и несколько крупных ЧП быстро определили судьбу Дубченко, который был уволен и отправлен в «почётную ссылку» в ассоциации «Метро». Так Гаев стал «директором подземного царства» на следующие 15 лет.
2.
Дмитрий Владимирович был ярым сторонником внедрнения новых
технологий на метрополитене. Вот список основных новшеств:
— Коренная переделка системы оплаты проезда. Вместо жетонов были
внедрены сначала магнитные карточки, потом появились бесконтактные
транспортные карты и, наконец, последние годы бесконтактными стали
все билеты, вплоть до однопоездочных. Советские турникеты-убицы
уходят в прошлое, и их место постепенно занимают новые турникеты со
стеклянными дверками питерского производства (а теперь обновлённая
версия — «роботы» УТ-2009). Также следует упомянуть, что Гаев был
генеральным конструктором проекта «Социальная Карта Москвича»,
благодаря которому бабульки-контролёрши у турникетов теперь обрели
чисто номинальную функцию, а все пенсионеры и многочисленные
льготные категории проходят по карточкам. Появилась возможность
вести точную статистику перевозок.
— После провала внедрения новых вагонов «Яуза», Гаев лично
участвовал в разработке всех последующих моделей и модификаций. К
настоящему моменту на линии не осталось ни одного старого вагона.
«Ёжики» остались на последней линии (Таганско-Краснопресненской) и
перестали быть «тёплыми и ламповыми», поскольку прошли глубокую
модернизацию. Количество вагонов с принудительной вентиляцией либо
кондиционером уже перевалило за 600 штук (я сбился со счёта) и к
ним прибавляются ещё порядка 100 вагонов в год. Если говорить о
кондиционерах, то московский метрополитен — пока единственный в
стране с такими вагонами.
— Полностью выполнена программа по оснащению помещений
метрополитена видеонаблюдением, все станции оборудованы несколькими
колоннами экстренного вызова (довольно спорными по дизайну и
влиянию на архитектуру станций, тут уж ничего не скажешь),
организован Ситуационный центр, идёт программа оснащения системами
видеонаблюдения в вагонах (на данный момент это три линии).
4.
Ещё один важный момент — программа замены отслуживших эскалаторов
на новые с попутной реставрацией исторических выходов из метро и
станций. Поначалу программа буксовала (например, в общем выходе
«Театральной» и «Площади Революции» работы велись три года, если
память не изменяет), потом срок ремонта был сокращён до полугода. К
сожалению, подвёл эскалаторный завод, который перестал справляться
с возросшей нагрузкой и начались задержки (что характерно, именитые
западные производители отказались делать Москве крупные тоннельные
эскалаторы, их вполне устраивает производство поэтажников для
торговых центров).
Реставрация ведётся может быть в некоторых моментах спорная, но по
крайней мере толковая и не требующая переделок (грустным примером
служит Санкт-Петербург). А уж полное восстановление и «излечение»
от течей великой «Маяковской» — проект по масштабам доселе
невиданный. От неугомонной архитектурной оппозиции конечно слышны
крики, но обычные пассажиры вполне довольны.
5. Дмитрий Владимирович обожал прессу, а пресса обожала его. Не знаю как остальным, а лично мне каждое его интервью приносило ни с чем не сравнимое удовольствие. Интересный собеседник с отлично подвешенным языком, приятным глубоким баритоном. Компетентный и всегда «в теме», и сбить его неудобным или неожиданным вопросом было невозможно. Даже к юным метрофанатам относился по-отечески, с пониманием (что же с ними бедными теперь будет при новом начальнике?).
6. При Лужкове — верный соратник, «правая рука» по транспортным вопросам. На любом открытии новых линий и станций они всегда вместе. Размолвка произошла лишь недавно, прошедшим летом, когда Лужков и решил натравить на метро прокуратуру.
8. Гаев возродил и значительно преобразил традицию пуска особых именных поездов. По началу символических — например, «Курская дуга». Затем появилась «Красная стрела» из ярко алых вагонов с особым оформлением, грандиозный проект «Акварель» (для которого был выпущен специальный «Русич» с нишами для картин), наконец — стилизованный (тоже спорно) под исторически вагоны типа А «Ретропоезд». И это не полный список.
10. В вопросах управления Гаев действовал жёстко и весь 35-тысячный штат держал в узде, что позволяло метрополитену надёжно и с минимальными сбоями работать в тяжелейших условиях полуторократной перегрузки. Немногочисленные ЧП вроде терактов или знаменитой историей со сваями, вызваны внешними причинами, по вине же работников метро — ни одного серьёзного происшествия.
12. Что касается метростроения, то здесь говорить особо не о чем — вопреки всеобщему заблуждению, Гаев никогда метро не строил и даже в его проектировании имел лишь совещательный голос, но никак не решающий. При Лужкове метрополитен и метрострой были полностью независимыми организациями и взаимодействовали лишь на конечной стадии, когда начинался завоз оборудования и шла приёмка в эксплуатацию готовых тоннелей, станций и служебных помещений.
13.
Ну и наконец — перечислю основные претензии и критику:
— Цены на проезд растут ежегодно (как и тарифы на электроэнергию —
прим. авт.).
— Гаев всегда клянчил у правительства деньги на строительство новых
линий, а открывалось всё равно мало (здесь следует учесть, что
из-за вражды Лужкова с Кремлём метрополитен строился только из
средств города, а они весьма ограничены; опять же, см. выше — метро
строил не Гаев — прим. авт.).
— Гаев никак не боролся с давкой в метро (когда такой
пассажиропоток, то с давкой можно бороться только железными
заграждениями — и это уже вопросы к городу, который не развивает
наземный транспорт — прим. авт.).
— Гаев не боролся с очередями в кассах (работа касс и так уже
доведена до полного автоматизма, дальше некуда, и наоборот —
появились дополнительные экспресс-кассы и экспресс-столики,
билетные автоматы — прим. авт.).
— Гаев — вор, украл 112 миллионов рублей (не украл, а получил как
вознаграждение по законно зарегистрированным патентам — прим.
авт.).
...ну и так далее, вы поняли.
Волшебная кнопка
|
</> |