Метро, которого нет: то, что осталось за кадром

топ 100 блогов tov_tob08.11.2012 Метро, которого нет: то, что осталось за кадром

Затянувшийся рассказ о Святошинско-Броварской линии будет неполным, если мы не посмотрим фотографии и эскизы, которые не вошли в предыдущие посты. Некоторые картинки были сознательно исключены из предыдущих обзоров, т.к. на тот момент показались мне не очень интересными; многие были найдены уже после соответствующих публикаций, причем среди них есть ряд уникальных материалов, которых еще не было в сети. Сегодняшний пост получился очень объемным, но, надеюсь, вам он будет интересен даже в таком виде.

Все станции мы сегодня пройдем в том же порядке, в каком они были описаны ранее в рамках серии "Метро, которого нет". Везде, где необходимо, по тексту расставлены ссылки на полные посты по станциям или отдельные фото, которые вы уже видели ранее. Некоторых станций линии нет в обзоре - по ним новой информации не появилось.


Днепр (1960)

1. Еще до объявления конкурса 1952 г. существовали наработки по оформлению будущих станций метро. Среди них был и вот такой эскиз станции "Днепр", датируемый 1947 г. По сравнению с реализованным проектом монументальность, конечно, поражает. Интересны надписи "від центру" и "до центру" над порталами станции.
Метро, которого нет: то, что осталось за кадром

2. В начале 50-х годов предполагалось разместить станцию вдоль набережной с одной (тупиковой) колеей между двумя платформами без возможности дальнейшего продления линии. Один из вариантов архитектурного оформления станционного здания вы уже видели ранее. Вот еще два варианта 1953 г.:
Метро, которого нет: то, что осталось за кадром

3.
Метро, которого нет: то, что осталось за кадром

4. Позже окончательно был утвержден вариант строительства станции поперек набережной, которая должна была стать стартовой точкой будущего моста через Днепр. Проект станционного здания переиграли, упростили согласно тенденциям борьбы с "архитектурными излишествами", и он стал таким, каким все его видят сейчас. На этом фото хорошо видно утраченный элемент станции - неоновую надпись "Дніпро" над входными дверями.
Метро, которого нет: то, что осталось за кадром

5. Станция в начале 60-х. Еще существует разворотный круг с подъемником под платформой станции:
Метро, которого нет: то, что осталось за кадром

6. Рядом со станцией, примерно в том месте, где сейчас кафе, раньше размещалась скульптурная группа "Яхтсмены" (скульпторы Кузнецов К., Горовой И. и Коцюбинский Ф.):
Метро, которого нет: то, что осталось за кадром

7. 1992 г. Ема-502 еще с родными фарами и в другом окрасе:
Метро, которого нет: то, что осталось за кадром


Арсенальная (1960)

8. Этот эскиз несколько странного на вид наземного вестибюля станции датируется 1953 г. Внизу можно увидеть некоторые элементы оформления эскалаторного зала - большая люстра и оформление колонн со стенами.
Метро, которого нет: то, что осталось за кадром

9. Более поздние варианты, датируемые 1958 (сверху) и 1959 (снизу) годом.
Метро, которого нет: то, что осталось за кадром

10. Построенный в итоге вестибюль (см. его эскиз), начало 60-х годов:
Метро, которого нет: то, что осталось за кадром

11. В комментариях к посту про "Арсенальную" и "Крещатик" выяснилось, что на станции, кроме утраченного барельефа в центральном зале, сейчас не хватает еще одного элемента: серпа с молотом в венке, который находился на всех вентиляционных решетках в боковых залах станции.
Метро, которого нет: то, что осталось за кадром


Крещатик (1960)

12. В отличие от "Арсенальной", по "Крещатику" новые эскизы я вам показать не смогу, зато за последние месяцы насобиралось большое количество фотографий строительства вестибюлей станции, по которым можно наглядно отследить практически весь процесс "от" и "до". На этом фото вы видите наклонную эстакаду, через которую во время проходки эскалаторного тоннеля извлекалась порода и подавались вниз тюбинги. Располагалась эта эстакада в том самом месте, где сейчас находится вестибюль станции, выходящий на ул. Крещатик. К сожалению, фото переэкспонировано, поэтому на заднем плане не видно самой улицы.
Метро, которого нет: то, что осталось за кадром

13. Проходка наклонного хода завершена, эстакада разобрана и начата сборка цилиндрического эскалаторного зала:
Метро, которого нет: то, что осталось за кадром

14. Сборка цилиндра завершена, идет подготовка к монтажу купола вестибюля. Здесь же на заднем плане видно шахтный ствол №6, через который велось строительство станции.
Метро, которого нет: то, что осталось за кадром

15. Купол почти готов. Чуть позже вокруг эскалаторного зала возведут стены вестибюля и он примет окончательный вид.
Метро, которого нет: то, что осталось за кадром

16. Начинается монтаж фундамента под эскалатор:
Метро, которого нет: то, что осталось за кадром

17. Будущий эскалатор. Осталось смонтировать балюстраду со светильниками:
Метро, которого нет: то, что осталось за кадром

18. Начаты испытания эскалатора, не хватает только светильников:
Метро, которого нет: то, что осталось за кадром

19. Эскалатор в работе. Через четыре десятилетия эти светильники заменят рекламными лайтбоксами...
Метро, которого нет: то, что осталось за кадром

20. Завершенное здание вестибюля, 60-е годы:
Метро, которого нет: то, что осталось за кадром

21. Начало сборки промежуточного вестибюля второго выхода со станции. Сейчас из этого вестибюля имеется выход на ул. Городецкого.
Метро, которого нет: то, что осталось за кадром

22. Этот вестибюль, также, как и промежуточный вестибюль "Арсенальной", собирался на поверхности, а затем опускался под землю. Справа и по центру фото мы видим замораживающие колонки для заморозки грунта перед опусканием вестибюля и его сопряжением с верхним наклонным тоннелем.
Метро, которого нет: то, что осталось за кадром

23. Внутри вестибюля во время его спуска под землю. Подобного фото мне очень не хватало, когда я описывал процесс спуска промежуточного вестибюля "Арсенальной". Здесь наглядно видно, что нижняя часть цилиндра вестибюля выполнена в виде ножа. При извлечении грунта из-под вестибюля он под своим весом постепенно опускался вниз.
Метро, которого нет: то, что осталось за кадром

24. Прежде чем мы попрощаемся с "Крещатиком", покажу еще и современное фото станции, которое появилось уже публикации основного поста.
Метро, которого нет: то, что осталось за кадром


Университет (1960)

25. Пока эпоха борьбы с "архитектурными излишествами" еще не вступила полностью в свои права, здесь также прорабатывались различные варианты оформления наземного вестибюля станции в уже вымирающем тогда стиле классицизма. Эскиз 1956 г.:
Метро, которого нет: то, что осталось за кадром

26. Или вот потрясающие цветные эскизы того же 1956 г.:
Метро, которого нет: то, что осталось за кадром

27. Строительство вестибюля:
Метро, которого нет: то, что осталось за кадром

28. И построенный вестибюль:
Метро, которого нет: то, что осталось за кадром

29. Внутри:
Метро, которого нет: то, что осталось за кадром

30. Первые турникеты:
Метро, которого нет: то, что осталось за кадром

31. Станция незадолго до открытия: полным ходом идет отделка. Этот период строительства подобных крупных объектов один самых волнующих: позади много лет напряженной работы и глядя, как станции начинают стремительно обретать свой окончательный облик, все сложнее дождаться пробного поезда и открытия.
Метро, которого нет: то, что осталось за кадром


Вокзальная (1960)

32. И снова эскизы вестибюля. В данном случае эскиз 1956 г. На тот момент та часть здания, в которой размещается пригородный вокзал, уже была построена, а вот на месте вестибюля метро только начиналось строительство эскалаторного тоннеля.
Метро, которого нет: то, что осталось за кадром

33. Эскиз наземного вестибюля начала 1960 г. Этот же эскиз вы уже видели в другом ракурсе. Что примечательно: по сравнению с эскизом 1956 г. здесь появился шпиль на башенке, а перед колоннадой стоит монумент украинки с хлебом и солью. Однако меньше чем через год, когда открылся метрополитен, ни шпиля, ни украинки так и не появилось.
Метро, которого нет: то, что осталось за кадром

34. Эскиз 1956 г. эскалаторного зала станции:
Метро, которого нет: то, что осталось за кадром

35. Ну и для сравнения фотография практически современного вестибюля. 90-е годы, надпись "пригородный вокзал" еще на русском языке.
Метро, которого нет: то, что осталось за кадром

36. Строительство наклонного хода станции. Позади тоннеля видна такая же наклонная эстакада, как и на 12-м фото:
Метро, которого нет: то, что осталось за кадром

37. Строительство съезда по 1-му пути за станцией. Сейчас он выглядит вот так (см. линк).
Метро, которого нет: то, что осталось за кадром


...

Чтобы построить первый пусковой участок, одного только монолитного бетона было использовано 140 тыс. кубометров, смонтировано 100 тыс. тонн металлоконструкций, проложено полтысячи километров кабелей и выполнен колоссальный объем работ, на который ушло 11 лет. Всему этому мы обязаны тысячам метростроителей, проектировщикам и работникам метрополитена, воплотившим проекты в реальность. Давайте немного отвлечемся от сухих эскизов и станций, вкратце заглянем на другие участки стройки и уж совсем вкратце познакомимся с людьми, которые строили метрополитен.

38. Обсуждение чертежей одной из станций. Киевметропроект, 1957 г.:
Метро, которого нет: то, что осталось за кадром

39. Будущий перегон "Крещатик"-"Университет":
Метро, которого нет: то, что осталось за кадром

40. Там же. Чеканка швов между блоками:
Метро, которого нет: то, что осталось за кадром

41. Откатка породы на одной из станций:
Метро, которого нет: то, что осталось за кадром

42. Камера съезда 1-го пути за "Арсенальной":
Метро, которого нет: то, что осталось за кадром

43. Эти люди строили наше метро:
Метро, которого нет: то, что осталось за кадром

44. И эти. И еще очень много людей, многие из которых приходили в метрострой с горящими глазами и желанием внести свою лепту в появление самого современного, быстрого и безопасного транспорта в столице Украины.
Метро, которого нет: то, что осталось за кадром

45. :)
Метро, которого нет: то, что осталось за кадром

46. Киевская геология оказалась очень непростой. Одним из самых сложных участков был перегон между "Вокзальной" и "Университетом", где проходчиков подстерегало коварное подземное русло Лыбеди. Кроме заморозки грунта, для проходки тоннелей пришлось применять кессон. На фото: кессонная камера.
Метро, которого нет: то, что осталось за кадром

47. Сбойка. Насколько мне известно, на этом фото т.н. "киевский" проходческий щит:
Метро, которого нет: то, что осталось за кадром

48. Человек, благодаря которому мы смогли увидеть многие подземные фото с 1955 по 1970 г.: Королев В.С.
Метро, которого нет: то, что осталось за кадром

49. Первые вагоны для киевского метро на ж-д станции Дарница:
Метро, которого нет: то, что осталось за кадром

50. Машинист, который вел первый поезд - Виноградов И.А. (Иван Андреевич в наше время).
Метро, которого нет: то, что осталось за кадром


Политехнический институт (1963)

51. Давайте продолжим наш обзор дальше. Укладка путевого бетона между "Вокзальной" и "Политехническим институтом", 1962 г.
Метро, которого нет: то, что осталось за кадром

52. Сама станция известна тем, что это был первый в отечественном метростроении проект станции глубокого заложения из сборного железобетона вместо традиционного дорогого чугуна. Вот еще две фотографии с этой необычной в те времена конструкцией. 1-й путь (в центр), проходы между пилонами уже раскрыты, вот-вот начнется отделка станции:
Метро, которого нет: то, что осталось за кадром

53. То же самое, только в другую сторону и в более ранний период:
Метро, которого нет: то, что осталось за кадром


Шулявская (1963)

54. И здесь будут проекты наземного вестибюля :) Вариант 1953 г.:
Метро, которого нет: то, что осталось за кадром

55. И его визуализация в городской застройке:
Метро, которого нет: то, что осталось за кадром

56. Еще один вариант:
Метро, которого нет: то, что осталось за кадром

57. И для наглядности то, что было построено через 10 лет, когда функционализм и минимальное количество изысков стали главными принципами в отечественной архитектуре:
Метро, которого нет: то, что осталось за кадром

58. Фотография строительства камеры съезда за станцией, которая также не попала в основной обзор.
Метро, которого нет: то, что осталось за кадром


Мост Метро (1965)

59. Дополню основной пост о строительстве моста некоторыми деталями. Строительство свай под опоры моста:
Метро, которого нет: то, что осталось за кадром

60. Собраны первые два арочных пролета со стороны правого берега:
Метро, которого нет: то, что осталось за кадром

61. Завершающая стадия строительства:
Метро, которого нет: то, что осталось за кадром

62. Торжественный митинг в день открытия моста:
Метро, которого нет: то, что осталось за кадром

63. И символическая ленточка:
Метро, которого нет: то, что осталось за кадром

64.
Метро, которого нет: то, что осталось за кадром


Гидропарк (1965)

65. Один из вариантов оформления станции, датируемый 1963 г. Косые колонны так и не были реализованы: на всех трех станциях пускового участка конструктив был абсолютно одинаковый. Плитка на полу вокруг колонн также не появилась.
Метро, которого нет: то, что осталось за кадром

66. Еще один эскиз 1963 г. С коллонами такая же история.
Метро, которого нет: то, что осталось за кадром

67. Внешний вид станции со стороны Гидропарка. Выход из вестибюля сейчас идет в одном уровне с земной поверхностью, а тогда предполагалось сделать небольшую лесенку с лавочками:
Метро, которого нет: то, что осталось за кадром

68. Кто-то интересовался, как выглядел пункт пропуска пассажиров на боковую платформу. Вот, собственно, и он (фото 70-х годов):
Метро, которого нет: то, что осталось за кадром


Дарница (1965)

69. Эскиз (1963 г.) выхода со станции со стороны ул. Попудренко. Схема метро здесь так и не появилась, а выходы, как мы знаем, сейчас крытые. Схема примечательна тем, что после ст. "Шулявская" линия поворачивает на юго-запад и идет на Борщаговку. Это один из старых вариантов трассировки, который впоследствии был изменен в пользу Святошина.
Метро, которого нет: то, что осталось за кадром

70. "Когда деревья были большими". Фото явно второй половины 60-х годов: к "Дарнице" еще ходит трамвай, поезда метро еще трехвагонные. Никаких киосков и рынков. Красота.
Метро, которого нет: то, что осталось за кадром


Лесная (1979)

71. Сама станция была довольно-таки подробно описана в соответствующей записи, и добавить по ней пока нечего. Однако нашлось старое фото ПТО (пункт технического обслуживания), расположенного за станцией:
Метро, которого нет: то, что осталось за кадром


...

72. Вернемся на правый берег. Практически достроенный перегон "Берестейская"-"Нивки" (2-й путь, вид в сторону центра), район перегонной вентиляционной шахты:
Метро, которого нет: то, что осталось за кадром


Театральная (1987)

73. Старые проекты станции вы уже видели, а вот эскиз вестибюля еще не публиковался:
Метро, которого нет: то, что осталось за кадром

74. Открытие станции. Глава Совета Министров Украины В.А. Масол, первый секретарь ЦК Компартии Украины В.В. Щербицкий и начальник Киевского метро М.Е. Балацкий. Похожая схема с точечной подсветкой станций и линий и сейчас есть в управлении метрополитена на Политехе.
Метро, которого нет: то, что осталось за кадром


Житомирская (2003)

75. И завершит сегодняшний пост еще один вариант оформления "Житомирской". Кроме всего прочего, по центру свода и на путевых стенах в этом варианте предполагалось разместить акустические панели для снижения шума.
Метро, которого нет: то, что осталось за кадром

Теперь мы рассчитались с красной линией полностью, и следующий пост наконец будет посвящен первому пусковому участку Куреневско-Красноармейской линии.

См. также полные публикации по отдельным станциям:
Станция "Днепр"
Конкурсные проекты 1952 г.
"Арсенальная" и "Крещатик"
"Университет" и "Вокзальная"
"Политехнический институт" и "Шулявская"
Мост Метро
"Гидропарк", "Левобережная" и "Дарница"
"Черниговская" и "Лесная"
"Берестейская", "Нивки" и "Святошин"
"Театральная"
"Житомирская", "Академгородок", "Проспект Вернадского" и "Новобеличи"

P.S. Спасибо Диме Ермаку, пресс-службе "Киевметростроя" и музею Киевского метрополитена за предоставленные архивные материалы.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Пишет zloy_odessit ( zloy_odessit ) 2019 - 08 - 27   Неравная торговая война США и КНР: придется договариваться Торговая война между США и Китаем, сторонником которой ...
И планировали они с Юрием Мнишеком пролитие крови православных христиан и о разрушении православной веры, как перевести их всех в латиинство. Пока же жил у Юрия Мнишека в Сендомире, понравилась ему дочка Юрия Мнишека, и захотел взять ее себе в постель, а отец этому был весьма рад, и на ...
1-2 Октября пройдут дни памяти жертв этнической преступности Источник: http://dpni.org/articles/ novosti_dp/17432/ В этот день соратники ДПНИ и других национальных русских организаций потребуют введения визового режима со странами Средней Азии и Закавказья, ...
      ... холодной моросью из разбухшего серого неба и новостью о том,  что "Ривер-Плейт" позорно выпал из 1-ой категории аргентинской лиги футбола.      Вообще-то ещё и муш встречал, но с этого места цензурой вырезано...     ...
Понравилась вчера собственная мысль на тему подарков. Вспоминал подарки которые я делал в своей жизни - всегда у меня, чему я и обрадовался, прослеживается не желание кому-то сделать приятное и порадовать, не желание помочь в быту полезной вещью ...