Месть ромейских мертвецов - 17
qebedo — 08.02.2022 О Галлиполи, кто тебя усеял (окончание)Хитроумный план Хамилтона предусматривал одновременный удар со всех позиций союзников на Галлиполийском полуострове — просто один из них должен был быть основным, а остальные вспомогательными. Главный «поддых турке» наносил IX корпус Стопфорда — он должен был высадиться севернее бухты АНЗАК, в бухте Сувла, и быстрым броском захватить центральный хребет (см. предыдущую серию). АНЗАКу требовалось поддержать это наступление ударом на хребет Сари-Баир, захватив две его вершины — Чанак-Баир и высоту 971. VIII корпус с позиций у мыса Хеллес наступал на Критию — чтобы османы не перебрасывали отсюда части на север, где их «будут рвать» Стопфорд и «анзаки». «День Х» был назначен на 6 августа, посему операция получила название Августовское наступление.
Августовское наступление АНЗАКа - бои и место действия (кликабельны)
«Отвлечение на юге» получило название Битвы за виноградник Критии — по месту наиболее упорных боев. С 6 по 13 августа VIII корпус накатывался на османские пулеметы и обтекал обратно. Смысла было ноль, продвижения никакого, потеряно около 4 120 человек убитыми и ранеными. Сие было бы очень позорным сливом, если бы не тупые германские офицеры (а как еще это назвать), которые испарились бы на южном солнце, если бы не приказывали каждый раз кидаться в контратаку — в итоге «османские питбули» угробили 7 510 соотечественников. Взаимная бойня… Второй отвлекающий удар, на южной части фронта АНЗАКа, получил название Битвы за Одинокую Сосну (в начале сражения она там стояла…) и развивался по похожему сценарию — пять дней дуболомных атак и контратак, 2 277 убитых и раненых «киви» с «кенгуру» и около 5 000 — 7 000 турок.
«Отвлекательный удар» на севере фронта АНЗАКа превратился в еще более масштабную и продолжительную бойню — тут «махались» в Битве за Чанак-Баир с 7 по 19 августа. 8 августа «анзаки» смогли захватить оный холм, защищаемый немецким полковником Хансом Канненгиссером (см. предыдущие серии), но утром 10 августа османы его отбили. Далее всё следовало по тому же сценарию — атаки-контратаки, пулеметы-потери. «Киви» с «кенгуру» уложили убитыми и ранеными около 12 000 — 13 000 человек, но к высадившимся в бухте Сувла так и не пробились. Турки недосчитались 9 200 убитых и раненых. В рамках оного сражения состоялась отдельно исчо и Битва за [Горный] Проход — 7 августа 1915 года австралийская 3-я бригада легкой кавалерии (8-й и 10-й полки легкой кавалерии — 600 человек) пытались в пешем строю захватить оную позицию, но два полка османской 19-й дивизии (18-й и 27-й) набили за три атаки 372 убитых и раненых врага, после чего кавалерия стухла.
Мустафа Февзи Чакмак (уже як маршал-мушир Турецкой республики)
В общем, все отвлекательные и дополнительные удары раскрошились лбами о стену. Основной в бухте Сувла начался 6 августа 1915 года десантом трех дивизий IX корпуса и попыткой марша на холмы Сари-Баир, дабы соединиться там с АНЗАКом. Несмотря на богатый, вроде бы, уже опыт «днищевых» высадок на Галлиполи, британцы снова устроили хаос и бардак — за два дня войскам едва удалось выгрузиться на берег и окопаться, а сам Стопфорд еще 8 августа сидел на корабле, не спустившись на берег, и слал бодрые донесения. По плану Хамильтона, захватить «становой хребет» следовало до вечера 8 августа — именно столько понадобилось бы Сандерсу, чтобы перебросить резервы от Критии (что и случилось — душеразгрызающие атаки VIII корпуса ни на йоту не убедили немца). Хамильтон отправился лично в бухту Сувла и едва ли не сам выволок Стопфорда на берег (после того, как уже побывал там сам и оценил обстановку).
Командующий настоял, чтобы атака началась немедленно, а не утром следующего дня, как планировали начальники IX корпуса. В 18:30 британцы пошли вперед, дошли к 4:00 19 августа к хребту Текке-Тепе, где османы 19-й дивизии Мустафы Кемаля уничтожили штыковой атакой целую 32-ю бригаду за считанные минуты. «Мое сердце ожесточилось среди борьбы на полуострове, но страдания этой сцены почти сломили его… Слова бесполезны» — пролил крокодилову слезу Хамилтон в своем дневнике. Неудача случилась потому, что вечером 8 августа, как и предполагалось, прибыли посланные с юга 7-я и 12-я османские дивизии, уничтожив надежды британцев на быструю и легкую победу. Командир корпуса мирлива (бригадный генерал) Мустафа Февзи Чакмак отказался выполнять приказ Сандерса о немедленной атаке (войскИ устамши!), был тут же снят Сандерсом с поста и заменен на Кемаля, который и возглавил уничтожение 32-й бригады.
Мустафа Кемаль и офицеры 19-й дивизии
Хамильтон нажаловался Китченеру, который санкционировал увольнение Стопфорда и назначил на его место бывшего комдива-29 (с Хеллеского фронта) Бовуара де Лиля. Возмущенный тем, что его «обошли», подал в отставку и комдив-10 генерал-лейтенант Брайан Томас Маон. Уволился «по собственному» и командир 53-й Валлийской дивизии (ее и еще две, 54-ю Восточно-Английскую и 2-ю йоменскую конную, Китченер прислал напоследок «сверх обещанного лимита», доведя число своих «подарков» таким образом до восьми дивизий) Джон Эдвард Линдли. А атаки на Сари-Баир продолжились — надо было трясти. 21 августа Бовуар де Лиль отправил на холм Скимитар 11-ю и 29-ю дивизию (переброшенную с Хеллеса для усиления), 14 300 бойцов, где они встретились с корпусом Кемаля (6-я, 9-я и 12-я дивизии) и были им успешно отражены. Потери сторон составили убитыми и ранеными 5 300 и 2 600 соответственно. С 21 по 29 августа АНЗАК множил атаки на Высоту 60 (началось в унисон с нападением на Скимитар-Хилл), но лишь впустую потерял 1 100 человек.
Это был «великий 3,14здец» — Августовское наступление провалилось на всех направлениях. Хамилтон запросил еще 95 000 солдат — 50 000 «восстановить потери» и 50 000 «свежих подкреплений». Китчерен, считая, что восьми дивизий было достаточно для «нормального танцора», отказал, заявив, что готовится большое наступление на Западном фронте. В сентябре и октябре 1915 года ситуация «исчо более» обострилась — вывалилась из войны Сербия и ввалилась в нее Болгария (на стороне Турции и Германии), так что войска требовались везде, кроме Галлиполи. 11 октября Китченер «невзначай телеграфировал» Хамилтону, «почем выйдет» полная эвакуация. Тот психанул и истерически ответил — перебьют 50 % людей! Это стало «последней каплей в чашку терпения», и 15 апреля Хамилтон был уволен с поста командующего Средиземноморскими экспедиционными силами (в никуда — доживал на пенсии, шокируя всех в 1930-х годах своими заявами, что «поддерживает херра Хитлера»).
Чарльз Монро
Новый командующий СЭС генерал (полный) Чарльз Кармайкл Монро стал «главным эвакуатором» — правда, сперва Китченер лично сплавал на Галлиполи и 13 ноября 1915 года убедился, что «там дальше жить нельзя», ибо отжиравшиеся османы вот-вот скинут войска прямо в море. «
Дарданелльская кампания завершилась. Позором? Как уже было сказано, «игра была равна», кто наступал, того и косили из пулеметов. Союзники задействовали с весны по зиму 1915 года 489 000 человек, из которых потеряли около 300 000 (убитыми 56 707 человек). Османы набили на маленький полуостров 315 500 человек, из которых потеряли 255 268 (убитыми 56 643). Столица была защищена, но какой ценой? Фактическим оголением фронтов на Кавказе, в Месопотамии и на Синае, так что все следующие неудачи там «были закономерны». Ну разве что боевой дух удалось поднять неслабо, особенно после Сарыкамышско-Синайского позорища — теперь вся страна ходила на ушах и громко вспоминала «времена славного Фатиха»...
|
</> |