рейтинг блогов

«Мёртвые любовники»: самая страшная картина Средневековья

топ 100 блогов shakko_kitsune06.01.2020 Что это? И не надо кивать на произведения Босха: он в 16-м веке умер, это чистой воды эпоха Возрождения уже. Нас же интересует истинное Средневековье, мрачное такое все и готичное. Червивое!

(Как-то я подзабросила перетаскивать в любимую константную жж-шечку посты, понаписанные мною в пошлый яндекс-дзен. Ну, вот еще один, перегружаю для полноты собрания сочинений).
«Мёртвые любовники»: самая страшная картина Средневековья

Картина, называемая «Мёртвые любовники» (Les amants trépassés) была создана около 1450 года. Имя автора не сохранилось, по манере сегодня ее приписывают анониму по прозвищу Ульмский мастер.



Место хранения картины: Музей изобразительных искусств, Страсбург (Франция)
«Мёртвые любовники»: самая страшная картина Средневековья

Она поражает своим необычным подходом к обнажённому телу: то, что должно по идее возбуждать и радовать взор, здесь превращено в настоящий хоррор. Поскольку нарисованы тут не молодые красавцы, а пожухлые старики, причем, кажется, уже пожираемые могильными червями (несмотря на вполне живое выражение глаз).

«Мёртвые любовники»: самая страшная картина Средневековья

Для нас подобное изображение мужчины и женщины ассоциируется обычно с Адамом и Евой — и традиционно такие картины служат для воспевания человеческой красоты. Но не в случае наших «Мёртвых любовников», которые по контрасту с шаблоном шокируют еще сильнее...

Альбрехт Дюрер. "Адам и Ева". Ок. 1507
«Мёртвые любовники»: самая страшная картина Средневековья

Идея этой аллегорической средневековой картины состояла в том, чтобы напомнить тому, кто на нее смотрит: жизнь — это тлен. Все мы умрем, причем достаточно скоро. Зритель, глядя на это безобразие, должен был как бы медитировать на тему того, что все земное — тщета, суета сует. В том числе и тело, здоровье, молодость.

Ужас от картины увеличивается от того, что глаза персонажей еще горят разумом, а вот тело их уже жрут насекомые, черви, змеи.

У беззубой старухи высохшие груди свисают самым жалким образом, а на причинном месте сидит огромная жаба — символ гадости и мерзости.

«Мёртвые любовники»: самая страшная картина Средневековья

Белые тряпки, которыми они пытаются прикрываться — это саван.

Удивительное дело, но эта картина является частью диптиха (вторая половина в Кливленде, США). На первой створке изображена молодая парочка изящных возлюбленных, которые только что обручились.

«Мёртвые любовники»: самая страшная картина Средневековья

Молодые люди одеты, и это еще раз напоминает нам о символике наготы в религиозном искусстве. В христианской живописи целью обнаженного тела отнюдь не было вызвать приятные сладострастные ощущения (как это станет в искусстве Нового времени). Нет: нагота обозначала смерть, переход в иное состояние. Потому что на том свете никому одежда уже не требуется. Поэтому, если на картине, например, был изображен умирающий (одетый), то душа, излетающая от его уст и поднимаемая в небеса ангелами писалась в виде обнаженного младенчика.

Этот же диптих своей символикой напоминает зрителю о том, что все мы из стадии юных счастливых любовников (слева) перейдем в ту стадию, которая изображена справа. И останемся в ней намного-намного дольше...

«Мёртвые любовники»: самая страшная картина Средневековья

Оставить комментарий



Архив записей в блогах:
Я ждала, когда же зацветет у меня под окном вишня. Каждый день с утра я выглядывала и смотрела, гуляя с Лоной, подходила и смотрела и видела, как набухают почки и уже виднеются цветы. И вот дождалась. Я каждый год стараюсь фотографировать эту ...
Боинг. Ждала. Очень. Прочитала: «Эксперты пришли к выводу, что авиалайнер развалился на части во время полета. Причиной катастрофы названо «структурное разрушение, вызванное воздействием извне». Боже как жидко… Ещё жиже, чем грозный тридцатилямовый саммит наты. Не сторговались видимо пацан ...
Всегда восхищался талантом В. В. Познера. Где он только не служил на протяжение своей многотрудной жизни, обладает тремя гражданствами (то есть, по сути, не является лояльным гражданином ни одной из трех держав, выдавших ему паспорт), чем открыто гордится, совершенно откровенно исповедует ...
...
растаможен уже. ...