менструальная боль
feministki — 21.02.2016 Менструальная боль может быть почти такой же сильной, как боль при сердечном приступе. Почему же никто не исследует способы ее лечения?Оригинал: Period pain can be "almost as bad as a heart attack." Why aren’t we researching how to treat it? | Авторка: Olivia Goldhill | Перевод: Check Your Privilege
Настало время поговорить о менструальной боли. Каждый месяц множество женщин (и других людей с маткой и вагиной) репродуктивного возраста переживают вагинальное кровотечение. Менструация – совершенно обыденная часть жизни. Любая брезгливость по отношению к этой теме не только нелепа, но и вредна, потому что слишком многие из нас страдают молча, скрючиваясь от боли, которую они испытывают во время менструации. Это настоящая агония. Это не легкая ломота, не дискомфорт, не раздражительность – это очень серьезная боль.
Согласно данным американской ассоциации доктор_ок AAFP, дисменорея (медицинский термин, обозначающий болезненную менструацию) вмешивается в повседневную жизнь каждой пят_ой из тех людей, у которых есть менструации . И тем не менее, согласно исследованиям, это состояние поразительно плохо изучено, а многие врач_ини просто игнорируют симптомы дисменореи.
Фрэнк Ту, директор отделения гинекологической боли в чикагском университетском госпитале NorthShore, говорит о том, что многих врач_инь учат в университетах, что "ибупрофена должно быть достаточно", чтобы снять менструальную боль. Очевидно, что это не является адекватным лечением острой боли. Насколько острой она может быть? Джон Гийбо, профессор на отделении репродуктивного здоровья в Университетском колледже Лондона, рассказывает, что пациент_ки описывали менструальную боль как "почти такую же сильную, как боль во время сердечного приступа".
В последние два года моя менструальная боль усилилась и стала такой же невыносимой, как боль при смещении позвоночного диска. Я говорю, основываясь на своем опыте, – у меня дважды было смещение позвоночного диска, и врач_ини были так уверены, что оно произошло в третий раз, что отправили меня на МРТ. Каждый месяц я часами лежала на полу и не могла пошевелиться, я буквально рыдала в агонии. У меня были мышечные спазмы в спине и бедрах, так что когда я вставала, я не могла нормально разогнуться – и это состояние сохранялось после прекращения кровотечения, мне пришлось лечить его с помощью ежемесячных сеансов физиотерапии.
До того, как мне сделали МРТ, я сказала своему терапевту, что боль, судя по всему, вызвана менструацией. Он не счел это важным и проигнорировал мои слова. Позже, когда по снимкам МРТ стало ясно, что мои позвоночные диски на месте, врач сказал, что боль может быть связана с воспалением нерва – одним из болезненных состояний, которое часто случается у людей с такой историей болезни, как у меня. И он снова отмахнулся от меня, когда я спросила, не может ли это быть связано с моим менструальным циклом.
Следующей остановкой была гинекологиня, которая сделала мне УЗИ и сказала, что не видит никаких проблем. После следующего моего визита, когда я сообщила, что все еще испытываю боль, она предложила мне принимать оральные контрацептивы без паузы (чтобы полностью избавиться от менструации). Когда я спросила о рисках такой терапии, она сказала, что это может привести к тромбозу и увеличить риск рака груди, но ведь у каждой восьмой женщины все равно бывает рак груди, так что мне не стоит слишком волноваться. [*]
Но даже прием оральных контрацептивов без пауз не прекратил кровотечения и сопровождающую их боль полностью. И пока я готовила эту статью и говорила с врач_инями, мне пришло в голову, что у меня есть все симптомы эндометриоза – заболевания, которое невозможно выявить с помощью УЗИ, для диагностики необходима лапароскопия.
Пока что у меня нет официального диагноза, и мои ежемесячные боли остаются загадкой. Но как только я начала говорить о менструальной боли, я поняла, что я не единственная, кому приходится иметь дело с этими проблемами. Полдюжины подруг сказали мне, что они тоже сталкивались с чем-то подобным – ежемесячными мигренями и рвотой, попытками врач_инь отделаться от них, прописав ОК или антидепрессанты. Симптомы у всех были различны, но у всех было кое-что общее: ответов в медицинских учреждениях мы так и не нашли.
У менструальной боли есть две основные причины: первичная дисменорея и эндометриоз. Первое – это просто боль, не имеющая какого-либо медицинского объяснения, которая обычно проявляется с самой первой менструации. Нет ясного разделения между этими двумя состояниями, поскольку у многих людей, страдающих от дисменореи, есть недиагностированный эндометриоз. По оценкам, в США 20% людей с менструациями страдают от дисменореи, а у 10% есть эндометриоз, и для получения точного диагноза требуется в среднем десять лет.
Эндометриоз случается, когда клетки эндометрия (внутреннего слоя стенки матки) разрастаются за пределами матки, как правило, в органах малого таза, таких как яичники и фаллопиевы трубы. Также клетки эндометрия иногда попадают в мочевой пузырь и кишечник, а в редких случаях даже в другие органы, такие как легкие и мозг. Тело реагирует на это воспалением вокруг клеток эндометрия и попытками покрыть их рубцовой тканью. Один из самых распространенных симптомов эндометриоза – сильная менструальная боль. Если эндометриоз не лечить, он может привести к бесплодию. И тем не менее, есть очень много разногласий в обсуждении этой болезни – в чем ее причина, почему некоторые из нас более предрасположены к эндометриозу, есть ли у него генетический фактор.
В то же время причины первичной дисменореи неизвестны в принципе. Гийбо говорит, что боль обусловлена маточными спазмами, а Ту считает, что это комбинация местного маточного воспаления, проблем с маточным кровообращением и восприятия. Почему некоторые люди страдают больше других – непонятно. "Это вопрос на миллион долларов, на который мы не можем ответить", – говорит Ричард Легро, доктор медицины при медицинском колледже Университета штата Пенсильвания.
Несмотря на огромное количество пациент_ок, страдающих от сильных менструальных болей, существующие способы лечения очень ограничены. Как в случая эндометриоза, так и в случае дисменореи, симптомы иногда можно ослабить с помощью обезболивающих, например, ибупрофена, с помощью оральной контрацепции, которая, как правило, уменьшает силу кровотечений, или с помощью внутриматочной спирали, например, Мирены.
Если эндометриоз приводит к проблемам с фертильностью, то пациент_кам делают операцию, чтобы удалить лишнюю эндометриоидную ткань, хотя она может снова вырасти позже. Симптомы сильно различаются от человека к человеку, и если менее инвазивные методы никак не помогают, то врачи могут рассматривать даже вариант с ампутацией матки. "Для большинства пациент_ок это уже слишком", – говорит Гийбо. – "Но это последнее средство, если другие не помогли, и некоторые все же делают выбор в его пользу". Но даже ампутация матки не является панацеей – боль все равно может продолжаться.
Поскольку эндометриоз может повлиять на фертильность, он лучше исследован, чем первичная дисменорея (но даже при этом нельзя сказать, что заболевание исследовано хорошо). В случае обоих заболеваний врач_ини не могут сказать, что именно запускает процесс, какое лечение эффективней и почему некоторые люди сталкиваются с этим, а некоторые – нет.
Весьма показателен опыт Ричарда Легро. Благодаря предыдущему гранту он и его коллеги выяснили, что силденафил (более известный как Виагра) можно использовать для лечения дисменореи. "Мы опубликовали результаты во влиятельном гинекологическом журнале и думаем, что внесли важный вклад в лечение, ведь его могут применять в любом медицинском учреждении", – говорит Легро. Однако, прежде чем такой метод лечения будет одобрен, необходимо провести еще множество исследований. Например, Легро хочет изучить специфику использования силденафила в качестве лекарства – выяснить правильную дозировку, лучший способ применения (вагинально или перорально), последствия постоянного применения и так далее. Но он не может найти финансирование для исследований. "Я уже подал три или четыре заявки на финансирование, и все их отклонили", – рассказывает Легро. – "Думаю, дело в том, что никто не считает менструальные боли важной проблемой для здравоохранения".
Очевидно, что существующие возможности лечения далеки от идеала. Но поскольку менструация не касается цисгендерных мужчин, на нее просто не обращают внимание. "У мужчин нет менструации, поэтому проблеме не уделяют достаточно внимания. Я считаю, что менструальную боль необходимо лечить, так же как и любую другую боль", – говорит Гийбо. К тому же, симптомы могут ослабевать после родов (хотя, опять же, никто не знает почему). Гийбо добавляет, что поскольку "мать природа" может решить эту проблему, ученые, которые хотят сделать себе имя, не считают ее достаточно важной, чтобы сосредоточить на ней свои исследования.
Это равнодушие приводит к тому, что практикующие врач_ини зачастую не готовы к тому, чтобы воспринимать менструальную боль всерьез. Гийбо добавляет: "Я думаю, это случается с врач_инями любого гендера. С одной стороны, у мужчин нет опыта такой боли, поэтому они недооценивают ее. Но я думаю, что некоторые женщины также скептически настроены по отношению к пациент_кам с менструальной болью, потому что либо они сами не испытывают ничего такого, либо испытывают, но считают, что боль нужно просто терпеть".
Менструальная боль не опасна для жизни, но это болезненное состояние, которое мешает нам жить полноценно. Как же нам исправить ситуацию?
Легро говорит, что необходимо специальное лобби, которое обратит внимание на необходимость исследований, – без него ученые не задумаются о менструальной боли. Также он отмечает, что общественная дискуссия по этой теме практически отсутствует. Например, по его словам, в США некоторые телевизионные каналы отказываются использовать в эфире слова "вагина" и "менструальное кровотечение", что делает обсуждение болезненных менструаций практически невозможным. "Мы живем в стране, которая не хочет упоминать такие заболевания, потому что они могут заставить нас думать о сексе, абортах, эмбрионах – всех этих "плохих" вещах", – говорит Легро. Судя по возможностям лечения и наличию медицинской информации в остальном мире, в других странах дела обстоят не лучше.
По словам Легро, решение проблемы заключается в том, чтобы люди, страдающие от менструальной боли, прервали свое молчание и начали рассказывать о своем опыте. Менструальная боль касается миллионов, и о ней необходимо говорить. "Необходимо делать об этом ток-шоу на крупных телеканалах", – говорит он. – "Здесь нечего стесняться, это распространенное заболевание, и его нельзя игнорировать".
Так что если у тебя болезненные менструации, не надо терпеть молча: расскажи своему гинекологу, своим друзьям, своим коллегам. Нам необходимо говорить о менструальной боли достаточно громко и долго, чтобы заставить врач_инь найти адекватное лечение.
_____
[*] Прим. CYP: Формулировка данного высказывания вызвала у нас сомнения, поэтому мы решили дополнить его научными данными. Поскольку было обнаружено, что эстроген и прогестерон могут влиять на развитие некоторых видов рака, исследователь_ницы провели и до сих пор проводят многочисленные исследования, пытающиеся установить связь между развитием рака и применением ОК, которые содержат означенные гормоны или их синтетические аналоги. Результаты исследований часто противоречивы, но в целом вырисовывается следующая картина: применение ОК слегка снижает риск рака яичников и карциномы эндометрия, но слегка повышает риск рака груди и рака шейки матки. Также исследования указывают на то, что применение ОК слегка повышает риск образования доброкачественных опухолей в печени, которые редко переходят в злокачественные. По поводу повышения риска рака печени разные исследования приходят к разным заключениям. Отмечается также, что в течение десяти лет после прекращения приема ОК риск заболевания раком возвращается на предыдущий уровень (т.е. тот, который был до начала приема). Обзор исследований (к сожалению, только на английском) здесь: vk.cc/4OzhpZ.
Также исследования указывают на тот факт, что прием оральных контрацептивов несколько увеличивает риск тромбоза, причем препараты на основе этинилэстрадиола повышают риск тромбоза больше, чем препараты на основе левоноргестрела. Обзор исследований (на английском) здесь: vk.cc/4OzujN.
Мы хотим еще раз обратить ваше внимание на то, что речь идет о незначительном повышении риска развития заболеваний в некоторых случаях, а не о том, что оральные контрацептивы неизбежно приводят к ним. При существующих рисках, оральные контрацептивы тем не менее признаются самым современным и надежным средством контрацепции, который помогает множеству людей. ОК, как и любые другие лекарства, имеют свои побочные эффекты и противопоказания, поэтому перед началом приема необходимо проконсультироваться с вашей гинеколог_иней, в особенности, если у вас в семье были случаи рака груди или рака шейки матки, если вы курите или имеете предрасположенность к тромбозу.
|
</> |