Механизм эксплуатации и Главный закон капитализма
new_rabochy — 30.09.2023
Механизм эксплуатации рабочих при капитализме заключается не в том,
что капиталисты "не доплачивают" рабочим. Думать, что если
капитализм будет не авторитарный, и капиталисты вместо "не
доплачивать" будут "доплачивать", то всё будет хорошо и
эксплуатации не будет - это заблуждение. Так думали анархисты,
тред-юнионисты ("экономисты", ответвление социал-демократии во
времена Ленина) и друзья Прудона, которые были подобрее, - сам
Прудон думал, что рабочие не должны требовать повышения заработной
платы, потому что, как и сейчас, "вокруг тяжелая экономическая
ситуация, производства и их хозяева и так еле справляются, а тут
еще рабочие со своими требованиями...", эти взгляды он и излагал.
Но бог с ним.
Главное, что больше рабочим платят или меньше - это никак не
меняет "механизм капиталистической эксплуатации". Поэтому думать,
что "эксплуатация это когда недоплачивают" - это бытовуха и
непонимание Маркса.
Сотни тысяч и миллионы людей "излагают" первый том Капитала, -
но все, что они излагают - это свое "бытовое" понимание первого
тома. Которое есть "не-понимание". Иначе бы Ленин не писал: "Прошла
1/2 века и, оказывается, никто так и не понял Маркса".
Механизм капиталистической эксплуатации - очень тонок,
метафизичен. Он заключается в том, что каждый "товар" обладает
несколькими "онтологическими статусами" ("способами
существования"). И когда ты покупаешь его в одном статусе, ты
приобретаешь его и во всех других статусах - а они различны,
обладают различными свойствами, и подмена одного из них другим
(речь идет об "онтологических статусах") - не заметна глазу
обычного обывателя. Она заметна только глазу диалектического
философа, т.е. философа, чье мышление работает на базе
диалектической логики. Он видит эту подмену и связь ее с
процессами, происходящими в реальности, диалектически понимая как
эти "процессы", так и эти "реальности", что не дает ему запутаться
в "знаках" и "словах", т.е. рассматривая вместо "вещей" лишь
"термины", делать ложные выводы насчет действительности.
Так вот, когда капиталист покупает специфический товар,
который называется "рабочая сила", он делает примерно то же самое,
что и делаете вы, покупая в магазине батарейку. А именно:
Вы покупаете твердый цилиндрический предмет, вещь, стоящую на
полке, блестящую, с надписью, в прозрачной упаковке, такого-то
веса, такой-то длины. Это и есть "онтологический статус" батарейки,
который переходит вам из рук в руки, как только вы заплатили
деньги. Что вы будете с ним делать... - хоть выкиньте! - вы купили,
он ваш, делайте что хотите.
Вы можете его перепродать. Т.е. превратить онтологический
статус батарейки в "товар для продажи", и вынести его на рынок. Там
его купят, опять превратив в онтологический статус "цилиндрический
предмет, твердый, блестящий, в меру тяжелый", или арестуют вас,
превратив ваш онтологический статус батарейки в свой -
"контрабанда, нарушение правил торговли". Все эти онтологические
статусы живут в отдельных "реальностях", в отдельных "бытийных
пространствах". Как некие бестелесные "сущности", обитающие в
отдельных, параллельных под-пространствах...
Это всё игры культуры. Это суть культуры. Вне ее ничего это
нет, не существует.
Но предположим вы решили не перепродавать батарейку, а
использовать ее. Вы тут же меняет ее онтологический статус на "то,
что если сюда всунуть, фонарик начнет работать". (Все предыдущие
онтологические статусы батарейки, и еще миллион других, вас сейчас
не интересуют, но заметим, что они никуда не делись, они
по-прежнему живут в своих пространствах, просто
притаились...)
Я, как философ, предлагаю вам изменить ее онтологический
статус на "порция света, которую вы будете использовать по частям в
течение какого-то времени". Идет?
Зачем.
Во-первых, отметим, что за "порцию света" - как за ее
отдельные части, так и за всю в целом - вам не придется
доплачивать. В магазине вы купили "коричневый цилиндр", заплатили
за него, а "порция света", хоть белым светящимся цилиндром ее
представьте, хоть лучом - бесплатно. Дополнительно. В качестве
бесплатного приложения. ...Помните, я говорил: покупаешь один
онтологический статус, получаешь в приложение в нему бесплатно -
все статусы!
Во-вторых. Батарейка в статусе "твердый предмет" - это
рабочий. Батарейка в статусе "порция света" - это его "рабочая
сила".
Когда Будда "говорит о пылинках", он "говорит совсем не о
пылинках", это и называется, что "Будда говорит о пылинках". (с)
"Алмазная Сутра".
Когда ты покупаешь "рабочего на время для ограниченного
законами и правилами функционального использования", ты покупаешь
совсем не "рабочего", а "его рабочую силу", это и называется
"купить рабочего". Это онтология.
Поясним:
Когда ты купил батарейку в статусе "твердый рабочий", то
статус "порция энергии" тебе прилагается бесплатно.
Это культура. Это разные онтологические статусы "объектов" в
теле культуры. Это совокупность различных "онтологических
пространств", в которых каждый "объект" пребывает одновременно и
параллельно. Это суть культуры.
"Купил батарейку" означает "взял какое-то количество
стоимостей, принадлежащих тебе, и обменял их на твердый цилиндр
(твердого рабочего), после чего он стал принадлежать тебе".
Одновременно тебе бесплатно приложили "порцию энергии".
Эта "порция энергии" - волшебная. Когда она горит, как свеча,
то в параллельном пространстве создаются "стоимости".
И на твое счастье, создается этих стоимостей (принадлежащих
тебе!) больше, чем ты потратил при покупке этой "свечи".
Еще раз:
"Принадлежащих тебе стоимостей" в конце процесса создается
больше, чем ты потратил "принадлежащих тебе стоимостей" в начале
процесса. Понимаешь?.. Пока ты будешь их покупать и жечь, ты будешь
все время богатеть. В этом главный закон капитала и капитализма. В
этом заключается Механизм эксплуатации при капитализме.
А что же батарейки, рабочие?
Для производства товара "твердый рабочий" (который продается
под брендом "рабочая сила") нужно такое-то количество еды, одежды,
жилья, образования, лечения, отдыха, газет и дополнительного всего
этого для выращивания "потомства".
Все эти элементы есть произведенные ранее стоимости. А каждая
стоимость - это отражение в параллельном пространстве акта сгорания
части "свечи".
Общая "стоимость" любого товара представляет сумму всех
созданных ранее стоимостей (являющихся элементами производства
товара), к которым добавляется "последняя стоимость",
представляющая собой "кусок сгоревшей свечи" на этапе окончательной
сборки товара.
На рынке, где количество транзакций стремится к бесконечности,
"цена" товара стремится к его "стоимости". Это и есть закон высшей
справедливости при капитализме - закон "эквивалентного обмена". Его
суть: за твой "товар" (принадлежащую тебе стоимость, воплощенную в
конкретной форме) я даю справедливую "цену" (точно такую же
стоимость, воплощенную в другой конкретной форме).
Цена товара "рабочая сила" ("твердого рабочего"), равная его
"стоимости", является "справедливой" ценой (так же, как и для
любого другого товара) и высшим уровнем цены. Важно, что по-другому
при капитализме и быть не может по причине:
Как только "цена" какого-либо товара превышает его
"стоимость", это означает, что производство и продажа этого товара
дают повышенную прибыль, и весь капиталистический рынок
устремляется в эту нишу, чтобы получить эту прибыль (произвести и
продать этот товар), что ведет к быстрому выравниванию прибыльности
в соответствии с общественной нормой и опускания цены до уровня
стоимости.
Вывод:
Рабочие никогда не заметят механизма эксплуатации при
капитализме. Всё, что они будут видеть - это:
- справедливую цену за свой труд (меньшинство;
квалифицированные рабочие)
- несправедливую цену, но возможность сделать ее справедливой
за счет борьбы или повышения квалификации (большинство,
неквалифицированные или недостаточно квалифицированные
рабочие).
Это всегда будет выражаться в профсоюзной борьбе
(тред-юнионизм).
Для того, чтобы видеть механизм эксплуатации при капитализме
нужно обладать мышлением на основе диалектической логики, и именно
этим занимались Маркс и Ленин, называя это "привнесением в рабочее
движение теоретических идей социализма".
Александр Клейн
Рис.: Кл.