"Мефкуре" - малоприятный инциндент из истории советского подплава.
olt_z_s — 05.08.2017 Сегодня очередная годовщина печально известной атаки советской подлодки Щ-215 турецкого судна "Мефкуре, произошедшая на Черном море и приведшая к многочисленным жертвам. 30 июля 1944 года Щ-215 вышла из Батуми в 21-00 в очередной поход, который был 14-м в за ее карьеру боевой субмарины. Лодку шла в поход с новым командиром - капитаном 3 ранга Стрижаком Александром Ивановичем, который был назначен на эту должность месяцем ранее, сменив прежнего командира - героя Совесткого Союза капитана 3 ранга Михаила Васильевича Грешилова.Щ-215
Биографическая справка - Стрижак Александр Иванович
Родился 21 февраля 1908 года.
Капитан 2 ранга
Образование: Военно-морское училище (1933), Курсы командного состава Учебного отряда подводного плавания им. Кирова (1936).
Карьера: штурман «А-1» (1933 – 1935), помощник командира «А-4» (1936 – 1938), командир «М-54» (февраль 1938 – 19 марта 1939). К началу Великой Отечественной войны капитан-лейтенант, командир ПЛ «Щ-201» (с 19 марта 1939). В сентябре 1942 года арестован и осужден военным трибуналом на 10 лет лишения свободы с отсрочкой исполнения приговора и посылкой на фронт. Командир ПЛ «М-113» (28 августа 1943 – 8 февраля 1944), «М-120» (3 февраля 1944 – 9 июня 1944), «Щ-215» (9 июня 1944 – 22 октября 1945). Подводные лодки под его командованием совершили 15 боевых походов, в двух торпедных а одной артиллерийской атаке потоплены болгарская и турецкая шхуны. После окончания войны – преподаватель школы Учебного отряда ЧФ (1945 – 1949), начальник полигона (1949 – 1953).
Награжден орденом Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны I степени, орденом Красной Звезды, медалями.
Схема нарезки позиций ПЛ ЧФ с 19 июня по 7 августа 1944 года
Изначально Стрижак получил приказ идти в район Босфора (позиция №23), однако 2 августа Щ-215 получила новый приказ изменить курс и идти в район Варны (позиция № 22), куда она прибыла в 03:22 4 августа 1944 года. В ночь на 5 августа, следуя вдоль побережья в районе болгаро-турецкой границы, подводная лодка обнаружила 500-тонную шхуну, буксировавшую за собой баркас. После наблюдения за судном, командир субмарины установил, что на нем находились около двух сотен вооруженных людей. Не пытаясь установить флаг цели и её принадлежность к стране, Стрижак атаковал судно. С дистанции 5 – 7 кабельтовых Щ-215 открыла по цели огонь из артиллерии и стрелкового оружия. Обстрел длился с 01:20 до 01:57. за это время лодка израсходовала 90 45-мм снарядов, 100 патронов к ДШК и 650 патронов 7,62 мм. В результате атаки шхуна и баркас были потоплены.
Как оказалось, целью Щ-215 стало турецкое судно "Мефкуре", имевшее порт приписки Стамбул. Что именно из себя представляло это судно - непонятно. Несмотря на то, что оно было идентифицировано, как шхуна, то есть парусное судно, есть данные, что "Мефкуре" было деревянным моторным судном водоизмещением в 120 тонн, построенным в 1929 году. Было ли оно парусно-моторной шхуной или нет, не ясно.
"Мефкуре" было одни из трех судов ("Мефкуре", "Бюльбюль" и "Морина"), покинувших Констанцу 3 августа с тысячью еврейских беженцев на борту и державших курс на Босфор. Точное количество людей на "Мефкуре" неизвестно: можно предположить, что там было от 310 до 320 человек с учетом экипажа. После обстрела с Щ-215 судно загорелось и начало тонуть. Как утверждало в своем ежедневном бюллетене "Еврейское телеграфное агенство" (выходившее в США) от 22 августа 1944 года , первые снаряды поразили машинное отделение, что вызвало пожар. Люди на судне прыгали в воду под под огнем из пулеметов. В результате удалось спастись только шести членам экипажа, включая капитана и пяти пассажирам. Судя по всему, члены экипажа успели спустить шлюпку, которая и стала спасением для 11 человек.
Любопытно, что в 1944 году первоначально потопление "Мефкуре" приписывалось немцам, но годами позже стало известно, что виновницей гибели турецкого судна стала советская подлодка Щ-215. Стоит отметить, что атака Стрижака вызывает некоторые вопросы:
Неизвестно было ли освещено турецкое судно перед атакой, как положено нейтральному судну.
Неизвестно проводила ли Щ-215 поиск выживших
Неизвестно было ли в курсе турецкое правительство факта таких перевозок или это были частный фрахт.
Стоит отметить, что утверждение о намеренном потоплении судна с еврейскими беженцами, вряд ли соответствует действительности. Действия лодки скорее попадают под условия неограниченной подводной войны, где топится все в зоне блокады невзирая на флаги. Очевидно, что одной из причин, приведших к такому количеству жертв, стала ошибка в опознании цели. Не разобравшись толком с её идентификацией и, совершив ошибку в идентификации людей на судне в ночное время, Стрижак приказал открыть огонь, считая, что на судне находятся вооруженные люди.
Безусловно, что это страшная ошибка, но не единственная за историю Второй Мировой войны. Точно такая же ошибка стала причиной гибели около 300 человек в Арктике. 17 августа 1942 года в Печерском море немецкая подлодка U 209 разгромила караван НКВД, потопив баржу П-4, перевозившую три сотни заключенных. Тогда командир U 209 Генрих Бродда принял зеков за солдат и расстрелял баржу, что привело к гибели почти всех на нее борту. Кроме этого, стоит отметить, что и союзнические подлодки также порой не особо церемонились с опознаванием целей в зоне боевых действий, что также приводило к трагедиям. Поэтому с точки зрения безжалостной статистики эпизод с "Мефкуре" не является чем-то ярко выделяющимся от других случаев в других флотах, несмотря, что с эмоциональной точки зрения - это трагедия, безусловно.
И тем не менее, сам эпизод с атакой "Мефкуре" не является приятным для советского подплава времен Великой Отечественной. Ошибка Стрижака привела к потоплению нейтрального судна с большим количеством жертв среди его пассажиров. Но называть это преднамеренным злодейством не стоит. Как справедливо отметил Мирослав Морозов в своей книге "Щуки" легенды советского подводного флота": "Истинной причиной этих и других нарушений законов войны на море стали неудовлетворительная работа наше разведки и отсутствие какой-либо подготовки командиров в международно-правовых вопросах".
С этим сложно не согласится, так как несмотря на то, что фактически виновником трагедии стал Стрижак, но ответственность за его действия также лежит и на командовании советских ВМС, так и не сумевших грамотно подготовить своих командиров к условиям ведения ограниченной подводной войны. Стоит отметить, что инцидент с "Мефкуре" не первый случай, когда советские подводники нарушали правила ведения войны на море и подводной войны. К сожалению, такие инциденты, как случай с эстонским 'пароходом "Кассари" в 1939 году ничему не научили, что привело к случившемуся 5 августа 1944 года.
В окончании хотелось бы отметить, что подводная война всегда была безжалостна к своим участникам. Здесь уместно было бы вспомнить английского писателя Н. Монсеррата:
"Никто, кроме маньяка, садиста или романтика моря, не может выступить в защиту подводной войны. Это жестокая и отвратительная форма человеческого поведения независимо от того, применяется ли она нами или немцами. Это предательство, под каким бы флагом оно ни выступало. По известной англо-американской иллюзии, немецкие подлодки отвратительны, наши – совсем другие, даже чудесные. (Это самозаблуждение не подтверждается теми, кто сам побывал под прицелом торпеды.) Конечно, это оборотная сторона медали. Нельзя отрицать, что подводники любой страны – храбрые и умелые люди. Они приучены выполнять свое дело в условиях настоящей опасности, в чем, возможно, и проявляется настоящее мужество. Но то, что составляет дело их жизни, – убийство тайком, без предупреждения и без пощады – является злом в той же мере, как и мастерством".
С уважением к своим читателям.
Как обычно над разбором корпел Владимир Нагирняк.
Источники и литература
http://www.sovboat.ru
http://submarine-at-war.ru
http://uboat.net
http://www.jta.org/1944/08/22/archive/war-refugee-board-confirms-report-that-sinking-of-mefkure-by-germans-was-deliberate
http://www.jewishgen.org/databases/Holocaust/0179_Sinking_of_Mefkure.html
https://en.wikipedia.org/wiki/MV_Mefk%C3%BCre
Морозов М.Э. – Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Летопись боевых походов. Часть 2. Черноморский флот. – М.: изд. "Стратегия КМ", 2003. – 96 с.: ил.
Морозов М.Э. Кулагин К.Л. Щуки" легенды советского подводного флота" - М. Коллекция, Яуза, ЭКСМО. 2008
U-boat 977 Воспоминания капитана немецкой субмарины, последнего убежища Адольфа Гитлера. - М.: Центрполиграф, 2002.