Медальоны Северного речного вокзала
dmitry-sasin — 30.08.2024 При реконструкции здания Северного речного вокзала были отреставрированы и фарфоровые медальоны-тарелки, украшающие две стороны фасада: восточную, обращённую в сторону парка и западную, которая смотрит на Химкинское водохранилище. На каждой стороне по 12 медальонов. Они являются не просто абстрактными украшениями, а имеют историческую подоплёку и реальные прототипы.24 медальона диаметром около полутора метров были изготовлены на ленинградском фарфоровом заводе коллективом скульпторов и художников под руководством Натальи Яковлевны Данько.
Будем рассматривать медальоны снизу вверх слева направо.
«Ледокол «Красин». Скульптура и роспись И.И. Ризнича
Ледокол построен на английской верфи в 1916-м году и поначалу назывался "Святогор". С 1917-го года служил на Ледовитом океане, но в 1922-м англичане его забрали, т.к. окончательный расчёт по контракту не был произведён. В 1922-м долг закрыли и ледокол вернули. В 1927-м он стал Красиным. После модернизации работал ледоколом ещё до 1972-го года, затем переведён в разряд научно-исследовательских судов, в 1989-м вышел на пенсию.
2. «Подводная лодка». Скульптура и роспись И.И. Ризнича. Скорее всего на переднем плане лодка серии Щ - "Щука" под номером 21. Но автор не совсем точно изобразил подлодку. Впрочем, это не так и важно.
3. «Сигнальные флаги». Скульптура и роспись И.И. Ризнича.
Верхний флаг – Шлюпочный, либо, по международному стандарту — Все должны быть на борту, судно скоро снимается (Papa). Средний флаг – 1-й дополнительный, либо, по международному стандарту – Мне требуется медицинская помощь (Whiskey). Нижний флаг мне не известен, скорее всего это фантазия художника. Но в некомпетентности автора обвинить сложно, он проходил срочную службу на ВМФ.
4. «Аванпорт». Скульптор М.Н. Мох, роспись М.Н. Моха и Т.Н. Безпаловой-Михалевой
Здесь всё ясно: Иваньковский гидроузел, плотина, шлюз № 1, два памятника - Ленин и Сталин. В центре - 1-й Технический залив, в котором мы как-то ночевали на яхте после прохождения шлюзов. Изображено ещё два моста через канал, которых по факту нет, а есть паромная переправа.
5. «Теплоход «Абхазия». Скульптор Т.С. Кучкина, роспись И.И. Ризнича
Это наиболее распространенный и современный на тот момент «крымский» проект пассажирских судов Черноморского морского пароходства. Всего было построено 6 судов данной серии — «Абхазия», «Аджария», «Армения», «Украина», «Крым» и «Грузия».
6. «Линкор «Марат». Скульптор М.Н. Мох, роспись И.И. Ризнича.
Линкор "Петропавловск" серии "Севастополь" был заложен в 1909-м году. Поучаствовал во всех войнах своего времени. "Маратом" стал в 1921-м. В 1943 уже сильно повреждённому под Ленинградом линкору вернули первое имя. Но на момент изготовления барельефа он был "Маратом".
7. «Мост». Скульптор Кейнер, роспись И.И. Ризнича
Мы уже видели на одном из медальонов два несуществующих моста через канал. Но три моста такого вида построены были: на Рогачёвском шоссе и два на Дмитровском - в Хлебниково и Яхроме. Знал ли художник, что хождение под парусом на канале запрещено? Если знал, то это скорее всего мост в Хлебниково, там Клязьминское водохранилище и мы, будучи студентами, к мосту на "Эмке" подходили.
8. «Волжский теплоход». Скульптура и роспись М.Н. Моха
Данная серия теплоходов строилась в Горьком специально для того, чтобы их можно было использовать на канале им. Москвы. Чтобы они могли проходить под мостами высотой до 14 м над уровнем воды. Но на фоне - горы, скорее всего. автор имел ввиду Жигулёвские.
9. «Крейсер «Аврора». Скульптура и роспись И.И. Ризнича. Кому, как не кораблю революции занять место на стене в её двадцатую годовщину.
10. «Первый полёт над Северным полюсом». Скульптура и роспись И.И. Ризнича
Здесь автор сам написал название работы. На крыле и фюзеляже даже читается бортовой номер самолёта Н-171 и надпись "Авиарктика" на носу. Это реальный самолёт, АНТ-6, заводской номер 22700, знаменитый самолёт советской полярной авиации, который в мае-июне 1937 года под командованием Василия Сергеевича Молокова (1895-1982) достиг Северного полюса и совершил высадку людей и оборудования экспедиции «Северный полюс — 1» под управлением Ивана Дмитриевича Папанина. Другим известным подвигом было снятие со льдов экипажа затонувшего парохода «Челюскин» в 1934 году. Но на такие торосы, какие изобразил художник, самолёт бы никогда не сел.
11. «Парусник «Товарищ». Скульптор К.С. Рыжов, роспись И.И. Ризнича.
Барк "Товарищ" был построен в Англии в 1892-м году и под именем "Лористон" возил грузы из Индии в метрополию. В 1914-м его купила Россия, он использовался как буксируемая баржа для перевозки рельсов и других стратегических грузов из Англии в Архангельск. Затем был базой снабжения углём эскадры минных тральщиков. Погиб в Великую Отечественную.
12. «Якоря». Скульптура и роспись И.И. Ризнича
Крест-накрест два самых распространённых типа якорей: адмиралтейский и Холла. Первый уже давно не применяется.
О двенадцати медальонах западного фасада поговорим в другой раз.
|
</> |