Майя Салавиц, Брюс Перри "Мальчик, которого растили как собаку"

топ 100 блогов fem_books14.03.2025 Не знала, что у нас можно постить книги, где женщина соавтор.)
Тогда вот это эпохальное произведение о том, как лечить детей от ПТСР.
Брюс Перри - психиатр, который работал с детьми, а Майя Салавиц (или Шалавиц, у нас переводят по-разному) - журналистка, специализирущаяся на психологии зависимостей, которая, собственно, эту книгу написала.
Закончила Колумбийский университет.
В подростковом возрасте употребляла кокаин и героин, позднее справилась с проблемой наркомании и начала ее изучать.

В соавторстве с Перри она также написала книгу Born for love: Why Empathy is Essential - and Endengered («Рождённый для любви: почему сопереживание необходимо — и почему его всё меньше», на русский не переведена).
У нее есть и ее собственные книги, без соавторства:
- Help at Any Cost: How the Troubled-Teen Industry Cons Parents and Hurts Kids (на русский не переведена, «Помощь любой ценой: как индустрия помощи трудным подросткам обманывает родителей и причиняет вред детям»)
- Unbroken Brain: A Revolutionary New Way of Understanding Addiction (на русский переведена под заглавием "Жизнь и ее суррогаты: как формируется зависимость")
- Undoing Drugs: the Untold Story of Harm Reduction and the Future of Addiction( на русский не переведена, «Отказ от наркотиков: нерассказанная история снижения вреда и будущее зависимости»)

Но вернемся к "Мальчику, которого растили как собаку". Книга потрясает. И даже не ужасными историями детей (инцест, изнасилование, пренебрежение, издевательства, присутствие при убийстве матери, эвакуация из секты, спасение из российского Дома малютки, то самое детство с собаками и т.д.). А тем, что в Америке 90х вообще не умеют и не хотят лечить детские травмы, считается, что "детская психика очень пластична, дети все мгновенно забывают и радуются жизни". И это несмотря на то, что уже давно ведется работа с ветеранами вьетнамской войны и понятие ПТСР уже существует! Но с детьми никакая работа не ведется. И это не какие-то дремучие 50е, это гуманистические 90е!!! Ну уж если в Моссовете (с)...


— Итак, — сказал доктор Стайн, — девочка невнимательна на уроках, у нее проблемы со сверстниками и с дисциплиной. Она импульсивна и ведет себя вызывающе. Я предлагаю считать, что ее случай подходит под диагноз «синдром дефицита внимания» (СДВ) и как «оппозиционновызывающее расстройство» (ОВР).
— М-да. Может, и так, — сказал я, но мне это не показалось правильным. Проблемы Тины были либо чем-то большим, либо чем-то совсем отличным от того, что предлагали диагностические ярлыки. Ярлык «оппозиционно-вызывающее» тоже, считал я, ведет в неправильном направлению, если учесть, что «непослушание» Тины могло быть результатом пережитого стресса. Не могло ли в ее голове все перепутаться, так что сексуальные игры со взрослыми и сверстниками на глазах у всех казались ей нормальным явлением? И что насчет ее задержки развития речи? А если у нее действительно был синдром дефицита внимания, не могло ли в этом сыграть важную роль пережитое ей сексуальное насилие? И не давало ли это обстоятельство ключ к пониманию того, как следует ее лечить? Однако я не задавал подобных вопросов доктору Стайну, а просто кивал головой, как бы размышляя над тем, что он сказал.
— Идите и почитайте, что говорит психофармакология про лечение СДВ, — сказал доктор Стайн. Я ушел от доктора Стайна с чувством разочарования: и вот это-то и означает быть детским психиатром? Я не знал, насколько глубокими могут быть проблемы детей, которых мне приходилось наблюдать. Они могли оказаться в социальной изоляции, иметь задержки в развитии, перенести крайне жестокое обращение, а их направляли в нашу клинику, чтобы мы «исправили» то, что мы просто не могли исправить с помощью имеющихся в нашем распоряжении средств. Как могли несколько часов терапии в месяц и разные «полезные» рекомендации изменить поведение Тины и ее представления о мире? Неужели доктор Стайн на самом деле верил, что риталин и некоторые другие лекарства для лечения СДВ могут разрешить проблемы этой девочки?



Доктор пытается найти пути помощи детям. Часто это очень простое, подсказанное здравым смыслом: терпеливо быть рядом (привет, Маленький принц!), давать детям инициативу общения, обнимать, говорить, вместе играть и рисовать, чутко сворачивать общение при выходе на триггеры, выстраивать жизнь ребенка понятным для него образом, с расписанием, ритуалами и привычками. В книге подробно рассказаны истории десяти детей. Кому-то получилось помочь, кому-то не очень, все честно...В процессе расказывания историй объясняется как работает мозг во время травмы и после нее, как он травмируется и что с этим можно делать.

ОЧЕНЬ понравилось, что в книге подчеркивается важность построения поддерживающей среды и вообще ответственность общества за травмы детей, за бедность и безысходность жизни их родителей. К сожалению, редко в психологических книжках на это обращают внимание. Когда Перри поехал в школу к ребенку, ранее усыновленному из российского Дома малютки, чтобы объяснить одноклассникам, почему он так странно себя ведет, аж слезы навернулись...


— Я друг Питера, — начал я. — Я изучаю мозг, и Питер попросил меня приехать из Хьюстона и рассказать вам о мозге то, что я рассказал ему.
Я попросил Питера выйти ко мне и быть моим ассистентом в ходе лекции.
Я рассказал первоклассникам о мозге, о том, что в некотором роде он действует как мышца. Я напомнил, как они учили алфавит в школе, и рассказал о пользе повторения. Я сообщил, что у них много других подобных «мышц» в голове, и им тоже необходимо уделить определенное внимание, чтобы они выросли большими и сильными. Рассказал о том, как развивается мозг и что заставляет мозг человека работать, сделав акцент на происходящие при этом изменения.
Я рассказал, насколько важно для маленького ребенка, чтобы его мозг в процессе развития получал стимулы от прикосновений, разговоров и взаимодействия с людьми. Я рассказал им то же самое, что я говорю родителям, судьям, педиатрам и своим сотрудникам, только чуть проще.
— Мы приглашали Питера в нашу клинику в Хьюстоне, потому что хотели изучить его удивительный мозг.
Дети посмотрели на Питера.
— Дело в том, что когда он был маленьким, то первые три года он непрерывно оставался в своей кроватке.
Казалось, что детям интересно, но не очень понятно.
— Он родился в другой стране, где многого не знают о нашем мозге. Его родители не могли быть с ним, поэтому Питер попал в детский дом, когда был совсем маленьким. В этом детском доме каждый ребенок помещался в кроватку, и она становилась его домом. Дети не могли передвигаться, ползать, даже стоять, чтобы потом научиться ходить. До того момента, когда за ним приехали родители — а ему было уже три года, — он никогда не мог походить, поиграть с друзьями, обнять любимого взрослого человека. Его мозг не получал стимулов.
В классе было абсолютно тихо, двадцать шесть шестилетних детей не двигались, не разговаривали, не возились.
— А потом, когда ему исполнилось три года, приехали его новые родители и забрали его в Талсу.
Я сделал паузу, чтобы напряжение немного спало.
— И тогда удивительный мозг Питера начал осваивать так много нового. Хотя он никогда не слышал английскую речь раньше, он выучил английский всего за пару лет. Раньше у него не было возможности ходить, бегать и прыгать, но он всему этому научился. И поэтому мы хотели встретиться с Питером, чтобы понять, как человек, которому так тяжело пришлось в начале жизни, может достичь такого уровня.
В конце выступления я сказал:
— Среди прочего мы узнали, что каждый день в школе Питер многое узнает от вас. Он смотрит, как вы поступаете, он учится у вас, играя с вами и просто будучи вашим другом. Спасибо вам за то, что вы ему помогаете. И спасибо, что разрешили мне прийти к вам и поговорить о человеческом мозге.
Это был короткий и несложный разговор. Я старался неизвестное — Питера — сделать менее пугающим для детей. И со временем проступила естественно присущая им доброта. Перестав быть странным и отталкивающим, Питер стал популярен, настолько популярен, что одноклассники спорили за право сидеть с ним, быть его партнером, быть с ним в одной группе. Самые умные и сильные дети в классе уделяли ему особое внимание, и их пример полностью изменил ситуацию. Они приняли его, защищали его и в конечном итоге обеспечили ему тот терапевтический опыт, который помогал ему догнать их.



Майя Салавиц, Брюс Перри Мальчик, которого растили как собаку l7a1su1qrljiedqrm9eerus1ef.jpg Майя Салавиц, Брюс Перри Мальчик, которого растили как собаку kniga_malchik_kotorogo_rastili_kak_sobaku_perri_b_salavits_m_1617951833_1.jpg

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Джентльмен самозабвенно хлюпал своим пятичасовым чаем, не обращая никакого внимания на осуждающие взгляды Леди. - Хорошая сегодня погода, не так ли? - спросила Леди и швырнула сахарницей в голову Джентльмена. - Уыыыааайййяя! - взвыл Джентльмен. - ...
Эти клубни, растущие под землей среди корней деревьев, – один из самых дорогих деликатесов. За один килограмм белого трюфеля платят от трех тысяч евро, а среди рекордных цифр – проданный на аукционе в 2010 году трюфель: его цена тогда составила 338 тысяч евро. Признанными лидерами ...
Есть у меня одна зависимость. Если нужно поработать, вне стен работы, иду в кафе. Дома не могу. Даже тексты для ЖЖ, в основном были написаны в кафе. А какие у вас зависимости? ...
Вот объясните мне, уважаемые владельцы гламурных кредитных пузотёров новых, красивых и дорогих автомобилей. Какого, собственно, мужского полового органа вы настолько трясётесь за ЛКП своих повозок, создавая вот такие ситуации? Часа два они ...
Советский и российский певец, музыкант и композитор Сергей Григорьевич Беликов родился 25 октября 1954 года в Красногорске, Московской области, РСФСР, СССР. В 1999 году ему было ...