рейтинг блогов

Материализм и история. Ч.1

топ 100 блогов 1957_anti07.12.2021

- А бубен нужно держать в левой руке? Или это не имеет значения?
- Как это не имеет? Метеорология – это точная наука!
- В левой.
(Мультфильм Смешарики, 47 серия «Метеорология»)

Введение. Откуда корни растут

Идеализм и метафизичность современной науки просто зашкаливают. Казалось бы, уже более ста лет прошло с того момента, когда Ленин в своей работе «Материализм и эмпириокритицизм» (работа вышла аж в 1908 году) раскритиковал такой подход в пользу диалектического материализма, но воз и ныне там. Отсюда отсутствие фундаментальных успехов у ученых практически во всех областях.

Ленин не только проанализировал суть кризиса физики и других наук, но и определил путь выхода из него — усвоение учеными диалектического материализма.

«Этот шаг делает и сделает современная физика, но она идет к единственно верному методу и единственно верной философии естествознания не прямо, а зигзагами, не сознательно, а стихийно, не видя ясно своей «конечной цели», а приближаясь к ней ощупью, шатаясь, иногда даже задом»

 (Ленин, «Материализм и эмпириокритицизм» ПСС том 18, стр. 332).

Ленинская характеристика кризиса физики и определение пути выхода из него имеют важнейшее значение для борьбы против современной идеалистической фальсификации научных открытий, путем применения диалектического материализма в науке в целях ее дальнейшего прогресса. Развитие науки в Сталинском СССР и в социалистическом современном Китае только подтвердили это.

А ленинские определения материи и неисчерпаемости атома давно стали классикой

«Материя, есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них»

(Ленин, «Материализм и эмпириокритицизм» ПСС том 18, стр. 131).

«Электрон так же неисчерпаем, как и атом, природа бесконечна, но она бесконечно существует, и вот это-то единственно категорическое, единственно безусловное признание ее существования вне сознания и ощущения человека и отличает диалектический материализм от релятивистского агностицизма и идеализма»

(Ленин, «Материализм и эмпириокритицизм» ПСС том 18, стр. 277—278).

Ленин раскрыл значение практики в процессе познания как основы и цели по знания, как критерия истины, показал, что точка зрения жизни, практики должна быть первой и основной в теории познания, что она неизбежно приводит к материализму.

«Для Маха же практика — одно, а теория познания совсем другое; их можно поставить рядом, не обусловливая первым второго. «Познание, — говорит Мах в своем последнем сочинении: «Познание и заблуждение» (стр. 115 второго немецкого издания), — есть биологически полезное (förderndes) психическое переживание». «Только успех может отделить познание от заблуждения» (116).

(Ленин, «Материализм и эмпириокритицизм» ПСС том 18, стр. 142).

«Если включить критерий практики в основу теории познания, то мы неизбежно получаем материализм».

«Практика пусть будет материалистична, а теория особая статья, — говорит Мах.»

(Ленин, «Материализм и эмпириокритицизм» ПСС том 18, стр. 143).

«…идя по пути марксовой теории, мы будем приближаться к объективной истине все больше и больше (никогда не исчерпывая ее); идя же по всякому другому пути, мы не можем прийти ни к чему, кроме путаницы и лжи.»

(Ленин, ПСС том 18, стр. 146).

Дал материалистическое понятие пространства и времени.

«Признавая существование объективной реальности, т. е. движущейся материи, независимо от нашего сознания, материализм неизбежно должен признавать также объективную реальность времени и пространства, в отличие, прежде всего, от кантианства, которое в этом вопросе стоит на стороне идеализма, считает время и пространство не объективной реальностью, а формами человеческого созерцания.»

(Ленин, «Материализм и эмпириокритицизм» ПСС том 18, стр. 181).

«У Маха читаем: «Пространство и время суть упорядоченные (или гармонизованные, wohlgeordnete) системы рядов ощущений» («Механика», 3-е нем. изд., стр. 498). Это — явная идеалистическая бессмыслица, неизбежно вытекающая из учения, что тела суть комплексы ощущений. Не человек со своими ощущениями существует в пространстве и времени, а пространство и время существуют в человеке, зависят от человека, порождаются человеком, вот что выходит у Маха.»

(Ленин, «Материализм и эмпириокритицизм» ПСС том 18, стр. 184).

В физике верным путем Ленин видел именно диалектический материализм.

«Основное отличие материалиста от сторонника идеалистической философии состоит в том, что ощущение, восприятие, представление и вообще сознание человека принимается за образ объективной реальности. Мир есть движение этой объективной реальности, отражаемой нашим сознанием.»

(Ленин, «Материализм и эмпириокритицизм» ПСС том 18, стр. 282—283).

«Такова первая причина «физического» идеализма. Реакционные поползновения порождаются самим прогрессом науки. Крупный успех естествознания, приближение к таким однородным и простым элементам материи, законы движения которых допускают математическую обработку, порождает забвение материи математиками. «Материя исчезает», остаются одни уравнения.»

(Ленин, «Материализм и эмпириокритицизм» ПСС том 18, стр. 184).

Все старые истины физики, вплоть до считавшихся бесспорными и незыблемыми, оказываются относительными истинами, - значит, никакой объективной истины, не зависящей от человечества, быть не может. Так рассуждает не только весь махизм, но весь "физический" идеализм вообще. Что из суммы относительных истин в их развитии складывается абсолютная истина, - что относительные истины представляют из себя относительно-верные отражения независимого от человечества объекта, - что эти отражения становятся все более верными, - что в каждой научной истине, несмотря на ее относительность, есть элемент абсолютной истины, - все эти положения, сами собою разумеющиеся для всякого, кто думал над "Анти-Дюрингом" Энгельса, представляют из себя книгу за семью печатями для "современной" теории познания.

(Ленин, «Материализм и эмпириокритицизм» ПСС том 18, стр. 328).

Без диалектического материализма наука может иметь лишь частные успехи и достижения. Ведь:

Для метафизика вещи и их мысленные отражения, понятия, суть отдельные, неизменные, застывшие, раз навсегда данные предметы, подлежащие исследованию один после другого и один независимо от другого. Он мыслит сплошными неопосредствованными противоположностями, речь его состоит из: «да — да, нет — нет; что сверх того, то от лукавого» (Библия, Евангелие от Матфея, глава 5, стих 37.).

Для него вещь или существует или не существует, и точно так же вещь не может быть самой собой и в то же время иной. Положительное и отрицательное абсолютно исключают друг друга; причина и следствие по отношению друг к другу тоже находятся в застывшей противоположности. Этот способ мышления кажется нам на первый взгляд вполне приемлемым потому, что он присущ так называемому здравому человеческому рассудку. Но здравый человеческий рассудок, весьма почтенный спутник в четырёх стенах своего домашнего обихода, переживает самые удивительные приключения, лишь только он отважится выйти на широкий простор исследования.

Метафизический способ понимания, хотя и является правомерным и даже необходимым в известных областях, более или менее обширных, смотря по характеру предмета, рано или поздно достигает каждый раз того предела, за которым он становится односторонним, ограниченным, абстрактным и запутывается в неразрешимых противоречиях, потому что за отдельными вещами он не видит их взаимной связи, за их бытием — их возникновения и исчезновения, из-за их покоя забывает их движение, за деревьями не видит леса.

(Энгельс «Развитие социализма от утопии к науке»)

А теперь я напомню, в чем заключаются метафизичность и идеализм в науке, а также какими принципами должна руководствоваться любая наука.

При метафизическом подходе объекты и явления окружающего мира рассматриваются изолированно друг от друга, без учета их взаимных связей и в постоянном, неизменном состоянии. Диалектический же подход рассматривает объекты и явления в процессе их изменения и развития с учетом всего спектра их взаимосвязей.

«Разложение природы на ее отдельные части, разделение различных процессов и предметов природы на определенные классы, исследование внутреннего строения органических тел по их многообразным анатомическим формам – все это было основным условием тех исполинских успехов, которые были достигнуты в области познания природы за последние четыреста лет», – писал Ф. Энгельс в своей работе «Развитие социализма от утопии к науке».

Конечно, метафизический подход вполне допустим там, где не требуется рассматривать развитие и взаимосвязи предмета исследований.

С точки зрения идеалиста любая наука – это всего лишь созданная кем-то на основе определенных теорий, принципов, источников и авторитетов из научного сообщества непротиворечивая для него и его последователей картина мира. Если такая картина не будет принята авторитетами научного сообщества, она будет признана ненаучной и ложной. Причем, картина мира требует, чтобы в её основании лежал какой-то один основополагающий теоретический принцип, одна идея. Такая картина остается неизменной или меняется на другую целостную картину, принятую за новую основу, и в зависимости от этого мир может описываться совершено по-разному, порой совершенно по-новому, в зависимости от того, какая теория легла в основу этой картины. А теория для идеалистов - это идеальное представление о мире с субъективной позиции.

Любая наука, если она претендует на это звание, должна руководствоваться следующими принципами, работающими только в рамках диалектического материализма с его материалистическим пониманием истории.

  • Принцип объективности окружающего мира. Материалистическая наука должна исходить из того, что мир никем не сотворен, что мир познаваем, что открытие его законов дает возможность человеку использовать их для улучшения своих жизненных условий, призывая его к активной деятельности.
  • Принцип сомнения. Наука должна все подвергать сомнению, потому что без сомнения нет научного прогресса.
  • Принцип очевидности. В объективном мире за исходную точку принимается совершенно очевидное и неопровержимое, а именно материальное производство, поскольку люди в первую очередь должны иметь пишу, одежду и крышу над головой, прежде чем заниматься политикой, философией, наукой, искусством и прочим.
  • Принцип поиска истины. Задача науки заключается в поиске истины, осуществляемым множеством различных путей. Критерием подтверждения истины является практика.
  • Принцип доказательности и аргументированности. Тут и так все понятно. Та же теология ничего не доказывает, поскольку базируется на вере, поэтому она не нуждается в доказательствах.

Тенденции идеализма и метафизики прослеживаются и в физике, и в биологии, и в других областях. Но наиболее явно показывает эти тенденции история.

Почему это произошло, спросите вы? Корни этого растут из того, что молодая советская наука строилась на фундаменте науки Российской империи и других империалистических стран, где, естественно, буйно расцветали цветы метафизики и идеализма. Полностью искоренить их так и не удалось, несмотря на все старание. Научные школы, далекие от диалектического материализма, продолжали существовать и плодили целую армию ученых, которые, бойко цитировав «Материализм и эмпириокритицизм» Ленина, продолжали вбивать в головы студентов и молодых ученых старые истины, и не все из них смогли потом сбросить шоры идеализма и метафизики. И хотя советская наука знает целую плеяду ученых-материалистов и диалектиков, таких как Курчатов (Физика), Лысенко (биология), Брусенцов (информационные технологии) и многих других. Наиболее был страшен идеализм, поскольку материалистическая метафизичность, как я уже говорил, вполне допустима в тех областях, где не требуется рассматривать развитие и взаимосвязи предмета исследований. То есть в частных исследованиях и теориях. Метафизический подход не помешал Королеву создать баллистические ракеты и запустить в космос первые спутники и человека. Метафизический подход не помешал нашим математикам создать оригинальные вычислительные машины и системы, основанные на двоичной логике. Но будущее все же за учеными-материалистами-диалектиками.

Но чтобы понять, как устранить влияние идеализма и метафизики в науке, рассмотрим, как эти тенденции проявлялись в различных областях более подробно. И коснусь я тех областей, которые знаю достаточно хорошо, а именно физику, историю и информационные технологии. У меня есть материалы и по биологии (так называемая борьба Лысенко с «генетиками» и «генетикой»), но в этой области я не являюсь специалистом и потому эту тему затрагивать не буду. В известных же мне областях я готов компетентно отвечать на все вопросы читателей.

Продолжение следует

Плетнев Сергей

Все материалы Сергея Плетнева

Коммунистическое движение имени «Антипартийной группы 1957 года» призывает всех, кто поддерживает нашу программу, вступать в наши ряды и участвовать в строительстве настоящей коммунистической партии.

https://1957anti.ru/about/program
https://1957anti.ru/applying-membership

Материализм и история. Ч.1

Материализм и история. Ч.1

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Подскажу - это не бывший СССР даже. И что интересно, если вы видите бомжей и алкоголиков в России - виновата проклятая рашка и Путин лично. Если вы видите таковых в заморском Валиноре - ну это их лузерский выбор, свободная страна, никто не заставлял ширяться или бухать, боже упаси ...
Посмотрела я номера участников нынешнего Евровидения. Манижа яркая и необычная, исландцы прикольные, киприотка и сербянки горячие, финны трендовые, но украинский номер просто бьет их все на раз! Это ж надо так стильно спеть веснянку! Вот как надо обрабатывать фольклор, всем смотреть и ...
И дня не проходит,что бы "наши" исконики не написали в сообщество пост о гомосеках и прочих пидерастов.(Оксана а есть по этому какая то статистика?) Не менее вдух постов в день,ну а про коменты я просто молчу.. Как не пост,то иксонные коменты крутятся возле жопы и иногда прямо и вылазят ...
Пошла я значицца за продуктами. Да не в соседний магазин, как это у нормальных людей принято. Я ж для того, чтобы намотать свои тыщщи шагов, иду, куда подальше. Глядь, колёса лежат у помойки ничейные. Взяла одно и покатила. Хотела оба схватить. Далеко. Но мы не ищем лёгких путей , ...
Догадался вчера на ночь, что источников доходов у меня нет, но есть источники расходов. Потом передогадался, что источники в этом случае следует заменять на какое -то слово, когда вода уходит без следа в почву. Но слова такого не нашел и потому рассерженно проследовал в свой номер (с) А ...