"Мать пресвятая гильотина". Ко дню рождения В.Г. Белинского
maysuryan — 11.06.2022 Теги: Лебедев11 июня (30 мая) — день рождения Виссариона Григорьевича Белинского (1811—1848). Сейчас нам трудно понять, насколько необычной и нетипичной фигурой был Белинский для николаевской России. То, что он оставался живым и на свободе — это само по себе было уникальным фактом. Ведь, в конце концов, не за что-нибудь, а всего лишь навсего за чтение вслух известного письма Белинского к Гоголю Фёдор Михайлович Достоевский уже после смерти Белинского был арестован, приговорён к смертной казни (!), возле самого эшафота заменённой на каторгу.
Пожалуй, Белинского для своего времени можно назвать «Булгаковым наоборот». Михаил Булгаков в 20-е и 30-е годы посреди Советского Союза, открыто и публично, в романе и на сцене, романтизировал белогвардейцев, зло высмеивал социальные опыты советских профессоров Преображенских и Персиковых. По меткому замечанию Ильи Ильфа: «Что вы хотите от Миши? Он только-только, скрепя сердце, признал отмену крепостного права. А вам надо сделать из него строителя нового общества!».
«Неистовый Виссарион», напротив, посреди самодержавно-крепостнической России Николая I грезил о якобинской революции, о маратовском терроре, говорил на людях, что трижды казнил бы Людовика XVI и т.д. Наверное, спасение от ареста и худшего для него было только в том, что он, как и Булгаков, был в тот момент слишком экстравагантен, даже одиозен, и потому оставался в одиночестве. И власть имущие могли смотреть и на того, и на другого снисходительно, сквозь пальцы, как на странных, но не очень опасных чудаков. Как только таких чудаков стало много — а радикальные идеи, будь то пламенный зов в будущее или такой же зов в прошлое, всегда привлекают внимание и заражают людей — опасность их многократно увеличилась, идиллия кончилась, и Достоевский оказался на эшафоте...
Хотя вода мало-помалу точила камень: к концу XIX века Белинский стал, как сейчас говорят, «культовой фигурой» среди русской интеллигенции, примерно как Булгаков среди интеллигенции советской столетием позже. Сужу об этом, в частности, по такому факту: мой дедушка в день своего 18-летия в 1914 году получил от матери в подарок не что-нибудь, а трёхтомник Белинского с трогательным письмом, где она поясняла, как сочинения критика помогут ему во взрослой жизни. В.И. Ленин говорил о своём чтении в юности: «От доски до доски были прочитаны великолепные очерки Чернышевского об эстетике, искусстве, литературе, и выяснилась революционная фигура Белинского».
В общем, идеи Белинского весомым ручейком, или даже целой бурлящей рекой влились в поток русской революции 1905—1917 годов. (Ну, а идеи Булгакова, если продолжать это сравнение, влились ручейком в общий поток контрреволюции 1985—1991 годов). Почитание Белинского от революционеров целиком унаследовало и советское государство: в 1948 году, к столетию со дня смерти «неистового Виссариона», вышел роскошный сборник рисунков Бориса Лебедева «Белинский в жизни», в 1951 году был снят фильм «Белинский».
Афиша фильма «Белинский». 1951 год
Борис Лебедев. «В.Г. Белинский. Я бы на месте их... трижды казнил Людовика». Из альбома «Белинский в жизни». 1947
Художник проиллюстрировал исторический эпизод, описанный в мемуарах Константином Кавелиным: «Мне рассказывали, что ещё в Москве Белинский, будучи учителем, давал уроки у Мих. Мих. Бакунина, сенатора [дяди будущего анархиста], вероятно, его двум дочерям — Авдотье Михайловне и Прасковье Михайловне. По какому-то случаю у Мих. Мих. был обед, к которому учтивый хозяин дома пригласил и Белинского, пришедшего его поздравить перед обедом. Гости были разные московские сановные старички. Зашёл разговор о французской революции, о казни Людовика XVI. Гости отзывались об этих событиях с ужасом и омерзением. Белинский, читавший в это время историю революции и приходивший в такой восторг, что катался по полу, — молчал глубоко. Хозяин, из учтивости, счёл нужным втянуть в разговор Белинского и имел несчастие спросить его, как он думает об этих событиях. Тогда будто бы Белинский встал и, задыхаясь от страсти и ярости, торжественно вскричал: «Я бы на месте их (то есть вождей революции) трижды казнил Людовика!» Эффект этой фразы на старичков был будто бы потрясающий».
В.Г. Белинский в своём кабинете. Офорт О. Дмитриева. 1948
Весь портрет Виссариона Григорьевича можно составить по такому маленькому штриху из его биографии, сохранённому Тургеневым: «Мы не решили ещё вопроса о существовании Бога, — сказал он мне однажды с горьким упреком, — а вы хотите есть!..» ... Но не пришло бы в голову смеяться тому, кто сам бы слышал, как Белинский произнёс эти слова».
В постсоветской России произведения Белинского, которые изучали в СССР, вычистили из школьной программы, оставив только небольшие цитаты. В 2011 году группа авторитетных учёных и академиков обратилась с письмом к тогдашнему главе государства Дмитрию Медведеву с просьбой вернуть их обратно. Чем закончилось дело, мне сейчас выяснить не удалось, но подозреваю, что в школы Белинский так и не вернулся...
Ещё вспоминается такой эпизод из его биографии. Достоевский как-то встретил больного, осунувшегося Белинского — он умирал от чахотки — на Знаменской площади. Он стоял и смотрел на строительные леса, которые возвышались за забором. Там строился первый в России железнодорожный вокзал Николаевской железной дороги, которая должна была связать Петербург и Москву.
— Я сюда часто захожу взглянуть, как идёт постройка, — сказал он. — Хоть тем сердце отведу, что постою и посмотрю на работу: наконец-то и у нас будет хоть одна железная дорога. Вы не поверите, как эта мысль облегчает мне иногда сердце!..
Мы за XX век, полный разнообразными достижениями прогресса, Днепростроями и Магнитками, «объелись» ими и разучились их по-настоящему ценить. Спокойно и почти равнодушно смотрим, как по всему бывшему СССР закрываются и сносятся заводы, фабрики, неумолимо идёт деиндустриализация и развивается откат в «тёмные века», и даже не видим в том ничего особенно страшного. Привыкли-с. Люди XIX века, подобные Белинскому, которые с такой надеждой смотрели на самые малейшие и совсем нелёгкие шаги прогресса, никогда бы нас не смогли за это ни понять, ни простить...
Ещё некоторые высказывания Белинского:
«Я понял и французскую революцию... Понял и кровавую любовь Марата к свободе, его кровавую ненависть ко всему, что хотело отделяться от братства с человечеством хоть коляскою с гербом... Я начинаю любить человечество маратовски: чтобы сделать счастливою малейшую часть его, я, кажется, огнём и мечом истребил бы остальную». «Да и что кровь тысячей в сравнении с унижением и страданием миллионов».
«Наши непорядки исправит мать пресвятая гильотина!».
«В словах Бог и религия вижу тьму, мрак, цепи и кнут».
«Бог свидетель — у меня нет личных врагов, ибо я (скажу без хвастовства) по натуре моей выше личных оскорблений; но враги общественного добра — о, пусть вывалятся из них кишки, и пусть повесятся они на собственных кишках — я готов оказать им последнюю услугу — расправить петли и надеть на шеи».
Такие дела! :)
Портрет В.Г. Белинского. 1876
Борис Лебедев. В.Г. Белинский в Париже
Борис Лебедев. В.Г. Белинский и Н.В. Гоголь
Борис Лебедев. В.Г. Белинский и И.С. Тургенев
Борис Лебедев. В.Г. Белинский и Н. А. Некрасов
Борис Лебедев. Петербургский кружок Белинского
Действует параллельный блогу ДЗЕН-КАНАЛ
Некоторые публикации будут появляться там раньше, чем здесь, а некоторые, возможно, только там. Рекомендуется подписаться.
|
</> |