рейтинг блогов

Мастер класс Джима Брандербурга и Дэнни Элиннгера

топ 100 блогов amazon_san19.12.2010

На мастер-классе известнейших природных фотографов

Как и в прошлые годы, организаторы конкурса «Золотая черепаха» пригласили признанных иностранных мастеров природной фотографии, которые совместно с нашими коллегами в составе жюри конкурса выбирали финалистов, победителей номинаций и фотографа года «Золотой черепахи 5». Традиционно на следующий день после заседания, иностранные коллеги проводят мастер-класс, посвященный природной тематике. Этот год не стал исключением, даже наоборот, стал особенным. Во-первых, юбилей – 5 лет конкурсу «Золотая черепаха»; во-вторых, в качестве членов жюри нас посетили известнейшие фотографы дикой природы Джим Бранденбург и Дэнни Эллингер. Я пропустил позапрошлые мастер-классы Мартина Эйзенхауэра, Клауса Нигге и Винсента Мунье, но зато удалось побывать на прошлогоднем выступлении Лори Кэмпбелла (о котором писал тут) и поэтому ждал с нетерпением выступления этого уникального тандема с первых дней, как на сайте союза фотографов-анималистов появилась соответствующая информация. А заодно хотелось сравнить нынешнее выступление с прошлогодним.

И вот в субботу состоялся традиционный «День природной фотографии». Выступления фотографов-анималистов на этот раз проводились в гостиничном комплексе «Вега» на измайловском шоссе, в просторном зале «Фантазия». Большой экран, поддержка микрофонов, регулируемое освещение и удобные стулья делали просмотр мастер-класса «технически удобным» по сравнению с прошлым годом, когда выступал Лори Кэмпбелл. Но обо всём по порядку.

Денни Эллингер

Мастер класс Джима Брандербурга и Дэнни ЭлиннгераПервым выступил Денни Эллингер. Много лет Денни посвятил природной фотографии, также работал в кино, создавая фильмы на природную тематику. При этом он является директором фотобанка природной фотографии «FOTONATURA». Тема выступления Дэнни Эллингера свелась к одному важному вопросу – как молодому фотографу-натуралисту удержаться на плаву и не потонуть в океане массовой природной фотографии? Но в самом начале выступления он сказал: «This is my story». (Это моя история). Т.е. он поведал персональную точку зрения на современную природную фотографию, которой, как я уже упомянул, занимается много лет.

Несмотря на то, что Денни снимает и пейзажи, и подводный мир, и животных, и даже цветы, его основная тема – птицы в естественной среде обитания. По ходу рассказа Денни приводил параллели, с состоявшегося днём ранее, заседанием жюри конкурса «Золотая черепаха», сетуя, что многие фотографы снимают очень «плотно», не дают птице ни сантиметра свободного пространства. По его словам миссия фотографа-анималиста – показывать животных (не важно каких) в среде их обитания. Мастер даже крикнул в зал: «Дайте животному больше свободного пространства!»

Эллингер говорил о назначении и смысле фотографии как таковой, а также о коммерческой составляющей любого фотографического проекта. Поэтому его собственных историй и фотографий было мало. Лично я увидел в нём не сколько фотографа, но больше бизнесмена, прекрасно понимающего и уверенно работающего на иностранном рынке природной фотографии. И я не был разочарован, т.к. данное «виденье» темы очень важно, особенно в нашей стране, где рынок природной фотографии ещё пока только пытается сформировываться. Слушать его было очень интересно и познавательно. Чем-то доклад Денни Эллингера перекликался с докладом Вадима Штрика на прошлогоднем фестивале природной фотографии. Тогда Вадим поведал нам об отечественном фотобанке «Geophoto». Доклад Денни, помимо коммерческой составляющей, охватывал более обширные темы.

Он привёл «формулы», которые должен знать каждый начинающий фотограф, если намеревается стать успешным в своей области.

Мастер класс Джима Брандербурга и Дэнни Элиннгера

Write with light! Не правда ли это самое часто забываемое правило большинства фотографов на различных фотосайтах? Практически каждый день встречаю обиженные комментарии авторов, о незаслуженных отрицательных оценках. При этом автор не видит (читай – не понимает), что в его фотографии отсутствует самое главное – свет.

Мастер класс Джима Брандербурга и Дэнни ЭлиннгераЗа светом идёт выбор объекта съёмки; после постановка непосредственной цели фотографирования. Тут объясню чуть подробнее, т.к. это очень важный пункт, без которого понимание общей концепции мыслей иностранных фотографов будет неполным или даже неправильным. Фотографы такого калибра, как Дэнни Элингер, Джим Бранденбург и другие мыслят сразу фото-историями, т.к. это законченный продукт, который можно (и нужно) продать. Причём иногда история делается не один год, иногда лежит «в ящике», так сказать, вылёживается. А самый распространённый путь, когда начинающий фотограф идёт «в поле» и снимает всё, что шевелится, в среде профессионалов считается тупиковым, т.к. имеет низкую себестоимость и практически не востребовано на современном рынке природной фотографии (иностранном конечно). Поэтому, когда вы слышите от фотографа-профи, что он сфотографировал волка или куницу, знайте – у него имеется целая подборка фотографий на данную тему, которая раскрывает объект с различных сторон и при этом снята максимально разнообразно, начиная от пейзажей и заканчивая макрофотографиями рельефа кожи.

Далее фотограф поведал интереснейшие факты из истории природной фотографии. Люди начали снимать природу ещё с позапрошлого века. Делали это громадными камерами-ящиками (обскурами), однако при этом получали прекрасные результаты. Например, первая птица в полёте (резкая) была снята в 1929 году, а сидящая на гнезде птица (чибис) с размытым на заднем фоне ландшафтом, да ещё снятая при помощи remote control, в 1917 г. В их распоряжении не было ни экспозамера, ни следящего автофокуса, а была одна большая куча ограничений, но работая на грани возможного, фотографы того времени добивались фантастических результатов как, например, русский фотограф Прокудин-Горский, который снимал Россию в позапрошлом веке, причём в цвете! Для этого использовалась «с-трое-нная» камера с тремя разными цветовыми фильтрами. А потом изображения сводились вместе. Т.е. Денни подчеркнул, что, обладая совершенной современной техникой, люди в бОльшей своей массе делают всё те же изображения, что и 100 лет назад. Ничего не поменялось. Только возросло удобство пользования ящиком со стёклами. Денни подчеркнул, чтобы отличаться от других фотографов, нужно иметь своё «виденье», а также уважение по отношению не только к самому объекту съёмок, но и к природе в целом.

Потом он немного рассказал о проекте по съёмке веретенников, популяция которых в Нидерландах стабильно сокращается из-за сельского хозяйства. «Птицам просто становится негде жить,» – посетовал мастер – «Скоро веретенник и вместе с ним травник останутся только в России». Далее вниманию зрителей были представлены некоторые интересные ролики из жизни этих интереснейших птиц. Для меня стало неожиданностью, что Эллингер удручённо произнёс о слабой силе фотографии, что она не сможет изменить мир. «Мы можем создавать прекрасные изображения, и, находясь «в поле», стараться запечатлеть виды животных, которые уже завтра могут исчезнуть навсегда» - сказал мастер, а мне хочется возразить ему. Всё-таки фотография может посеять в голове у людей идею, которая будет расти, развиваться и ради неё, собственно, мы, и снимаем, устраиваем выставки. По крайней мере, мне хочется вот так наивно в это верить!

Далее фотограф рассказал о природном фото-проекте "Дикие чудеса Европы", имевшем место в 1996 году. Он не стал вдаваться в детали проекта (или я их не разобрал через переводчика?). Изначально проект планировался с природоохранных позиций, однако после отработки фотографами тем, организаторы удачно подвели под него денежную базу и получили замечательный готовый продукт, оставив в общем-то фотографов не удел. Рассказав об этом проекте, Денни хотел предостеречь фотографов, чтобы с осторожностью принимали участие в различных проектах природоохранного и благотворительного свойства. Иногда лучше потерять немного времени и прочитать контракт до конца, в том числе и написанное мелким шрифтом. Ещё на будущее он посоветовал формировать команду из людей, работающих в различных жанрах, например пейзажник, анималист, макрофотограф и т.д, чтобы каждый участник учился друг у друга, получал уникальный опыт и передавал взамен свой

Мастер класс Джима Брандербурга и Дэнни Элиннгера

Следующим стал рассказ об острове Альдабра, на который Денни приезжал 3 раза, где тестировал новую технику фирмы Никон, снимал флору и фауну тропиков. Кстати, фотограф отметил, что когда начал фотографировать, то уделил довольно продолжительное время изучению классического художественного искусства. Там он почерпнул информацию о композиции, постановке света – это впоследствии очень сильно помогло ему «в поле».

Напоследок Денни Элингер поведал о фотографах, которые впечатлили Дэнни, дали ему точку отсчёта своего творчества. Один из них, японец Тейдзи Сага (Teiji Saga), который за 50 лет своей творческой деятельности занимался только одной темой – лебедями, при этом достиг в ней непревзойдённого совершенства. В общем, для съёмки успешного фото-проекта, необходимо учиться работать светом и максимально погружаться в тему.

Мастер класс Джима Брандербурга и Дэнни Элиннгера

Джим Брандербург

Мастер класс Джима Брандербурга и Дэнни ЭлиннгераВот Денни Элингер представил Джима Брандербурга, назвав его единственным фотографом, имеющим свой подчерк. Лично на меня Брандербург произвёл впечатление крайне энергичного (даже гипер-энергичного), живого человека, который может говорить о природе сутками напролёт и при этом старается улизнуть с различных «тусовок» при первой появившейся возможности, что он неоднократно демонстрировал по ходу проведения мастер-классов.

Выступление Джима кардинально разнилось с выступлением его коллеги. Рассказы Джима были полны описания, в них отсутствовала свойственная Денни конкретика, В самом начале выступления Джим очень уверенно сказал: «Все природные фотографы – хорошие люди!», а потом представил залу своих соседей. Зал наполнил душераздирающий вой множества волков, а на экране в режиме слайдшоу менялись фотографии. При созерцании его работ, протяжный вой усиливал эффект представленных работ, что произвело на меня неизгладимое впечателение. А Джим, словно ожидая такого от зрителей, ещё и добавил, что на его взгляд не существует звука в природе, который бы одновременно вызывали такую оторопь и восхищение, как вой волка. После эффектной презентации Джим повёл рассказ о своих главных объектах в своих фоторассказах – волках.

Карьера фотографа-анималиста для Джима началась в Миннесотском университете в местной студии искусств. Дальше 15-ти летнее сотрудничество с газетой в качестве фотожурналиста, а также параллельное сотрудничество с журналом «Нешнл Джиографик», который впервые опубликовал снимок Брандербурга на своей обложке в 1980 г. С тех пор Джим Брандербург стал значимой фигурой среди фотографов-анималистов. «Нешнл Джиографик» напечатал на своих страницах более 18 его фотоисторий, и это не упоминая ещё бесчисленных книг и участия во множестве телепередач.

Джим поведал, что родился в городе, в котором не было деревьев. С детства он мечтал переехать в какой-нибудь лесистый уголок планеты. В результате он купил землю недалеко от города «Или», который в свою очередь находится практически в центре заповедника «Баундари Уотерс Каноэ Эйрие Уайдернесс». Заповедник занимает более 3 млн. акров земли, которые оберегаются законодательством США. На своих 1500 акрах Джим построил себе дом, а на расстоянии километра развернул небольшой лагерь для наблюдения за дикими животными. На его территории проживает стая волков из 19 особей. Вот за ними Джим и начал наблюдать, изучая в начале следы на снегу. Он показывал интересные рабочие кадры со съёмок и среди них возникали уже готовые фото-работы. И опять же повторюсь, фотоработы в конечном варианте будут обязательно связаны в фото-историю, т.к. одиночные кадры не интересуют печатные издания.

Брандербург постоянно подчёркивал сходство природы его края с российской природой – те же берёзы, ели, сосны, буреломы. На протяжении 30 лет он снимает волков, делает о них фото-истории, выпускает альбомы. В результате это оказывало на него большое давление и поэтому в один момент Джим, сказав о своём выходе из «Нешнл Джиографик», удаляется в свой домик. Там ему приходит интересная мысль – на протяжении 90 дней он будет делать одну фотографию в день, начиная от осеннего равноденствия и заканчивая зимним солнцестоянием. Т.е. он ровно один раз будет нажимать на кнопку опускания затвора. Такой режим работы, как отметил Джим, давал ему психологическую разгрузку, позволял расслабиться. Так родилась целая серия работ, которые в начале были положены в стол, а потом напечатаны в полном объёме в Нэшнл Джиографик под названием North Woods Journal (Дневник северных лесов). После такого успешного проекта был реализован ещё один схожий проект – «Летние дни» (Summers Days), в котором условия съёмок были те же: один день – один щелчок затвором. Так получилось 90 летних фотографий северных лесов и очередная публикация в журнале.

Следующий проект проходил в условиях Арктики. Журнал «Нешнл Джиографик» дал задание на фотоисторию об Арктике. Была снаряжена экспедиция, набраны люди. Там Джим Брандербург повстречал ещё одного своего кумира – полярного волка, которого снимал 3 года. Полученный материал превратился в прекрасную статью в НГ с его же фотографией на обложке, а также в фотоальбом «Полярный волк».

Мастер класс Джима Брандербурга и Дэнни ЭлиннгераВдруг Джим говорит, что если вы меня представляете эдаким тихим молчуном, который сидит с камерой в «засидке» и тихо давит на кнопочку, то вы глубоко ошибаетесь! И стал рассказывать о том, как в 14 лет, спрятавшись за камнем, сделал снимок лисицы, который послужил началом пути «Джима-фотографа». Далее 15 лет работал в газете, при этом показывая свои документальные снимки тех лет. Даже когда его послали как военного корреспондента в Намибию, то он всё равно улучал моменты и снимал местную флору и фауну. Так родился известный его кадр с антилопой на дюнах.

Следующая история была посвящена проекту по съёмке фотографий и фильмов родных мест. В основном это степи (саванны?). Ландшафт плоский с редкими деревьями. Японцы предоставили видеоаппаратуру, и всю экспедицию Джим переживал за сохранность техники стоимостью в несколько миллионов долларов. Для отпугивания случайных посетителей он раскрасил свою машину в цвета армии США, а также нарисовал на ней номер, в стиле военных машин. На кофрах с оборудованием поставил значки «осторожно радиация». А на вопрос, который ему задавали на заправках, - «а чем вы занимаетесь?» Он сурово отвечал: «Я не уполномочен об этом распространятся». Проект закончился успешно. В родном городе даже был возведён музей, где были собраны все фотографии проекта.

Напоследок он продемонстрировал московские стрит-фотографии, которые на днях путешествуя по Москве. На этом официальная часть выступлений закончилась.

Наступила череда вопросов из зала. В этом году люди не стали спрашивать о самом длинном объективе в арсенале фотографов. Однако животрепещущие темы были. Одна из них – намеренная подкормка животных с целью их дальнейшего фотографирования. Завязалась довольно продолжительная дискуссия, которую не буду повторять, но в результате Джим и Денни уклончиво ответили на данный вопрос. Они привели различные примеры из своей фото-практики и сошлись в одном, что всё зависит от конкретных случаев. Например, единожды подкормленное животное никак не пострадает, а систематическая подкормка может нанести урон и даже в этом случае всё зависит от множества внешних и внутренних факторов. Потом были вопросы о коммерческой стороне фотографии и фотобанках. За это отдувался Эллингер. Люди ещё спрашивали мастеров, но по некоторым, указанным ниже, причинам вопросы прошли мимо меня.

Позже началась ещё одна интересная часть – просмотр работ. В начале Денни просматривал работы из зала на своём ноутбуке, Но потом кто-то предложил вывести всё на большой экран и просмотр работ вышел на новый уровень, При этом к Денни присоединился Брандербург. Раздав критику всем нуждающимися, Джим и Денни озвучили одну очень интересную мысль:

«Участвуя в отборе победителей и финалистов конкурса, мы отметили, что количество видов животных и мест съёмок довольно ограничено. И советуем многим не зацикливаться на одной лишь съёмке медведей на Камчатке или львов в Танзании, а снимать больше свой родной край, в котором водится множество видов животных и растений. Причём, снимая родной край, фотографы-анималисты больше способствуют развитию отечественной природной фотографии.»

Было бы не объективно с моей стороны не упомянуть о проблемах, возникших на мастер-классе. Самой главной из них была и остаётся проблема перевода. Это самое настоящее бутылочное горлышко всего выступления. Оно не даёт полностью понять представленный мастерами материал. Причём тут напрашивается сравнение с прошлым годом, когда выступал Лори Кэмпбелл. Он (шотландец) говорил медленно, чётко выговаривал слова и после каждого предложения делал паузу, давая переводчику время на перевод. В этот раз переводчику редко давали вставить свой перевод, а девушка –переводчик сама не решалась прервать рассказ фотогарфов, ожидая когда ей выделят очередную паузу. Денни и Джим говорили довольно много и быстро, в результате чего девушка не в силах запомнить большой массив информации, выдавала лишь самую ей показавшуюся суть, опуская очень важные для зала детали, а иногда делая просто грубые ошибки. Её сразу же поправляли люди из зала, но мне показалось, что это неправильно, ведь человек старается делать свою работу и постоянно мешать ему – это, «имхо», не корректно. Лучше бы ей дали больше времени, я уверен, она бы перевела всё как надо. Как и на других мастер-классах я старался слушать сразу и оригинальный английский текст и одновременно текст переводчика – так у меня в голове складывалась полная картина происходящего.

Ещё один отрицательный фактор – это, как ни странно, люди, понимающие и говорящие на английском языке. С одной стороны, здорово общаться с известным фотографом напрямую без переводчика, показывая свою степень интеллектуального развития, с другой стороны получается очень нелицеприятная картина. Человек из зала задаёт вопрос на английском языке, давая понять, например, Денни, что может общаться напрямую и в результате весь диалог превращается в некоторый «междусобойчик», в который людям не знакомым с английским языком втиснуться просто невозможно. Переводчику, конечно, не дают и рта открыть, да, и она понимает, что перевод этим двум людям не требуется. Однако и общающиеся на чистом английском люди, и переводчик видимо не догадываются о том, что в зале сидят ещё несколько десятков человек и им тоже интересны обсуждаемые темы. Фотографы-натуралисты говорили очень быстро, а Джим при этом говорил на «американском английском», поэтому понять их порой с моим знанием языка было очень сложно. Думаю, это было самым слабым местом выступления иностранных фотографов-натуралистов, которые было далеко не бесплатным.

В итоге, хочется добавить, что по сравнению с прошлым годом, в зале отсутствовала та домашняя, тёплая атмосфера, которая ощущалась на мастер-классе шотландского фотографа. Всё напоминало корпоративную конференцию, которая максимально обезличена и преисполнена деловым стилем. Джим постоянно куда-то исчезал, Денни же отдувался за него в полной мере, а потом отстраненно копался в телефоне. Понятно, что знаменитые фотографы не должны каждому хлопать по плечу, но почему-то сидя в зале, слушая доклады или ожидая пока найдут Джима для съёмки групповой фотографии, всё время недоставало домашнего тепла… Возможно мотивы, поведение, идеи европейских фотографов, таких как Кэмпбелл, мне ближе? Не знаю, время покажет.

Друзья мои! Если есть среди вас или ваших знакомых искусные переводчики, которые бы желали участвовать непосредственно на таких мероприятиях, отзовитесь!

Выражаю сердечную благодарность организаторам этой интереснейшей встречи, а также гостиничному комплексу Вега за предоставленный зал и оборудование.


ЗЫ. Чем больше текста, тем больше ошибок, поэтому если увидели неточность, ошибку, очепятку, пишите мне, исправлю!


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
       Дорогие создатели, последним обновлением вы превзошли самих ...
Когда выбирала для себя новое место жительства, язык и возможность общения стояли на первом месте. Ну ладно я, человек взрослый, ко всему привыкший. Знаю испанский (считай половина мира открыта), значительно хуже, но «почти знаю» и английский (практики побольше и считай вторая половина мир ...
 це про те, як ми провели минулі вихідні. Далі в картінках. Скажу лише таке, шо ...
...
Новые шмотки мне достались на халяву - "униформа" для сотрудников