рейтинг блогов

Масштабные модели автомобилей СССР: история возникновения и развития.

топ 100 блогов clio_historia20.06.2021
Масштабные модели автомобилей СССР: история возникновения и развития.



С чего все начиналось

Считается, что родоначальником масштабных моделей в СССР считается завод "Тантал" в городе Саратов.

Предприятие оборонного комплекса было основано после войны в 1949 году, для выпуска электро- и радиоламп, а спустя 7-10 лет начался выпуск широкой гаммы сверхвысокочастотных вакуумных и твердотельных генераторов, являющихся элементной базой для сложнейших систем вооружения. Но как всегда было в СССР, на каждом заводе имелось параллельное производство. Идея производить игрушки была придумана и внедрена директором завода Г. М. Умновым.

Первой моделью был мотоцикл "Урал". Но он был слишком ажурный и копийный. В детских руках он рассыпался после получаса активной игры. Поэтому стали делать модели танков. Ведь танки грязи не бояться. И маленькие танкисты охотно играли с танталовскими танками в песочницах. Тем более особо ломаться там было нечему.



Вскоре, пресс-формы для отливки "боевых" и "неубиваемых" игрушек было передано на саратовский "Серп и молот". Вскоре "Тантал" начинает производство масштабных моделей. И на это есть интересная версия.

По воспоминаниям очевидцев, директор завода Г.А.Умнов очень увлекался коллекционированием автомобилей. Бывая часто заграницей, он привозил коробки с коллекционками. И после командировки он привез коробку с 408-м "москвичом" от французской фирмы Dinky Toys.


Масштабные модели автомобилей СССР: история возникновения и развития.
Москвич-408 "Dinky Toys"

Бытует мнение, что предприятия "оборонки" были обязаны выпускать товары широкого потребления в размере 10% от общего объема продукции. И на то существовала масса "проверяющих" органов. Но директор заводы сам вписал производство масштабных моделей по собственной инициативе.

В 1971 году в свет вышла первая модель-"Москвич"-412 под порядковым номером А1. Серия 71А1 расшифровывалась так-первые две цифры год выпуска, буква и цифра-номер модели. Инженеры не стремились сделать копию французской модели как могло бы показаться на первый взгляд. При проектировании и отливке использовались настоящие чертежи, которые были выписаны из АЗЛК. Но было кое-что схожее с француской моделью-это открывающийся капот и идентичное днище автомобиля

В конце 70-х годов, производство масштабных моделей было перенесено на другой саратовский завод "Радон". Он также входил в группу предприятий "Тантал".


Масштабные модели автомобилей СССР: история возникновения и развития.


Перенос производства на "Радон" и поставка на экспорт

Причиной переноса стала нехватка производственных мощностей инструментального цеха Тантала. Также, в 1977 году из-за применения вторсырья, модели стала охватывать "цинковая чума". На "Радоне" экспериментировали со сплавами, чтобы ситуация с чумой не повторялась. Также, был открыт участок опытной сборки, на котором разрабатывались новые модели и оборудование для их производства.

 После запуска производства, модели произвели фурор не только в стране, но и за ее пределами. Поставкой в страны совдепа занималась фирма НОВОЭКСПОРТ. Также, очень много машин советского производства поставлялись в страны Европы-поэтому модельки поставляемых машин клали в каждый автомобиль в качестве сувенира.

Экспорт в то время был очень важным направлением внешнеэкономической деятельности. Он позволял зарабатывать валюту для нужд государства. Валютой оплачивалась закупка оборудование для производства.

Также за границу прекрасно шли трактора. Танталу стали поступать заказы на производство тракторов в 43-м масштабе. Так саратовчане стали сотрудничать с "Тракторэкспорт".

Стоит отметить, что государство от продажи брало только 20% от оборота валюты в качестве налога. Остальные 80%-шли предприятию на нужды оптимизации и обновления производства.

Логотип и надпись NOVOEXPORT появились на упаковке саратовских модедей в 1974-75 годах, но есть свидетельства того, что и до появления коробок под этим брендом на предыдущее "поколение" коробочек наклеивались надписи NOVOEXPORT, то есть, данная организация наладила экспорт за рубеж саратовской продукции еще в начале 70-х.


Масштабные модели автомобилей СССР: история возникновения и развития.


Начало сотрудничества с ЛКЦП

Но хорошие модели-это хорошо. Но коробки, в которые запаковывались первые модели имели непрезентабельный вид. Коробочки изготавливались на местном саратовском заводе. Поэтому руководство завода стало искать с кем можно посотрудничать. И нашли-производить коробки и делать их более привлекательными для покупателя стал завод ЛКЦП (г.Ленинград)

Ленинградский Комбинат Цветной Печати-старейшее в России производство, учрежденное еще в 1819 году для производства карт. В советское время на нем производились атласные карты, печатная продукция и сувениры.

Введение красочных коробок сильно не повлияло на цену самих моделей. Цена не была ни завышена ни занижена. Определенно, своих денег они стоили и никто в обиде не был

Но на западе модели продавались за высокие цены. Например в Германии "Москвичи" и "Жигули" стоили по 16,5 марок, "Волги" — 24,5, "Чайки" и РАФы — по 28,5 марок. Пожалуй, наиболее успешно экспорт моделей шел во Францию, на волне поддержки активно экспортировавшихся в эту страну настоящих автомобилей. До сих пор больше всего советских моделей можно встретить именно во французском сегменте интернет-ауциона eВay.



Масштабные модели автомобилей СССР: история возникновения и развития.


Рекорды и организация производства

К 1985 году, экспорт и импорт моделей автомобилей в масштабе 1:43 превысил 2 миллиона штук в год. Успех был обеспечен в первую очередь кропотливым переводом реальных размеров с чертежей моделей автомобилей в масштаб. Также соблюдалась геометрия кузова и внимание к деталям

Производство моделей было полностью автоматизированным. Сборка деталей воедино происходило силами девушек. В самом СКБ работали 25 человек. Производственный процесс шел в нескольких цехах — в литейном цехе несколько автоматов отливали металлические детали — кузова, дверцы, крышки багажников и моторных отсеков. В цехе литья пластмассовых изделий также автоматы отливали пластиковые детали, которые покрывались "хромом" в другом цехе — гальванопластики, также в автоматизированном режиме.

 Спешу отметить что в советское время дефицитом были станки, которые позволяли бы делать качественные мастер-формы для отливки моделей. Так как предприятие работало на экспорт, то государство разрешило закупить готовые пресс-формы у обанкротившихся Mebetoys и Politoys так как это было проще и дешевле. Но руководство "Тантала" отказалось от такого варианта. Производство, с самого начала ориентированное на экспорт, самостоятельно закупили станки для самостоятельного изготовления пресс-форм для моделей. Производство моделей на предприятии было передовым и могло себе позволить рационализировать и оптимизировать производство

С 1960 года по 1990 год на заводе было произведено более 90 миллионов моделей автомобилей! в масштабе 1:43!


Масштабные модели автомобилей СССР: история возникновения и развития.


Наше время

После "лихих девяностых" завод еще оставался на плаву. Люди работали на голом энтузиазме.

По информации на 2000 год объемы производства снизились с 2,5 миллионов копий до 20000 копий в год. Несомненно, что на снижение объемов сказалось и сокращение персонала. К огромному сожалению, на данный момент некогда огромное производство находится на стадии банкротства.

Не война, не политические потрясения, а жадность и безразличное отношение к производству привели завод к разрухе и запустению.


Масштабные модели автомобилей СССР: история возникновения и развития.
Завод "Тантал" наши дни


ссылка




Интересуетесь историей? Милости прошу!


Оставить комментарий



Архив записей в блогах:
Не рассказала про выходные, но что-то нафотографировала в инстаграм, а так как в блоге давно не было картинок, то пост так и просится в ваши ленты, так что не серчайте и принимайте ещё один рассказ о том, какая жизнь и как в ней всё устроено. Да, для тех, кто воспринимает всё буквально, ...
Прибытие авианосца "Джордж Буш" в Средиземное море из района Персидского залива, скорее всего, впрямую связано с приходом туда же российского авианесущего крейсера "Адмирал Кузнецов". Речь, безусловно, идёт не о возможном противостоянии двух ...
Помнишь того телефониста на Титанике? Тот, когда корабль уже шел ко дну, еще телефонировал вниз, в затопленную кухню: Когда же будет обед? Ярослав Гашек точно описывает катастрофу нынешнего мира: горит АЭС в  Японии , взрываются реакторы, ...
Помните фильм "Замороженный"? А представьте себе простого человека, проспавшего год и проснувшегося сегодня. Думаю, что у него возникло бы много вопросов, причем по поводу очевидных для нас вещей. - Здравствуйте, Михаил. Я ваш лечащий врач, но не беспокойтесь, вы чудесным образом проспал ...
Вчера был кривой день ( это такие дни, когда всё идёт криво, не у всех, но у некоторых. У остальных - есть свои кривые дни. У меня был - вчера). Поэтому позволил себе немного вольностей. Но слава галактике - вроде одолел кривость. Сегодня же - день активации кодов. Их традиционно завязываю ...