"Мама знает лучше" (Мать Рапунцель)
tanja_tank — 14.08.2019 Читательница сделала интересный и подробный разбор взаимоотношений Рапунцель и ее матери-тиранши Готель.Классика токсичного семейства, тип "доминирущая гиперопека". Такие родители готовы все силы положить на то, чтобы ребенок не стал самостоятельным, а вечно нуждался бы в них.
Часто доминирующая гиперопека подается под соусом "без меня ты пропадешь", "я тебе только добра желаю", "ты неспособна позаботиться о себе", "я знаю, что для тебя лучше".
Обратим внимание и на нарциссическую зависть к ребенку, и соперничество с ним, так свойственное токсичным родителям.
Итак, разбор.
"Студия Дисней хороша тем, что, экранизируя сказки, они часто помещают в канву повествования добавочные социальные смысловые пласты помимо основной истории. Так, мультфильм «Рапунцель» демонстрирует прекрасный с точки зрения иллюстративности сюжет о токсичной матери в дополнение к главной сюжетной линии. Кстати, подобная история соответствует и взглядам некоторых психотерапевтов на оригинальную сказку братьев Гримм.
...Матушка Готель не родная мать Рапунцель, что, на мой взгляд, является еще и хорошей метафорой для токсичной матери – что подобную мать родной считать и не следует и что нужно бежать от такой со всех ног.
Матушка Готель похищает Рапунцель еще младенцем и забирает её себе с конкретным намерением – использовать её как ресурс для сохранения собственных молодости, сил и здоровья, заточив её в башне и не позволяя выходить.
(При разборе я опиралась на более или менее дословный перевод английской озвучки в переводе песен, поскольку русский дубляж выглядит, на мой взгляд, не так ярко, подчиняясь необходимости рифмовки и теряя важные детали реплик.)
Мы видим совсем небольшой кусочек детства Рапунцель, но даже там мы уже замечаем, что, во-первых, Рапунцель страстно хочет выйти из башни, но ей не разрешают, а во-вторых, матушка Готель уже ведёт пропаганду, рассказывая, как страшен мир за пределами комфортного гнёздышка и какие эгоистичные люди в нём живут.
Из этого и дальнейших эпизодов мы видим, что Готель предпочитает выглядеть «хорошей мамочкой», которая заботится о своей дочери и не выпускает её из дома только ради её блага. Однако она может включить и «злого полицейского», если Рапунцель продолжает настаивать на своём.
Но всё же чаще Готель использует пассивную агрессию с улыбками и вечным «я шучу, детка». Например, она хвалит Рапунцель за то, что та ежедневно делает тяжелую работу, поднимая Готель в окно башни, а потом сразу же говорит, что та делает это слишком долго, заканчивая реплику словами «я же просто шучу». Рапунцель в ответ растерянно смеется и меняет тему.
Не брезгует Готель и пассивно-агрессивными обесценивающими комментариями. Например, эпизод, где Готель и Рапунцель стоят у зеркала (причем Рапунцель пытается поговорить с Готель о том, что её волнует, но это игнорируется довольно продолжительное время, и Готель постоянно перебивает её):
- Рапунцель, посмотри в зеркало! Я вижу сильную, уверенную, красивую юную леди.
Рапунцель радуется и ободряется, Готель продолжает, смеясь:
- О, посмотри, и ты стоишь рядом! Я просто шучу, хватит быть такой серьёзной!
Потом Готель делает вид, что забыла о дне рождения Рапунцель (или же она и правда забыла, что тоже выглядит не лучшим образом).
Фактически, Готель конкурирует с Рапунцель, самоутверждаясь за её счет. Она постоянно смотрится в зеркало, отпускает уничижительные и замаскированные смехом шутки про внешность девушки, держит себя как «звезда».
Рапунцель, несмотря на всю эту удушающую заботу и моральный прессинг, растет на удивление здоровой и цельной личностью с очень крепкой самооценкой. Она очень хочет увидеть вблизи те огоньки, которые видит ежегодно из окна башни, и не оставляет этой мысли несмотря ни на что. Огоньки здесь – как символ осознания, озарения, именно благодаря им Рапунцель в итоге разоблачает тираншу. У неё явно очень сильная интуиция, поскольку, хотя она и доверяет своей приёмной матери, всё равно чувствует подвох.
Далее следует ария матушки Готель «Мама знает лучше», которая может служить гимном всем токсичным и фальшиво-заботливым матерям. В арии сочетаются запугивание страшным миром и обесценивание Рапунцель, как слабой, глупой, никчемной и не могущей существовать отдельно от «любящей» мамочки. Приведу некоторые выдержки из неё:
- Ты же хрупкая, как цветок.
- Доверься мне, дорогая. (Примечательно, что Готель использует слово «pet», у которого есть и значение – «домашнее животное», очень показательно в данном контексте).
- Мир страшен, и однажды точно случится что-то плохое, я клянусь тебе.
- Воры, грабители, ядовитые деревья и зыбучие пески, каннибалы, змеи и чума, огромные жуки, мужчины с острыми зубами, ах нет, больше ни слова, ты меня расстраиваешь. Но мамочка здесь, мама защитит тебя!
Интересно, что анимационный ряд усиливает это впечатление, поскольку Готель в начале своей песни гасит свет в комнате, и, пока Рапунцель крадётся со свечой, начинает рассказывать страшилки, которые непременно ждут девушку за порогом, успевает изобразить практически обморок от волнения, в котором винит Рапунцель («ты меня расстраиваешь»), а потом снова бросается её обнимать и утешать, раскачивая тем самым эмоциональные качели.
Рапунцель пытается обнять «маму» в ответ, но вместо ожидаемой матери наталкивается на манекен, потом зажигает в этой темноте свечи, а Готель идет следом и гасит их (что выглядит как хорошая метафора запутывания токсичным человеком следов и затуманивания сознания жертвы).
- Одна ты не выживешь. Неряшливая, странно одетая, незрелая, неуклюжая, я тебя умоляю, они съедят тебя живьём. Доверчивая, наивная, неловкая, странная и рассеянная, и кажется, ты становишься пухленькой. <�…> Я так говорю из любви к тебе.
Опять же, с точки зрения анимации мы видим, как Готель начинает довольно агрессивно толкать, ронять и кружить Рапунцель так, что у той явно всё плывёт перед глазами. На моменте с «пухленькой» Готель еще и снисходительно и пренебрежительно хлопает Рапунцель по лицу. Потом Готель снова гасит свет, появляется в отдалении в луче света и ловит притихшую и испуганную девушку в «утешающие» объятья и запрещает Рапунцель впредь даже упоминать о том, чтобы покидать башню.
Несмотря на запугивания Готель Рапунцель прекрасно справляется с внештатной ситуацией в виде появления воришки Юджина в башне, отчего обретает уверенность в себе снова и пытается поговорить с матерью. Однако Готель в ярости снова запрещает обсуждать тему ухода, делает крайне злобное лицо и говорит, что Рапунцель никогда отсюда не уйдет.
Рапунцель понимает, что надо играть не по-честному, и чтобы выйти, придётся лгать и выкручиваться, иначе никак. Она идёт на хитрость и просит в качестве компенсации за послушание редкую краску, за которой долго идти, после чего сбегает вместе с Юджином. (Кстати, отлично показаны метания ребёнка, который боится обидеть родителя, но очень хочет сепарироваться).
У матушки Готель, как у всех подобных ей людей, отличное чутьё, поэтому она довольно быстро возвращается назад, и понимает, что ресурс сбежал. Когда она перестает даже пытаться изображать доброту, мы видим её во всей красе. Она уверенно манипулирует бандитами и «сдает» им Рапунцель, раскрывая информацию о её волшебных волосах. Делиться ресурсом она, конечно, не намерена и действует расчетливо и продуманно. Готель нагоняет Рапунцель и снова пытается манипулировать её чувством вины:
- Как ты меня нашла?
- О, это было несложно, я шла по следам полного и абсолютного предательства.
Однако Рапунцель хоть и расстраивается, но идти домой не хочет. Готель, осознав, что её прошлые приёмы про страшный и враждебный мир и несчастную страдающую маму больше не работают, манипулирует девушкой уже немного иначе, усиливая нажим на обесценивание.
- Мама, постой, мне кажется, я ему нравлюсь!
- Нравишься? Рапунцель, что за бред! <�…> Посмотри на себя, разве ты можешь кого-то впечатлить! Не будь дурочкой, иди с мамочкой.
Когда Рапунцель говорит «нет», Готель «включает стерву» и ведет себя с Рапунцель уже не как с ребенком, а как с менее продвинутой и опытной, но всё-таки уже конкуренткой. Готель упирает на то, что Юджина рядом с Рапунцель держит исключительно корона, а завершает свой пассаж она классическим «не прибегай потом плакаться».
Далее Готель разыгрывает сложную схему, в которой устраняет Юджина, как посягающее на её собственность лицо, а саму Рапунцель убеждает в предательстве Юджина, снова разыгрывая добрую мать-спасительницу. Интересно, что всё опять происходит в темноте, а Готель снова стоит в луче света и раскрывает Рапунцель свои утешающие объятия – эта сцена зеркально дублирует сцену из первой арии.
Готель уводит Рапунцель домой – контроль восстановлен, можно не волноваться. Однако опыт путешествия не прошел для Рапунцель даром – на неё снисходит понимание о том, кто она, и кто Готель, и теперь она больше не желает подчиняться. Происходит жесткий разговор, где уже Рапунцель лидирует и обвиняет.
- Я всю жизнь провела, прячась от людей, которые могли использовать мою силу. А прятаться нужно было от тебя!
Рапунцель запрещает Готель прикасаться к своим волосам, тем самым фактически отказывая ей в ресурсе. Готель окончательно снимает маску заботливой матери, показывая своё истинное лицо.
- Хочешь, чтобы я была плохой? Хорошо, я буду плохой!
Готель связывает Рапунцель и по сути совершает убийство, тяжело раня своего «конкурента» Юджина, причем обвиняет в этом Рапунцель – посмотри, что ты натворила! – традиционно у подобных людей виноваты все вокруг, кроме них самих.
Рапунцель предлагает Готель сделку – исцеление Юджина в обмен на вечную покорность, и умирающий Юджин отрезает её волосы, лишая её тем самым всякой ценности для Готель.
В сказке всё заканчивается благополучно, потому что это Дисней, как же иначе. К сожалению, в жизни ценный ресурс так легко не отсекается, ведь как правило этот ресурс – сама сущность человека".
|
</> |