Макаренко о половом воcпитании
matveychev-oleg — 26.10.2014 Оригинал взят у anti_fascist1 в Макаренко о половом воcпитании14.10.2014
"Никакие разговоры о
"половом" вопросе с детьми не могут что-либо прибавить к тем
знаниям, которые и без того придут в свое время. Но они опошлят
проблему любви, они лишат ее той сдержанности, без которой любовь
называется развратом.
Раскрытие тайны, даже самое мудрое, усиливает физиологическую
сторону любви, воспитывает не половое чувство, а половое
любопытство, делая его простым и доступным.
Культура любовного переживания невозможна без тормозов,
организованных в детстве.
Половое воспитание и
должно заключаться в воспитании того интимного уважения к вопросам
пола, которое называется целомудрием. Умение владеть своим
чувством, воображением, возникающими желаниями - это важнейшее
умение, общественное значение которого недостаточно оценено.
Многие люди, говоря о половом воспитании, представляют себе половую
сферу, как нечто совершенно изолированное, отдельное, как что-то
такое, с чем можно вести дело с глазу на глаз. Другие, напротив,
делают из полового чувства какой-то универсальный фундамент для
всего личного и социального развития человека; человек в их
представлении есть всегда и прежде всего самец или самка.
Естественно, и они приходят к мысли, что воспитание человека должно
быть прежде всего воспитанием пола. И те и другие, несмотря на свою
противоположность, считают полезным и необходимым прямое и
целеустремленное половое воспитание.
Мой опыт говорит, что специальное, целеустремленное так называемое
половое воспитание может привести только к печальным результатам.
Оно будет "воспитывать" половое влечение в такой обстановке, как
будто человек не пережил длинной культурной истории, как будто
высокие формы половой любви уже не достигнуты во времена Данте,
Петрарки и Шекспира, как будто идея целомудренности не
реализовалась людьми еще в Древней Греции.
Половое влечение не может быть социально правильно воспитано, если
мыслить его существующим обособленно от всего развития личности. Но
и в то же время нельзя половую сферу рассматривать как основу всей
человеческой психики и направлять на нее главное внимание
воспитателя. Культура половой жизни есть не начало, а завершение.
Отдельно воспитывая половое чувство, мы еще не воспитываем
гражданина, воспитывая же гражданина, мы тем самым воспитываем и
половое чувство, но уже облагороженное основным направлением нашего
педагогического внимания.
И поэтому любовь не может быть выращена просто из недр простого
зоологического половое влечения. Силы "любовной" любви могут быть
найдены только в опыте неполовой человеческой
симпатии. Молодой человек никогда не будет любить свою
невесту и жену, если он не любил своих родителей, товарищей,
друзей. И чем шире область этой неполовой любви, тем благороднее
будет и любовь половая.
Человек, который любит свою Родину, народ, свое дело, не станет
развратником, его взгляд не увидит в женщине только самку. И
совершенно точным представляется обратное заключение: Тот, кто
способен относиться к женщине с упрощенным и бесстыдным цинизмом,
не заслуживает доверия как гражданин. Его отношение к общему делу
будет также цинично, ему нельзя верить до конца.
Половой инстинкт - инстинкт огромной действенной силы,
оставленный в первоначальном, "диком" состоянии или усиленный
"диким" воспитанием, может сделаться только антиобщественным
явлениям. Но связанный и облагороженный социальным опытом, оптом
еднства с людьми, дисциплины и торможения, он становится
одним из оснований самой высокой эстетики и самого красивого
человеческого счастья.
Семья - важнейшая область, где человек проходит свой первый
общественный путь! И если этот путь организован правильно,
правильно пойдет и половое воспитание. В семье, где родители
деятельны, где их авторитет естественно вытекает из их жизни и
работы, где жизнь детей, их первые общественные движения, их учеба,
игра, настроения, радости, огорчения вызывают постоянное внимание
родителей, где есть дисциплина, распоряжениен и контроль, в такой
семье всегда правильно организуется и развитие полового инстинкта у
детей. В такой семье никогда не возникнет надобности в каких-либо
надуманных и припадочных фокусах, не возникнет, во-первых, потому,
что между родителями и детьми существует совершенно необходимая
черта деликатности и молчаливого доверия. На этой черте взаимное
понимание возможно без применения натуралистического анализа и
откровенных слов. И во-вторых, на той же черте значительным и
мудрым будет каждое слово, сказанное вовремя, экономное и серьезное
слово о мужественности и целомудрии, о красоте жизни и ее
достоинстве, то слово, которое поможет родиться будущей большей
любви, творческой силе жизни ".