рейтинг блогов

Мадонна работы Фейта Штоса

топ 100 блогов all_collector18.11.2021

Почтовая марка из Польши с изображением Мадонны работы Фейта Штоса (Вит Ствоша)  к Международной неделе музеев, 8-14 октября 1956

марка Польши 1956-11-19 из серии «Неделя международных музеев (ЮНЕСКО)» изображена «Мадонна Фейта Штоса», №Mi:PL 991, Sn:PL 747, Yt:PL 879, Sg:PL 985, AFA:PL 881, Pol:PL 838, номинал — 60 gr
марка Польши 1956-11-19 из серии «Неделя международных музеев (ЮНЕСКО)» изображена «Мадонна Фейта Штоса», №Mi:PL 991, Sn:PL 747, Yt:PL 879, Sg:PL 985, AFA:PL 881, Pol:PL 838, номинал — 60 gr
Мадонна работы Фейта Штоса

Фейт  Штос (нем. Veit Stoß) или на польский лад Вит Ствош (польск. Wit Stwosz, около 1447, Хорб-на-Неккаре — 1533,  — немецкий скульптор; создатель шедевра позднеготического стиля — резного алтаря Мариацкого костёла в Кракове.

С 1477 по 1496 год работал в Кракове, потом вернулся в Нюрнберг. Соответственно, в творчестве Штоса различают краковский и нюрнбергский периоды.

Созданный Штосом по заказу немецкой общины Кракова в 1477—1489 годах в Мариацком костёле алтарь является крупнейшим готическим резным алтарём в мире (высота — 13 м, ширина — 11 м, высота фигур до 2,80 м).

Штос оказал огромное влияние на стиль резной деревянной скульптуры целого региона Южной Польши, Словакии, Австрии и части Германии.

алтарь базилики Мариацкого костёла в Кракове (церкви Успения Пресвятой Девы Марии)
алтарь базилики Мариацкого костёла в Кракове (церкви Успения Пресвятой Девы Марии)

 История главного алтаря базилики Мариацкого костёла в Кракове (церкви Успения Пресвятой Девы Марии) берёт своё начало 25 мая 1477 года, когда приглашённый немецкой общиной Кракова скульптор Вит Ствош начал работы по его созданию.

алтарь базилики Мариацкого костёла в Кракове (церкви Успения Пресвятой Девы Марии)
алтарь базилики Мариацкого костёла в Кракове (церкви Успения Пресвятой Девы Марии)
алтарь базилики Мариацкого костёла в Кракове (церкви Успения Пресвятой Девы Марии)
алтарь базилики Мариацкого костёла в Кракове (церкви Успения Пресвятой Девы Марии)

Вероятно, работа резчика ещё на незавершённом этапе так поразила власти города, что в 1483 году мастер был освобождён от уплаты любых налогов. Присматриваясь к деталям его работы, становится понятно, почему.

алтарь базилики Мариацкого костёла в Кракове (церкви Успения Пресвятой Девы Марии)
алтарь базилики Мариацкого костёла в Кракове (церкви Успения Пресвятой Девы Марии)

Алтарь показывает жизнь Девы Марии и Иисуса в 21 сцене. В главном гардеробе изображены Успение Пресвятой Богородицы и ее Успение. Вверху - коронация Матери Иисуса на небесах, а у подножия алтаря - дополнительное дерево Иессея, то есть родословная семьи Марии. 

Фрагмент алтаря базилика Мариацкого костёла в Кракове
Фрагмент алтаря базилика Мариацкого костёла в Кракове

Дело в том, что для изваяния фигур святых и Девы Марии Ствош использовал крупные, а порой и просто огромные пни лип. 

Для резки самых крупных фигур в композиции были использованы пни пятисотлетних деревьев. Та искусность, с которой мастер создавал свои творения, поражает до сих пор, не говоря уж о средневековых гражданах, для которых такое исполнение могло быть свидетельством того, что сам Господь помогает резчику.

Так, к примеру, особенностью стиля Вита Ствоша являются одежды роскошно исполненные святых и других персонажей изображённых им сцен. Ствош применил сложнейшую технику резки, которая создаёт впечатление объёмности одежд.

Фрагмент алтаря базилика Мариацкого костёла в Кракове
Фрагмент алтаря базилика Мариацкого костёла в Кракове
Структура и складки одеяний героев Евангелия не только создают ощущение реальности материала, но и выполняют функцию заполнения объёма и одновременно создают атмосферу трагизма в изображаемой сцене, то есть эмоционально наполняют композицию. Лица святых при этом также выглядят максимально реалистично, будто это живые люди замерли на мгновение.

Глядя на алтарь, может появиться ощущение, что смотришь не на средневековый рельеф и скульптуры, а на трёхмерную картину из современности. Ощущению способствуют и внушительные размеры алтаря, состоящего из панно и четырёх створок. Алтарь имеет 11 метров ширины и 13 высоты, а самая крупная из фигур имеет 2,7 метра высоты.

Согласно источникам, Вит Ствош искал натурщиков для своего творения не только среди служителей церкви и знатных особ, но и на улицах Кракова, забредая порой в самые его дальние уголки. Это дало ему возможность наиболее широко использовать особенности внешности людей для наиболее реалистичного отражения задуманного им. 

Только фигура Богородицы не тронута никакими физическими изменениями, болезнями и страданиями. Не содержит она и следов старости. Всё это сделано для того, чтобы подчеркнуть первозданность духовной красоты Девы Марии, к которой должна была стремиться каждая женщина. Также она олицетворяет идеал средневековой красоты.

Фрагмент алтаря базилика Мариацкого костёла в Кракове
Фрагмент алтаря базилика Мариацкого костёла в Кракове

За столь филигранно исполненный монументальный труд, Вит Ствош получил баснословную сумму 2808 флоринов, практически годовой бюджет Кракова. Деньги не пошли на пользу своему владельцу. 

По дороге домой, в Нюрнберг, Ствош доверил деньги некоему, как оказалось, не чистому на руку банкиру, который обманул резчика. Ствош попытался вернуть часть гонорара подделав финансовые документы и печать купца-обидчика. 

Алтарь Вита Ствоша в Кракове (церкви Успения Пресвятой Девы Марии)
Алтарь Вита Ствоша в Кракове (церкви Успения Пресвятой Девы Марии)

Денег вернуть не удалось, но проблемы заработать получилось. Мошенничество вышло на явь и резчика приговорили к аресту, выжгли позорное клеймо на его щеках и запретили уезжать из Нюрнберга. После неудачной попытки сбежать Ствоша водворили назад, а прошение о его помиловании было отвергнуто. Создатель крупнейшего в Европе готического алтаря умер в 1533 году.

Источник: https://polomedia.ru/news/puteshestvie/altar-vita-stvosha-v-krakove

Статья проиллюстрирована фотографиями из свободного доступа интернета. 

В статье использованы марки из коллекции volynko  "Живопись на марках"

Оставить комментарий



Архив записей в блогах:
Молодая дизайнер Хатья Аслам разработала концепт для еды в пути. Это коробка для ланча, позволяющая упаковать еду и аккуратно доставить ее туда, где можно спокойно перекусить. Коробку также можно использовать как поднос. В упаковке ...
Когда сидишь ты под сенью брызг шоколадного фондана, смотришь как твоя спутница давится с полбокала дешёвого вина, которое тебе втюхали втридорога и, которое В принципе, для "просто выпить бокальчик" - взять можно, но с целью получения удовольствия от вкуса, лучше пройти мимо. Скажу ...
Народ у меня интересуется с завидной регулярностью, какого фига я столько времени торчу в жж. Один майн френд megaslav на днях даже опрос замутил на эту тему, можно ли считать нездоровым блогира, который за 3 дня умудряется настрочить около 400 комментов? Не знаю, правда, откуда у ...
Тут на днях получила продолжение история с прокурорами-взяточниками из Подмосковья. Они уже прячутся от своих, надо полагать, бывших коллег. А еще очень забавно выглядит, если бы не было так грустно, соперничество Генпрокуратуры со ...
самая большая удача в жизни, это когда есть друзья, которым можно позвонить и сказать, допустим, поговори со мной, мне нужно время убить)))) и они не обижаются, а наоборот начинают смеяться и убивают с тобой время...или когда допустим, человек ...