Людміла Рублеўская «Пантофля Мнемазіны»
fem_books — 03.08.2018
Аннотация книги Л.Рублевской «Пантофля Мнемазіны» ("Туфелька
Мнемозины"):
"В своем новом романе Людмила Рублевская перетасовывает виртуальную
реальность и исторические события и ставит героев перед выбором:
смириться, стать частью системы или упорно оборонять островок
внутренней свободы.
Молодая дизайнерка Виринея проштрафилась перед начальством и
отправлена работать в маленькую транспортную газетку. На станции
метро она случайно замечает собственного мужа, который будто бы
погиб семь лет назад. Но детективная интрига - только фон, на
котором исследуется целая эпоха. Репрессии 1930-х годов, позорное
"дело врачей", карательная медицина, спецбольница, спрятанная в
лесной чаще, которая становится приютом для "врагов народа"..."
Рецензия Анны Кислицыной:
"Свежая книга Людмилы Рублевской напомнила, что в белорусской
прозе последнего десятилетия сформировался канон
детективно-приключенческой литературы. Это вдвойне интересно,
потому что такой литературы на белорусском языке действительно
очень мало. И вот у этих произведений — которых по пальцам! — много
общего.
Например, пересечение прошлого и настоящего, представленных в
книгах отдельными главами, где, как правило фигурируют в качестве
действующих лиц предки-потомки героев. Богатый
историко-этнографический материал, с широким спектром национальной
мифологии. И зачины. Это такие обособленные микро-рассказики в
начале глав, которые служат метафорическим ключом к пониманию
текста.
Книга Людмилы Рублевской «Пантофля Мнемазіны» прямо-таки
эталонный образец этого жанра в белорусской литературе. В ней есть
все перечисленное выше. Это само собой. А еще эта книга позволяет
сформулировать главную особенностью национальной
детективно-приключенческой литературы — остросоциальный подтекст.
Более того, иногда возникает впечатление, что именно ради этого
подтекста, ради выявления и обсуждения актуального настоящего,
книги и были написаны.
В своем новом романе Рублевская неоднократно вспоминает
твин-пиксовское «Совы не то, чем они кажутся». И это, надо
признать, в полной мере относится к избранному писательницей жанру,
который только маскируется под развлекательную литературу. Недаром
же в конце романа появляется комментарий проходного персонажа с
неслучайным ником Garetski: «Хіба вы не разумееце, што дэтэктыўны
сюжэт — толькі фанцік, а тэкст зусім пра іншае. Пра гістарычную
памяць» (FV - "Неужели вы не понимаете, что детективный сюжет -
только фантик, а текст совсем о другом. Об исторической
памяти."). Мы понимаем, вот только жаль, что не сразу.
В «Пантофлі Мнемазіны» сюжетных линий даже не две, а три. В
одном сюжете автор рассказывает историю молодой женщины Ирины
Корвус, она же — Веринея Нарушевич. (Кстати, герои этой книги часто
предстают под разными именами и прозвищами, тут бы читателю не
запутаться.) Героиня неожиданно для себя видит любимого мужа,
который пропал семь лет назад, и возобновляет его поиски, которые,
само собой, приводят к совершенно неожиданным открытиям (не будем
спойлерить — к каким).
На второй линии работает чудо-доктор Люциан Корвус по прозвищу
Конкистадор, создатель эликсира бессмертия, и его ученики.
А третья линия, совсем коротенькая, — это собственно рассказ о
том, как создавался роман. Такая отдельная глава в конце книги,
чтобы читатель понимал писательскую кухню. Это что-то вроде «когда
б вы знали, из какого сора», но только жесткое и травматичное для
психики рядового читателя. И тут надо быть честными и предупредить:
весь роман тяготеет к мрачной готически-панковской эстетике, хоть
начало его ничего такого и не предвещает."
Читать полностью
О писательнице:
Людмила Рублевская (наст. Людмила Ивановна Шнип; род. 5 июля 1965,
Минск) — белорусская поэтесса, прозаик, журналист, литературный
критик. Член СП СССР (1990) и СБП.
Страница в википедии