Люди и танки: о фильме Карена Шахназарова "Белый тигр" | Логово Открытых Дверей!
Сообщество «Логово Открытых Дверей!» — 29.05.2012
Война в этом фильме настолько реальна и прозаична, что кажется почти обыденностью. Уставшие, замотанные танкисты, немногословные и пугающе спокойные; переполненный ранеными полевой госпиталь, над которым висит, как туча, чей-то надрывный крик; главный герой, ушедший в себя и кажется сам в себе потерявшийся...
У него совсем негероическая внешность, детский подбородок и смешные уши, он разговаривает с танками и мечтает сжечь танк-призрак, уничтоживший его машину и отправивший на тот свет его самого. Этот негероический выходец с того света, Иван Найденов, прошедший крещение огнем, так искренне верит в легенду о Белом Тигре, бытующую по обе стороны фронта, что заражает своей верой скептика майора Федотова, вместе с которым они и пытаются найти танк-фантом.
Происходящее почти статично, краски размыты, лица невыразительны, история кажется выдуманной и нереальной.
Но вот он появляется - Белый Тигр, бог из машины, черт из табакерки, безжалостная металлическая тварь - и превращает в ад все, что его окружает, и валит одну за другой наши 34-ки, в которых горят и гибнут русские мужики... И хочется каким-то образом перешагнуть экран и что-нибудь сделать с этой уродливой гадиной... и пусть уже, наконец, появятся наши славные "катюши" и разнесут его в клочья, пусть он сгорит тридцать три раза подряд и провалится в тартарары!
Фиг вам! - он исчезает в дыму и тумане, распроклятый этот Белый Тигр, чтоб ему повылазило!
В этот момент происходит самое главное - как будто в давно привычной, играной-переиграной компьютерной игре, открывается новая, неведомая тебе локация, в которой все необычно, странно и тревожно. Заброшенная деревня, пустые дома, слепые окна, полуразрушенная церковь, тишина...
В этой почти потусторонней реальности две сущности, порожденные войной, - человек-фантом и танк-фантом - начинают смертельную дуэль. И все становится понятным и близким.
Да, это он, тот самый Иванушка из сказки -
У старинушки три сына:
Старший умный был детина,
Средний сын и так и сяк,
Младший вовсе был дурак.
И сейчас этот "вовсе дурак" с его смешными ушами и верой в танкового бога воюет за всех сразу - он в Бресткой крепости и под Москвой, в Сталинграде и под Курском, в белорусских лесах и на Синявских болотах. Он не кричит "ура!", не пылает гневом и жаждой мести, он спокойно делает свою поганую тяжелую военную работу и подбитая фрицевская железяка застывает на месте с развороченной башней.
А дальше - проигравшие войну фашисты подписывают Акт о безоговорочной капитуляции и камера с почти документальной точностью фиксирует детали, их кислые рожи и тщательно скрываемый страх, сервированный ужин и свежезамороженную клубнику на десерт, - жрите на здоровье, не подавитесь костями, мы сегодня добрые, мы все равно вас, гадов, победили!
Вот только танк этот мифический исчез, как провалился, выясняет Федотов в заключительном разговоре с Иваном Найденовым. И видит на горизонте знакомые очертания...
И, наконец, под занавес появляется господин Шикльгрубер собственной персоной. Это гуманно, подсудимому всегда предоставляется последнее слово, а на суде истории без него тем более нельзя обойтись. С кем он разговаривает - с Князем Тьмы, с собственной совестью или с Духом Войны, остается только догадываться. Но он, конечно же, пытается оправдаться и у него это, конечно же, не получается. Но слова его непросты и их еще тоже нужно осмыслить.
Шахназаров снял удивительно мудрый фильм о войне. Это философская притча, в которой многое не сказано словами, но очень ясно выражено языком кино.
И еще в этом фильме много танков, которые кажутся живыми и равноправными участниками войны. Они, как боевые слоны, рычат от злости, воют от боли и скрипят зубами от гнева. Кажется, что уставшие от войны танкисты поручили танкам выражать свои чувства и ощущения. Танки воюют вместе с людьми, как сильные и добрые звери.
А коварный Белый Тигр так и остался не уничтоженным. Я смотрю в темноту, там скрывается Зверь...