Любителям маленьких галерей и малоизвестных вещей

топ 100 блогов shakko_kitsune24.05.2019 Выставка Николай Рябушинский. «Золотое руно» тут открылась вчера, в галерее Веллум в Гостином дворе.

Есть весьма любопытное и неожиданное, особенно для тех, кто знает, что такое Рябушинские.

Н.П.Рябушинский. Рай 1933.
Любителям маленьких галерей и малоизвестных вещей

Текст из пресс-релиза:

22 мая в новом пространстве галереи «Веллум» открывается выставка «Николай Рябушинский. «Золотое руно», приуроченная к 110-летию завершения выпуска журнала «Золотое руно» (1906-1909 гг.), ставшего легендой русской художественной жизни начала ХХ века, – так же как и сам издатель журнала – Николай Рябушинский.

Любителям маленьких галерей и малоизвестных вещей

На выставке представлены редко экспонируемые живописные произведения Николая Рябушинского, работы художников, сотрудничавших с «Золотым руном» – Павла Кузнецова, Константина Сомова, Николая Крымова, Петра Уткина из собрания руководителя галереи «Веллум» Любови Агафоновой, из коллекции Валерия Дудакова и московских частных собраний; архивные документы и фотографии, рассказывающие о журнале и судьбе его издателя.

Любителям маленьких галерей и малоизвестных вещей

Николай Павлович Рябушинский (1877-1951 гг.), сын московского купца-миллионера, должен был продолжить дело знаменитого купеческого клана. Но страсть к искусству оказалась сильнее, и, получив свою долю наследства, Николай Рябушинский занимался живописью, поддерживал художников, писал книги под псевдонимом Н.Шинский, сочинял стихи и статьи, путешествовал и собирал коллекцию произведений искусства. Ближе всех из родственников ему оказалась сестра – Евфимия Павловна Носова (ставшая моделью для знаменитого портрета работы Валентина Серова), разделявшая его художественные интересы.

Н.П.Рябушинский. Сад Афродиты. 1930-е
Любителям маленьких галерей и малоизвестных вещей

«Размашистая» личность Николая Рябушинского, его образ жизни вызывали достаточно скептическое отношение и купеческого сообщества, и интеллектуально-художественных кругов; «вся Москва» обсуждала то, как «Николаша» проматывает состояние и кутит на своей роскошной вилле «Черный лебедь» в Петровском парке. На этой вилле, декорированной Павлом Кузнецовым, размещалась художественная коллекция Рябушинского, в которой были полотна Кранаха, Брейгеля, Пуссена; основную часть его коллекции составляли произведения художников «Голубой Розы». К сожалению, значительная часть коллекции погибла в 1915 году при пожаре.

Н. П. Рябушинский. Дары Помоны. Лилии, 1930-е
Любителям маленьких галерей и малоизвестных вещей Любителям маленьких галерей и малоизвестных вещей

В конце XIX - начале ХХ века несколько европейских художественных журналов своими публикациями, без преувеличения, формировали художественные идеалы эпохи (так мюнхенский журнал «Югенд» даже дал название стилю, который нашел мировое признание – «югендштиль»). В России такую роль играл журнал «Мир искусства», организованный Сергеем Павловичем Дягилевым и выходивший в 1898-1904 гг. Несомненно, культурный прорыв, совершенный Дягилевым и «Миром искусства», их российские и международные проекты, не оставили равнодушным Николая Рябушинского, который видел свое будущее исключительно в сфере искусства. Несмотря на недоверие и даже сопротивление арт-сообщества того времени, ему хватило сил, таланта и энергии, чтобы стать редактором-издателем ежемесячного художественного журнала «Золотое руно» и организатором художественных выставок «Голубая роза».

Любителям маленьких галерей и малоизвестных вещей


В 1906 году Рябушинский был близок к группе московских художников, возглавляемых Павлом Кузнецовым, так что созданный им журнал «Золотое руно» не только стремился занять пустовавшее место «главного журнала по искусству» - регулярный печатный орган стал центром, объединяющим художников, которым были близки эстетические принципы символизма. Материальная поддержка Рябушинского позволила издавать журнал с фантастически роскошной полиграфией и привлекать к сотрудничеству лучших авторов – Александра Блока, Ивана Бунина, Валерия Брюсова, Леонида Андреева, Константина Бальмонта, Андрея Белого, Максимилиана Волошина, Зинаиду Гиппиус, Дмитрия Мережковского, Федора Сологуба. С журналом работали Лев Бакст, Александр Бенуа, Евгений Лансере, Константин Сомов.

Любителям маленьких галерей и малоизвестных вещей


Собственные средства Рябушинского обеспечили проведение выставок «Голубой розы», позволив раскрыться талантам «голуборозовцев» - символистов в изобразительном искусстве. А в 1908–1909 годах уже под названием «Золотое руно» прошли три выставки, познакомившие русскую публику с новейшими работами французских авторов, и с произведениями русских художников, которые впоследствии стали самыми яркими фигурами русского авангарда. Сам Николай Рябушинский не боялся представлять свои живописные произведения, в которых он обращался к вечным архетипическим сюжетам – с необычной палитрой цветов, близкие поэзии символистов,– на суд публики и критики. Художник Сергей Виноградов писал о работах Рябушинского: «Его вещи неожиданны и фантастичны, и в них огромная фантазия была. Вот уж ничего банального, ординарного, надоевшего в них не было».

Любителям маленьких галерей и малоизвестных вещей

Журнал «Золотое руно» знакомил читателей с самыми передовыми течениями в искусстве того времени и, одновременно, занимался популяризацией отечественного художественного наследия. Кроме того, при журнале было организовано издательство, которое выпускало книги близких по духу авторов, в том числе рассказы Алексея Ремизова, сборники стихов Федора Сологуба, Александра Блока.

Выпуск журнала был прекращен в 1909 году, в прощальном обращении редакции к читателям говорилось: «…теперь мы ясно чувствуем, что течения, которые мы отстаивали как в области литературы, так и в области живописи уже достаточно окрепли и выразились, чтобы развиваться самостоятельно, и что “Золотое Руно” в этом отношении уже исполнил свою миссию… Заканчивая нашу четырехлетнюю работу, мы уходим со спокойной уверенностью, что ничто уже не сможет заглушить и уничтожить тех художественных принципов, за которые боролось «Золотое Руно» (От редакции // № 11-12. С. 107).

Николай Павлович Рябушинский окончательно покинул Россию в начале 1920-х годов. Он переживал взлеты и падения, периоды полного благополучия и тяжелые кризисы, но остался верен выбранному пути. Был владельцем антикварного магазина в Париже, организатором выставок. Последние годы жизни провел в Монте-Карло, где открыл галерею «Голубая Роза», а после Второй мировой войны – общедоступную галерею «Эрмитаж».

с 23 мая по 1 августа.
Вход на выставку бесплатный


Адрес:
новое пространство галереи «Веллум»
ул. Ильинка, д.4, Гостиный двор, вход с Хрустального переулка, секция 88-89

Оставить комментарий



Архив записей в блогах:
Он и она Велосипедная дорожка У лифтов Три фото, снятые сегодня мыльницей. Были перерывы - долго считала программа. Я сижу и с утра до вечера тыкаю в клавиши. С перерывом на еду, сон, машину и спортзал. ...
Дженис Дикенсон пару дней назад после ужина в ресторане BOA в Лос-Анджелесе. ...
Так я выгляжу в своём ресепшн-окошке:) Подарили всем работницам мотеля розы в горшочке. Я выбрала весёлый цвет:). Немного меня этот подарок беспокоит. Знаю, что розы часто бывают заражены клещом, а тут как раз сезон рассады. Может, надо опрыскать чем-нибудь для профилактики? Роза ...
Интересно, что до своего студенчества Клара разговаривала почти басом. Маленькая брюнетка с низким грудным голосом – такой Румянова поступила во ВГИК к Сергею Герасимову. Но во время одного из выездных концертов она сильно простудилась и чуть не умерла от крупозного воспаления ...
Сегодня одним днем уволили обоих воспитателей младшей группы моего ребенка. Завтра станет ясно, постигнет ли эта же участь нашу замечательную заведующую. Уволили по кляузе в департамент одного неравнодушного родителя. Дело в том, что нам раздали списки, что надо купить в группу, а этого ...